Отношения с сотрудниками: как себя вести большому боссу

Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с вопросом: какими должны быть отношения с сотрудниками? За годы работы в компании «Сектор Бизнеса» протестировано несколько моделей тимбилдинга и работы команды. В конечном итоге мы пришли к тому, что сближаться с сотрудниками не можно, а нужно! И вот почему...

Сама большая результативность работы команды наблюдалась в тех моделях взаимодействия, при которых отношения в коллективе строились на основе взаимовыручки и сплоченности. Самым неэффективным оказался принцип “разделяй и властвуй”, такой же эффект имело создание соперничества внутри команды.

То чувство, когда вы — творческие

В некоторых компаниях, в зависимости от индустрии, для эффективной работы команды нужны муштра и жесткая субординация. Как вариант, рейтинговая система, стимулирующая внутреннюю конкуренцию. В некоторых сферах формальные рамки напротив лучше свести к минимуму. Например, если речь идет о производстве, то первая модель, скорее всего, даст сравнительно большую отдачу. Но если давить на иллюстратора или писателя, то можно получить в конечном итоге уволившегося сотрудника.

Наш штат состоит из творческих личностей. Это web-дизайнеры, разработчики, копирайтеры — натуры, как говорится, тонкой душевной организации. Для этих людей важно ощущение свободы. Только так они могут ощутить легкость творческого полета. Не менее важно содействие, потому что иногда коллеги могут служить опорой и вдохновением. Не последнее место занимают похвала и одобрение, так как отношение окружающих для “творческих” служит персональным индикатором того, насколько человек успешен как специалист и как творец.

Стоит сказать и об эмоциональном климате в офисе. Он определяет то, насколько позитивно протекает творческий процесс и оказывает ощутимое влияние на эффективность сотрудника. Работать в дружеской обстановке психологически комфортнее. А гонка за результаты и соперничество напротив оказывают непрестанное давление. Помимо прочего, это постоянное нахождение в фоновом стрессе. А последнего нам и так хватает в жизни. Подробнее о том как справляться со стрессом можно прочесть в нашем Instagram-аккаунте.

Субординация и скрытые конфликты

Скрытые конфликты (СК) — это то, что не показывается и не высказывается открыто, но определенно точно делает обстановку напряженной. СК оказывают сильное влияние на атмосферу в коллективе и могут стать причиной серьезной демотивации как отдельных сотрудников, так и всего коллектива. Между собой сотрудники могут решать большинство возникающих конфликтов и в рабочее время. Это позволяет отсутствующая субординация и, в определенной степени, социальное равенство.

Эффективный метод сброса стресса — смех. Любой незначительный конфликт можно перевести в другую плоскость, посредством шуток и самоиронии. Если с чувством юмора у всех все в порядке, то и в коллективе происходит разрядка через смех, и наболевшее нашло выход. Причем шутка — один из самых безобидных вариантов погасить негатив. Стоит признать, что такой сброс негатива, безусловно, в незначительной степени отнимает рабочее время. Однако в перспективе никакого негативного влияния на производительность он не оказывает.

Но что делать, если скрытый конфликт происходит между начальником и подчиненным? В ситуациях со скрытыми конфликтами психологи советуют проговорить то, что не нравится. Но все мы люди — и проговаривать умеет не каждый да и не все можно высказать. А шутить в рабочее время про того, кто определяет твой успех, зарплату или положение в компании — не лучшая идея. Для решения таких ситуаций и нужен тимбилдинг, а точнее тимспирит (от англ. teamspirit). Один из наиболее удачных форматов — корпоратив.

Неформальная обстановка помогает преодолеть многие межличностные барьеры. Первое и самое важное, что она дает, это четкое ощущение равенства. Субординация сведена обычно только до возрастных границ. В этот момент каждый видит и понимает, что человек перед ним точно такой же как он сам. Коллеги получают возможность неформально проговорить рабочие или межличностные аспекты, которые в атмосфере офиса не могут найти нужного выражения. Многие обиды или недосказанности, которые сидели внутри и не находили выхода, в такой обстановке перегорают сами собой или находят выход в самом безобидном виде. Но тут же возникает вопрос. Не потеряется ли определенная граница, которая должна разделять личное и рабочее?

Искусство баланса

Вот тут мы и подходим к главной теме. Можно ли сближаться с подчиненными — однозначно нужно. Почему — описано выше. Но насколько большими или малыми должны быть границы? На самом деле, ситуация такова, что каждый руководитель определяет этот момент для себя самостоятельно. В этом заключается искусство управления и искусство баланса. Все зависит от того, на какой дистанции вы лучше всего контролируете процесс взаимоотношений с подчиненными; насколько умеете использовать плюсы и минусы той или иной дистанции; насколько обширен ваш опыт в управлении; приносят вред или пользу установленные сейчас границы.

И все же есть некоторые моменты, которых лучше избегать.

Во-первых, панибратство с подчиненными может нередко привести либо к тому, что они начинают пользоваться своим положением, либо к тому, что они начинают капризничать.

Во-вторых, личная привязанность с одной из сторон начинает мешать трезво оценивать ситуацию и принимать контрмеры, если подчиненного нужно подстегнуть или скоординировать.

В третьих, между начальником и подчиненным могут начать складываться отношения, которые окружающие будут видеть и оценивать по-разному. Такие ситуации нередки и имеют неприятные последствия, как правило, в виде потери кадра.

Также все перечисленное можно свести к одному тезису: мыслите стратегически. Трезво оценивайте ситуацию и сохраняйте над собой контроль даже в самые веселые моменты. Этого вполне достаточно, чтобы правильно выстроить отношения с подчиненными, избежать лишнего напряжения и создать в компании положительный микроклимат!

Владислав ЛУЖАНСКИЙ

33
2 комментария

Кто такой владислав лужанский, что он знает как вести себя большому боссу? 

1
Ответить

У нас большими боссами считают себя уже те, кто нанял няню

Ответить