(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20845348, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20845348, 'hit', window.location.href);

Таксономия Блума: 6 уровней обучения для проверки знаний сотрудников

В середине XX века профессор психологии Бенджамин Блум вместе с группой исследователей разработал методику, которая позволяет эффективнее проводить обучение и проверку знаний.

Методика получила название «таксономия Блума». По мнению исследователей, при обучении нужно последовательно задействовать все психические процессы: от запоминания материала до умения анализировать и создавать новое. Такой принцип можно использовать для проверки навыков студентов.

Обычно эту технику используют преподаватели в школах и вузах, но она подходит и для применения в корпоративном обучении. В этой статье рассказываем, как использовать таксономию Блума для оценки знаний сотрудников, зачем это нужно и какие инструменты необходимы.

На связи команда iSpring. Это четырнадцатая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 6 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

Что такое таксономия Блума и в чём её суть

Немного истории: Бенджамин Блум при анализе экзаменационных заданий обнаружил, что 95% вопросов были на заучивание. От студентов не требовалось умение рассуждать и применять знания на практике.

Тогда он с группой исследователей решил пересмотреть процесс обучения. В 1956 году Бенджамин Блум опубликовал первый том «Справочник I: когнитивный», а в 1964 году — второй том «Справочник II: аффективный». Ключевой идеей таксономии стало последовательное развитие навыка с помощью задействования основных познавательных функций.

Уровни таксономии Блума

Исследовательская группа Блума изобразила таксономию в виде пирамиды от низших уровней познавательного процесса к высшим. Всего получилось 6 этапов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Уровни взаимосвязаны друг с другом, применять их нужно последовательно и не стоит пропускать какой-либо из этапов.

Уровни мыслительных навыков по таксономии Блума: от простых к сложным. Начинать обучение или оценку знаний нужно с этапа «Знание»

Движение по уровням осуществляется снизу вверх: от простых познавательных процессов к самым сложным. Для проверки знаний можно использовать тесты, письменные задания, диалоговые тренажёры, которые имитируют общение с клиентом.

Например, если сотрудник допускает много ошибок в диалоговых тренажёрах, значит, он не знает основные стратегии общения с клиентом и вряд ли справится с реальными ситуациями. Соответственно, не нужно тратить время на проверку знаний по следующим этапам. Сотруднику нужно назначить обучение.

Пример диалогового тренажёра, созданного в конструкторе курсов iSpring Suite

Рассмотрим уровни таксономии Блума на примере обучения продавцов-консультантов.

  • Знание. Сотруднику нужно изучить всю информацию по теме: факты, термины, имена. Например, продавец должен знать свои обязанности, продукцию компании, названия программ для работы. Для проверки усвоения материала можно спросить, какие товары компания продаёт.
  • Понимание. На этом этапе нужно осознать полученную информацию. Можно попросить сотрудника объяснить термин или рассказать, зачем нужна та или иная программа. Начинающий продавец должен понимать, для чего ему нужно умение работать в 1С.
  • Применение. Практическое использование знаний. Продавец должен изучить необходимые программы, научиться правильно выкладывать товар и обслуживать клиентов. Для проверки знаний можно использовать тесты, тренажёры или оценку на рабочем месте под наблюдением наставника.
  • Анализ. Сотрудник должен понимать, как между собой связаны рабочие процессы. Продавцу нужно уметь правильно размещать товар, чтобы его можно было быстро достать и показать клиенту. Соответственно, это ускорит продажу продукции.
  • Синтез. Умение создавать новое на основе полученных знаний и предыдущего опыта — один из высших уровней таксономии Блума. Например, продавцу нужно не только уметь действовать по инструкции, но и находить выход из нестандартных ситуаций. Можно предложить сотруднику решить кейс по работе со сложным клиентом.
  • Оценка. Способность оценивать результаты действий. Продавец-консультант должен уметь анализировать общение с клиентом и выявлять свои ошибки, которые не привели к продажам. Можно предложить сотруднику составить скрипт разговора с конфликтным клиентом.

В корпоративном обучении таксономию Блума можно использовать и для создания учебного материала. Мы уже рассказывали в статье, как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля. Принцип тот же, только с поочерёдным задействованием уровней познавательного процесса.

Достоинства таксономии Блума

За 40 лет исследований в области образования Бенджамин Блум пришёл к выводу, что человек может развить любые навыки, если ему предоставить необходимые условия для обучения. Благодаря разработанной технике, учителя и студенты получили больше возможностей в образовательном процессе.

  • Единый стандарт. Метод Блума позволяет преподавателям говорить на одном языке. То есть разрабатывать учебные материалы и оценивать студентов по общему стандарту.
  • Подходит всем. Таксономию можно применять для обучения людей любого возраста и уровня образования.
  • Подключение личностного развития. Подход способствует не только профессиональному развитию студентов. Во время обучения задействуются гибкие навыки: коммуникативность, стрессоустойчивость, креативность, умение работать в команде, лидерские качества.
  • Использование интерактивных заданий. Для повышения вовлечённости и улучшения запоминания можно активизировать внимание студентов с помощью визуальных элементов и групповой работы. Например, включать картинки и схемы, а в практический блок добавлять методы совместной работы: дискуссии, создание проектов.
  • Актуальность программы. С 1950-х годов таксономия Блума активно используется в школах, вузах, компаниях. Педагоги публикуют научные статьи о применении этой техники и делятся своими рекомендациями.

Старая и новая версия таксономии Блума

Существует две версии таксономии. Оригинальную мы рассмотрели в разделе «Уровни таксономии Блума», но есть ещё усовершенствованный вариант.

В 2000-х годах появилась необходимость уточнить методику, сделать её более конкретной. За эту работу взялись коллеги Блума: его бывшая студентка Лорин Андерсон и психолог из первоначальной исследовательской группы Дэвид Кратвол.

  • Переименовали этапы и изменили структуру пирамиды

По мнению Лорин Андерсон и Дэвида Кратвола, названия должны быть конкретными и соответствующими целям обучения. Например, вместо существительного «знание» — глагол «запомнить», вместо «понимание» — «понимать».

Кроме того, «синтез» заменили на «создавать», чтобы сделать этот блок более понятным для преподавателей, и переместили его наверх. По мнению исследователей, умение создавать новое на основе полученных знаний является высшей и самой сложной категорией мышления.

Различия между оригинальной и современной версией таксономии Блума
  • Добавили подразделы в категории

Лорин Андерсон и Дэвид Кратвол выделили 4 типа знаний: фактические, концептуальные, процедурные и метакогнитивные. Именно их необходимо оценивать по пирамиде Блума. По улучшенной методике процесс обучения содержит ещё больше практических задач.

Фактические. Это базовые понятия: термины и основные факты, которые студент должен знать в рамках изучаемой темы. Например, при изучении основ маркетинга студент должен быть знаком с терминами «сегментация», «сбыт», «ценообразование».

Концептуальные. Понимание взаимодействия элементов друг с другом в изучаемой области. Например, какие бывают типы товаров, рынков, рекламы.

Процедурные. Использование техник, методов для решения конкретных задач. Например, знание методов ценообразования и связь этого процесса с рынком, сезонными и трендовыми товарами. Умение применять знания на практике — составлять стратегии продвижения товара.

Метакогнитивные. Умение использовать опираться на свой опыт и использовать знание о себе на практике. Например, в каком формате изучать инструкции, чтобы материал усваивался быстрее.

На первый взгляд кажется, что техника стала сложнее. На самом деле уточнения позволяют преподавателям делать конкретнее план обучения и детально оценивать, на каких этапах и в каких типах знаний студент столкнулся с трудностями.

Таблица глаголов по таксономии Блума для создания вопросов

Блум и его последователи предложили использовать конкретные глаголы, чтобы студентам было понятно, что от них требуется. Например, для уровня «Запоминание» формулировка задания может выглядеть так: «Перечислите два основных вида анализа компании». Ответ: SWOT-анализ и PEST-анализ.

Использование глаголов в заданиях исключает неточные формулировки, которые могут ввести студента в заблуждение. Кроме того, преподавателю при оценке знаний студента проще соотносить ошибки с этапами обучения и выявлять проблемные места.

Нужно учитывать, что первоначально таксономия Блума со списком глаголов была предложена для носителей английского языка. Мы составили таблицу с глаголами, наиболее характерными для русского языка. В списке могут встречаться конструкции. Например, «дать определение», «сделать выводы».

При работе по обновлённой таксономии Блума нужно учитывать тип знания при формулировании вопроса. Принцип составления заданий для оценки навыков сотрудника можно посмотреть в нашей таблице. Мы привели приблизительные упражнения для оценки фактических знаний маркетолога по всем уровням.

Критика таксономии Блума: в чём недостатки

Оригинальную и обновлённую таксономию Блума используют по всему миру. При этом некоторые методисты отмечают её недостатки. Например, педагог Роб Бергер считает, что последовательность — не лучший способ усвоения материала. По его мнению, для этого больше подходит перевёрнутый принцип.

Когда студент сталкивается со сложными задачами, он на практике запоминает нужную информацию. Роб Бергер приводит в пример изучение Adobe Photoshop. Чтобы познакомиться с основными настройками программы, нужно попробовать редактировать фотографии, опираясь на видеоуроки. Не всегда есть смысл изучать теорию перед использованием знаний на практике.

Таким образом, для составления учебных программ таксономию можно использовать. Но нужно учитывать, что метод не для всех студентов сработает одинаково: кому-то проще начинать со сложных задач и постепенно запоминать термины, даты, события. Теория Блума подойдёт как основа, которую можно изменить при необходимости.

Однако метод хорошо работает для проверки усвоения материала, потому что позволяет поэтапно выявлять слабые места в знаниях студента.

Как использовать таксономию Блума для проверки знаний персонала

Некоторые сотрудники могут безответственно подходить к обучению и просматривать материалы для галочки, что ведёт к ошибкам в компании. Чтобы убедиться, что сотрудник на самом деле изучил теорию и умеет использовать её на практике, нужно провести проверку знаний.

В этом разделе покажем, как правильно формулировать вопросы в соответствии с таксономией. При создании вопросов для теста рекомендуется использовать глаголы из таблицы, чтобы исключить двусмысленность.

I этап. Запомнил ли сотрудник основную информацию

На этом этапе можно оценить, какую информацию запомнил сотрудник. Если он не может пройти тест на знание теории, то не справится с диалоговыми тренажёрами и оценкой на рабочем месте. В случае неуспешного прохождения теста сотрудника можно вновь отправить изучать теорию.

Формулировки для теста: «выберите», «отметьте», «переставьте», «поменяйте местами», «пронумеруйте», «уберите лишнее» и другие.

Пример для уровня «Запомнить» таксономии Блума. Тест сделан в конструкторе курсов и тестов iSpring Suite

Если сотрудник успешно прошёл первый этап, можно ему назначать следующий тест. Таким образом, нужно двигаться последовательно: от проверки простых знаний к более сложным навыкам работы с информацией.

II этап. Кто понял, а кто зазубрил материал

Как отмечал Бенджамин Блум, недостаточно простого заучивания информации, нужно её понимать. На этом этапе проверяется умение сотрудника объяснить термин, изложить концепцию своими словами, привести примеры.

Формулировки для теста: «дайте определение», «объясните», «расшифруйте», «приведите примеры» и другие.

Пример для уровня «Понимать» таксономии Блума. Тест сделан в системе управления обучением iSpring Learn

III этап. Может ли сотрудник применить знания на практике

В этом блоке нужно задавать вопросы, связанные с его рабочими задачами. Например, рассчитать KPI, составить график работы сотрудников, выбрать документ, который нужно направить клиенту.

Формулировки для заданий: «примените формулу», «рассчитайте», «составьте», «выберите», «добавьте» и другие.

Пример реальной рабочей задачи, которая подойдёт для оценки знаний на уровне «Применять». Задание сделано в iSpring Learn, система автоматически проверяет ответ и сравнивает с правильным

IV этап. Способен ли сотрудник анализировать данные

Важно не только уметь понимать и применять знание, но и анализировать, сопоставлять одно с другим. Например, сравнить что-то с чем-то, выявить общее и различия, составить список преимуществ и недостатков продукта.

Формулировки для заданий: «проанализируйте», «сопоставьте», «сравните», «соедините», «предположите», «выявите» и другие.

Такой вопрос подходит для проверки умения определять связь между элементами. Пример для уровня «Анализировать» таксономии Блума. Задание сделано в iSpring Learn

V этап. Как развито критическое мышление

Этот этап соответствует уровню обучения «Оценивать» по таксономии Блума. То есть сотрудник должен уметь оценить ситуацию, прокомментировать, найти ошибки и сделать вывод.

Формулировки для заданий: «сделать вывод», «оценить», «обосновать», «найти ошибки», «посоветовать», «предположить» и другие.

Чтобы оценить, умеет ли сотрудник оценивать концепцию или ситуацию, лучше использовать вопросы с возможностью развёрнутого ответа. Пример для уровня «Анализировать» таксономии Блума. Тест сделан в iSpring Suite

VI этап. Умеет ли создавать что-то новое

По обновлённой таксономии Андерсон и Кратвола, высший уровень умений студента — способность создавать новое на основе полученных знаний. Например, разработать план действий, предложить идею для рекламы продукта или решение сложной проблемы.

Формулировки для заданий: «создать», «разработать», «подготовить», «организовать», «решить проблему», «составить» и другие.

Пример задания для уровня «Создавать». Задание сделано в iSpring Learn

Оценка таким методом позволяет составить индивидуальный план обучения для конкретных сотрудников и выявить ошибки методиста при составлении учебного курса. Возможно, преподаватель подготовил недостаточно заданий на понимание теории.

iSpring Learn для проверки знаний сотрудников

Если нужно быстро проверить знания сотрудников с помощью тестов или заданий, может подойти платформа iSpring Learn. Это система управления обучением (LMS), где можно хранить учебные материалы, загружать их в формате SCORM из конструкторов курсов, добавлять сотрудников, назначать им курсы, проводить онлайн-тестирование и отслеживать результаты.

В iSpring Learn удобный интерфейс. Сотрудник видит только нужные разделы для него: назначенные курсы и тесты, список мероприятий, базу знаний

В iSpring Learn можно создавать разные типы тестов: выбор одного или нескольких правильных ответов, краткий текстовый или числовой ответ, составление последовательности или соответствия. Система проверит ответы в тестах и соберёт статистику, которую можно выгрузить и изучить.

Кроме того, можно создавать практические задания для сотрудников. Например, сделать лонгрид, составить план продвижения продукта, написать скрипт для холодных звонков.

Готовую работу сотрудник должен прислать куратору на проверку

iSpring Learn собирает информацию по сотрудникам, курсам, вопросам, в которых чаще всего допускают ошибки. Это позволяет улучшать учебные программы и выявлять наиболее заинтересованных сотрудников в профессиональном развитии.

Пример статистики iSpring Learn: результаты прохождения теста сотрудником

Примеры компаний: как инструменты iSpring помогают в проверке знаний

Кроме iSpring Learn, для проверки знаний сотрудников можно использовать конструктор курсов и тестов iSpring Suite. Инструмент позволяет создавать 14 видов тестов: ввод числа или слова, перетаскивание фигур, выбор из списка, заполнение пропусков, развёрнутый ответ и многое другое.

Подробнее о возможностях конструктора курсов мы уже рассказывали в статье, как создать онлайн-тест в iSpring Suite.

В iSpring Suite можно делать тесты с интерактивными элементами. Например, задание на обнаружение нарушений в процессе работы

Инструменты iSpring можно использовать вместе, как делают многие крупные компании. Например, НЛМК, «Яндекс Go», «Альфа Капитал», «Билайн», «ДоДо», «ВкусВилл» и другие.

У нас уже есть статья, в которой можно узнать ещё больше о том, как провести онлайн-тестирование персонала в организации с помощью инструментов iSpring.

Пример № 1. В федеральной сети AG Experts, занимающейся ремонтом автостекол, используют инструменты iSpring для обучения и аттестации сотрудников. Чтобы проверить знания сотрудников, используют разработанные онлайн-тесты на платформе iSpring Learn и диалоговые тренажёры, созданные в iSpring Suite.

Как отмечает руководитель учебного центра AG Experts, благодаря электронным тестам удалось ускорить аттестацию сотрудников в 6 раз.

Тренажёр позволяет проверить умение сотрудника работать с типичными возражениями клиентов

Пример № 2. Руководитель по обучению ГК «ФораФарм», тоже относит к преимуществам инструментов iSpring возможность быстро проводить аттестацию сотрудников. Для этого не нужно раздавать бумажные тесты, вручную проверять и подсчитывать результаты — всё это сделает платформа.

Обучение и своевременная аттестация сотрудников позволяет компаниям снизить количество рабочих ошибок, улучшить бизнес-процессы и повысить продажи.

Результат ГК «ФораФарм» после внедрения инструментов iSpring для обучения и оценки знаний сотрудников

Резюме

  • Оригинальная и обновлённая таксономия Блума позволяет детально оценить результаты обучения сотрудников по основным категориям: запоминание, понимание материала, умение применять знания на практике, анализировать, критически мыслить и создавать что-то новое.
  • Проводить оценку знаний сотрудников можно в соответствии с уровнями пирамиды Блума. Если сотрудник не может ответить на вопросы по терминологии, скорее всего, он ошибётся и в практических заданиях. Потому что этапы обучения взаимосвязаны.
  • Чтобы провести оценку знаний сотрудника, понадобятся конструкторы тестов и других заданий. Для этого могут подойти инструменты iSpring, которые выбирают многие российские компании.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда