{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

ИТ-спецназ: как готовят современных разработчиков

Директор академических программ Parallels Антон Дяйкин о том, как российские ИТ-компании меняют систему высшего образования.

Российских разработчиков не только знают, но и признают во всем мире. Они занимают первое место в рейтинге TopCoder и входят в пятерку самых квалифицированных экспертов по версии HackerRank. Откуда такой успех? Ответ прост: у нас сильная математическая школа, а лучшие вузы страны имеют целый ряд контрактов с IT-компаниями, предусматривающих создание современных образовательных программ.

Подготовка разработчиков высокого класса — непростая задача. Вузам без поддержки бизнеса тяжело с ней справиться. Сама по себе IT-отрасль динамична — технологии и подходы постоянно меняются. А традиционная академическая программа, в свою очередь, не отличается гибкостью, она не успевает оперативно подстраиваться. Да и преподавательский состав, который может позволить себе образовательное учреждение, чаще всего состоит не из практиков. Они не в курсе последних тенденций и новых направлений, поэтому могут дать только академические знания. А их, как известно, недостаточно для работы над реальными проектами.

Вот почему крупные IT-компании организовывают собственные обучающие программы на базе университетов. Это не благотворительность, а инвестиции в будущее и попытка устранения собственного кадрового голода. Конечно, образовательные инициативы требуют немалых вложений, но полная переподготовка разработчика в конечном счете обходится дороже. К тому же сотрудничество с вузом — это зачастую единственная возможность найти и «захантить» неординарного, амбициозного, а главное — талантливого выпускника в свою команду. Спрос на IT-специалистов велик и самых одаренных разбирают еще до получения диплома.

Как все устроено

Среди организаций, развивающих IT-образование в России: Mail.ru Group, «Яндекс», «Ростелеком», «1С», ABBYY, IBS, Parallels. Их сотрудники составляют учебный план, проводят лекции и семинары, ведут факультативы, занимаются вместе со студентами научно-исследовательской деятельностью, привлекают к работе над реальными проектами — делают процесс обучения практичным. В целом можно выделить четыре формы сотрудничества с образовательными учреждениями.

Базовые кафедры

Практико-ориентированное обучение, высокотехнологичное оборудование, мотивационные стипендии — ключевые характеристики базовых кафедр. Их открывают, чтобы подготовить специалистов по узкоспециализированным направлениям, востребованным в компании. Студенты решают практические задачи, выполняют групповые проектные работы, пишут магистерские диссертации. Организация при этом полностью отвечает за образовательный процесс и обеспечивает материально-техническую базу. Вуз только согласовывает программу.

Например, «Яндекс» готовит специалистов в области Data Science на профильных факультетах МФТИ и ВШЭ. Компания «1С» развивает бакалавриат и магистратуру в МФТИ, студентов обучают по трем направлениям: бизнес-анализ и консалтинг, прикладное программирование и системное программирование. А благодаря усилиям Mail.Ru Group получить IT-специализацию можно в пяти вузах: МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МИФИ и СПбПУ.

Собственные IT-лаборатории

Это больше, чем комфортная цифровая среда. Такие площадки, открытые на территории вузов, вовлекают студентов в групповые исследования, которые представляют интерес для IT-компаний. Для учащихся подобная работа — возможность использовать теоретические знания на практике, получить опыт реального промышленного программирования, научиться анализировать новую информацию, а еще неплохой источник подработки.

В частности, Parallels платит за участие в исследовательских проектах 25–30 тысяч рублей в месяц. У компании есть лаборатория в МГТУ им. Баумана, в процессе создания лаборатория в МГУ, читается открытый факультатив в МИЭМ НИУ ВШЭ, планируется лаборатория в МИФИ. Студенты всех этих вузов участвуют в НИР совместно с менторами компании. Среди главных тем — облачные технологии, виртуализация, безопасность.

Организация НИР

Участие в индивидуальной научно-исследовательской работе студента, пожалуй, самая распространенная форма взаимодействия бизнеса и образовательного учреждения. В технических вузах НИР — обязательная часть академической учебной программы. Компании же выступают как заказчики — предлагают темы (обычно они связаны с научно-исследовательскими интересами организации) и как менторы — подсказывают, что дополнительно изучить, в каком направлении двигаться, какие допущены ошибки и на что обратить внимание.

Открытые факультативы

На них может записаться любой студент вуза, независимо от уровня начальной подготовки. Такой формат используется для привлечения учащихся к научно-исследовательской деятельности. Эксперт-практик рассказывает всем желающим расширить кругозор и узнать что-то новое о современных разработках, а заинтересовавшимся предлагает попробовать свои силы в решении прикладной проблемы.

Выгода для всех

Тесное взаимодействие бизнеса со студентами выгодно каждой стороне. Молодые разработчики оттачивают профессиональные навыки в работе над настоящим проектом еще до окончания вуза, их знания не фрагментарны и основаны не только на теоретической базе. Компания получает специалиста под свои нужды, способного решать актуальные задачи, понимающего суть работы, умеющего взаимодействовать с командой и общаться с заказчиком.

Образовательные учреждения тоже в плюсе. Во-первых, высококвалифицированные выпускники повышают рейтинг вуза. Во-вторых, компании вкладывают свои деньги в расширение образовательных программ, проводят стипендиальную поддержку студентов, обновляют при необходимости техническую базу и привлекают практикующих специалистов к преподавательской деятельности.

Рынок труда в свою очередь насыщается нужными и грамотными специалистами. Да, лучших из лучших забирают IT-компании, занимающиеся развитием образования. Но это лишь 2-5% от общего числа студентов, прошедших обучение на базовой кафедре или в лаборатории. Кроме того, даже они не монополизированы. Организации не заставляют учащихся заключать с ними обязывающие договоры во время обучения, так что они могут легко уйти работать в другую компанию.

0
5 комментариев
Сергей Мельников

Интересно, сколько стоит доучить программиста до топ-класса? 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

100 тыщ + 6 кв.м. + еда на 10 лет

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мельников

А не мало?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Дяйкин

Для этого нужно желание, воля руководителей, люди (менторы), время. Вот это все перечисленное найти труднее всего. А потом уже считать деньги. Но в каждом случае они будут разные. От нескольких десятков тысяч и до очень немалых сумм. Все зависит от того кто учит, в рамках каких программ и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Chuck Norris

В Parallels очень сильная школа подготовки. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда