Как профориентация помогает найти сотрудников со школьной скамьи

Рассказываем, почему и как работа со школьниками поможет компании решить проблему дефицита кадров.

Как профориентация помогает найти сотрудников со школьной скамьи

Привет, на связи Саша Свердловская и диджитал-студия Tetraform! Найм и удержание сотрудников — снова одна из главных проблем года. Поэтому рассказываем, как мы вместе с «Норникелем» нашли нестандартное решение — портал «Город профессий». И делимся пошаговым алгоритмом для реализации таких проектов.

Введение: Школьники как решение проблемы дефицита кадров

Именно с проблемой нехватки кадров «Норникель» обратился к нам: привлекательность производственных профессий падает, а поиски сотрудников становятся всё тяжелее и дольше.

Компания искала новое цифровое решение, которое заполнит информационный разрыв между «Норникелем» и потенциальными сотрудниками. Так родилась идея находить и готовить кадры ещё со школьной скамьи.

Реализовать такой большой проект без чёткого плана не получилось бы. Или получилось бы, но с огромными тратами бюджета, времени и сил. Поэтому весь процесс мы заранее спланировали и разбили на этапы.

Шаг 1: Сформулируйте гипотезу и разработайте концепцию

Что нужно сделать:

  • Изучить вводные по проблеме и задаче.
  • Составить несколько гипотез и выбрать из них ключевую.
  • Построить концепцию решения по конечной цели проекта, долгосрочной стратегии, предварительного портрета ЦА и её проблем.

Первоначальная гипотеза гласила: у детей и их родителей есть предвзятое отношение к профессиям в горном деле и металлургии. Поэтому они ими и не интересуются. Планировалось охватить все возможные аудитории и сделать универсальный продукт.

Мы провели порядка 10 встреч с представителями проекта и набрали фактуру до старта. Появилась концепция интерактивной платформы «Город профессий».

Она будет помогать молодым специалистам преодолеть предубеждения и увлечься инженерным сектором. И расскажет о перспективах работы в «Норникеле», но только в производственных направлениях. Например, что теперь работа в горном деле обходится без канареек.

Теперь канарейки могут спокойно жить дома
Теперь канарейки могут спокойно жить дома

Начали с исследований: перепроверить идеи и не тратить ресурсы на проект, которым не будут пользоваться. Это хорошая практика, поэтому мы о ней постоянно рассказываем.

Шаг 2: Найдите и изучите все ЦА и при необходимости поменяйте видение проекта

Что нужно сделать:

  • Конкретизировать ЦА при необходимости, выделить смежные группы.
  • Провести глубинные интервью и внимательно выслушать боли и проблемы опрашиваемых.
  • На основе исследований скорректировать концепцию решения и его основные этапы (при необходимости).

Для такого большого проекта критически важно выделить и учесть все группы, которые будут пользоваться продуктом. Иначе продукт не найдёт свою аудиторию и улетит в «молоко».

Мы опросили сотрудников «Норникеля» из разных подразделений. После анализа данных оказалось, что сделать универсальное решение не получится.

Поэтому в качестве ЦА выбрали школьников 7-10 классов. Выделили две смежные аудитории — родители и специалисты по профориентации. Далее провели интервью с представителями каждой группы.

Оказалось, что проблема в том, что дети в принципе не понимают, кем хотят быть. Исследование показало, что школьникам интересны все сектора работы «Норникеля» — всего 13 направлений.

Получился такой список
Получился такой список

Концепция изменилась примерно наполовину: целью портала стало налаживание контакта со школьниками и их профориентация через удобные инструменты. И через подробный и понятный рассказ о каждой профессии.

После всех корректировок построили подробный план разработки и начали создавать MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт), чтобы быстрее получить обратную связь от пользователей. Это помогло сэкономить время и оперативно вносить изменения.

Шаг 3: Сконцентрируйтесь на основных задачах и не тратьте время на остальное

Что нужно сделать:

  • Определить основной функционал и задачи продукта, сконцентрироваться на них.
  • Адаптировать или улучшить их в зависимости от потребностей и интересов ЦА.
  • Бесшовно объединить инструменты в одну структуру.

На старте проекта у нас был список из сотни идей по функциональности и дополнительной пользе. И чуть меньше сотни мыслей, как их внедрить. После исследований сфокусировались на основном функционале, чтобы решить главные задачи портала. Остальные идеи временно отложили в сторону. Это оптимальное соотношение на первых этапах разработки, которое не позволило затянуться разработке на несколько лет и увидеть результат уже через несколько месяцев.

Основным инструментом портал стал профориентационный тест на базе методик Е.А.Климова и И.Бриггс-Майерс. С него начинается погружение в мир профессий. После прохождения теста школьники получают список своих сильных и слабых сторон, перечень подходящих профессий, и могут их изучить. В навигации по порталу и контенту помогает виртуальный помощник.

Его, кстати, назвали Ni-28
Его, кстати, назвали Ni-28

Команда разработала интерактивную энциклопедию по профессиям: рассказы о них, лонгриды, фото-видео материалы. На платформе можно найти описание 147 профессий на более чем 100 страницах. Информацию, которая легла в основу лонгридов, предоставили действующие сотрудники «Норникеля».

Для вовлечения школьников были использованы элементы геймификации: тесты, награды, квесты. Для закрепления материала на портале есть 28 тестов и мини-игр. За их прохождение выдаются достижения. Все собранные достижения повышают рейтинг — тоже мотивация для вдумчивого прохождения.

У детей появилась дополнительная мотивация проводить больше времени на портале и лучше изучать возможные карьерные треки. Что помогает в простой форме повысить осведомлённость о перспективах работы в разных профессиях.

Шаг 4: Оперативно разработайте MVP и начните собирать фидбэк от пользователей

Что нужно сделать:

  • Определить этапы релиза версий проекта.
  • Быстро выпустить MVP
  • Собрать обратную связь от пользователей.

Реализацию разбили на два релиза. Это помогло максимально быстро выпустить MVP и начать работать с реальной обратной связью от аудитории.

В первом релизе фокус был на интересах школьников и специалистов по профориентации. Платформу сразу выпустили с основными инструментами и контентом для этих категорий.

Платформа выполняет несколько функций:

  • Помогает школьникам пройти профориентационный тест и выбрать интересующие профессии.
  • Рассказывает о различных направлениях в карьере.
  • Предоставляет информацию о том, какие экзамены нужны для поступления по необходимой специальности, какие компетенции и навыки нужны для работы.
  • Через интерактивную карту дали возможность изучить заинтересовавшую профессию.

В сумме это позволило заинтересовать и вовлечь школьников в процесс выбора профессии. А инженерный сектор получил задел на прилив молодых кадров в ближайшее время. После первого анонса специалисты по профориентации аплодировали — они получили продукт, в котором нуждались.

Шаг 5: Регулярно проводите тестирования, собирайте ОС от пользователей и вводите улучшения

Что нужно сделать:

  • Регулярно проводить тесты и аналитику поведения пользователей.
  • Проанализировать обратную связь от пользователей.
  • Не бояться улучшать или менять имеющиеся решения.

После запуска первой версии изучили глубину просмотра портала и провели моделируемое usability-тестирование. Это помогло оценить, насколько полезны и удобны разработанные инструменты.

Выяснилось, что пользователям не нравятся слишком длинные лонгриды. Во втором релизе их переработали: разбили на короткие главы и добавили нулевые страницы с навигацией.

Во втором релизе доработали внешний вид 3D-карты города и добавили содержания: в лонгридах поселились персонажи, которые рассказывают истории о профессиях. Ещё появились два новых района, посвящённые отдельным городам: Дудинка и Мончегорск. Для посетителей город стал ещё приятнее и интереснее, в нём хочется проводить время и изучать его богатства.

Также на постоянной основе трудились над улучшением скорости работы портала и его составляющих. Находились и ликвидировались баги и особенности работы платформы на разных системах.

Эти решения добавили большей ценности карте как источнику информации и как единице интересного контента. Гости и пользователи портала могут получить дополнительные данные и приятно провести время.

Шаг 6: Заранее продумайте продвижение продукта и вовлечение пользователей

Что нужно сделать:

  • Спланировать жизнь проекта после запуска.
  • Продумать его продвижение на площадках.
  • Адаптировать имеющиеся инструменты.

Ещё в самом начале проекта у нас был план по продвижению среди пользователей. Получалось убить двух зайцев разом: дать инструменты для решения задач смежным аудиториям и параллельно продвигать «Город профессий».

Для родителей и специалистов по профориентации мы разработали пошаговое руководство для обсуждения карьерных планов ребёнка. Контент для раздаточных материалов перекочевал из онлайн-версии «Города профессий» в офлайн.

Были разработаны следующие материалы:

  • Плакаты с QR-кодами для перехода на портал или тест.
  • Интерактивный урок с обратной связью от школьников.
  • Методичка для родителей в двух форматах: онлайн и офлайн.
  • Стикеры для школьников — раздавали их после урока по профориентации.

Это помогло смежным аудиториям закрыть их боли. А нам и заказчику — дополнительно проконтактировать с ЦА и донести ей ценность и полезность платформы.

Добавим немного цифр: мы распечатали 7,5 тысяч комплектов промо-материалов и отправили их в 37 школ Норильска. Это 200 кг чистой информации и красивой графики.

Сейчас материалы используются в школах Красноярского края и Мурманской области. Продукт востребован и поэтому может распространяться дальше без активного вмешательства команды Tetraform. И дополнительно контактировать со всеми интересующими нас аудиториями.

Заключение: Разработали универсальный инструмент для HR, маркетинга и образования

Наш план и работа по шагам помогли сэкономить время на разработке и реализации проекта — первая версия платформы вышла всего через шесть месяцев после старта и надеемся помогут. Также мы потратили намного меньше сил и денег, если бы занялись проектом «в лоб». Надеемся, наш опыт поможет и вам.

Проект «Город профессий» сейчас помогает «Норникеля» решать проблему поиска кадров. Мы нашли их в школах и сразу готовим к работе в компании. Не только в инженерном секторе, но и в смежных специальностях.

Это инструмент сферы образования, который может свободно распространяться и помогать компаниям закрывать свои HR-задачи.

Для HR-специалистов создана уникальная точка контакта и работы с аудиторией — база знаний о профессиях.

Для маркетинга и EVP это готовое решение для коммуникации, обучения и общения с возможными сотрудниками.

Как и обещали, готовый чек-лист для работы с подобными проектами. Основан на реальных событиях, шишках и фичах.

Как профориентация помогает найти сотрудников со школьной скамьи

Заходите на прогулку в город! Если у вас есть вопросы или сложности при работе над проектом, пишите нам.
Если было интересно, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы рассказываем, как закрывать задачи бизнеса с помощью цифровых решений и маркетинговых технологий → @tetraform_design.

99
Начать дискуссию