Как правильно ставить задачи, чтобы они выполнялись: четыре стиля лидерства для любой рабочей ситуации

Рассмотрим базовую модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара, которая была создана более 50 лет назад и актуальна по сей день.
Рубрика "Менеджмент для самых маленьких": опытные управленцы могут повторить фундаментальную информацию, а те, кто не видит в себе руководителя, могут внезапно осознать, что это проще, чем кажется.

Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара

Привет! Меня зовут Шубин Никита, я частный консультант, бизнес-аналитик и методолог. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, наладить операционную деятельность и курирую вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, грейдирование, наставничество, найм и ротация. Сейчас я рассматриваю предложения к стратегическому и операционному сотрудничеству, открыт к новым клиентам и в поиске уникальных экспертов в своей области для нетворкинга и сотрудничества уже сейчас или в будущем. Контакты указаны в конце статьи и в моём профиле.

Введение

Основы менеджмента в привычном для нас виде начали выстраиваться еще со времён первой промышленной революции: в процессе активного роста предприятий в период 18-19 веков началась систематизация и накопление профессиональных управленческих знаний.

Данная модель была разработана в процессе создания книги "Менеджмент организационного поведения" Полом Херси и Кеном Бланшаром в 1960-1969 году.

На первый взгляд, модель может выглядеть не совсем понятно, поэтому разберём каждый из стилей ситуационного лидерства подробнее: предстоит разобраться, в каких случаях применяется тот или иной стиль и почему именно он.

Директивный стиль ситуационного лидерства (на графике — S1)

Директивный стиль характерен для задач, когда сотрудник хочет, но не может выполнить поставленную задачу. Суть подхода заключается в минимальной мотивации и максимальной поддержке сотрудника практическими инструкциями к предстоящей работе. Предоставьте ему как можно больше материалов и информации, не тратьте время на мотивирующую часть — если сотрудник уже замотивирован, гораздо полезнее будет уделить внимание инструкциям.

Наставнический стиль ситуационного лидерства (на графике — S2)

Наставнический стиль характерен для задач, когда сотрудник не хочет, и не может выполнить поставленную задачу. В такой ситуации, при постановке задачи необходимо уделить внимание как мотивирующей, так и технической стороне: поддержите и замотивируйте сотрудника, предоставьте ему максимальное количество информации и ведите активный контроль за прогрессом выполнения поставленной задачи. Это самая сложная ситуация на нашей модели и она несёт наивысший риск провалить сроки или упустить качество выполнения работы, поэтому контроль в данной ситуации просто необходим.

Личный совет — мне в подобных ситуациях очень помогает тонкая манипуляция "Дай человеку понять и почувствовать, что ты поручил эту задачу именно ему, потому что ты знаешь, что лучше него её не сделает никто в отделе". Даже если это неправда. Простите меня :)

Поддерживающий стиль ситуационного лидерства (на графике — S3)

Поддерживающий стиль характерен для задач, когда сотрудник не хочет, но может выполнить поставленную задачу. В подобной ситуации, целью подхода является сделать чёткий акцент на мотивации сотрудника: мотивировать его можно как монетарно (материально), так и немонетарно. Всё зависит только от того, какой подход является наиболее эффективным по отношению к этому сотруднику.

Его не нужно будет сильно контролировать, но необходимо поглядывать на уровень мотивации сотрудника — немотивированный сотрудник работает, как минимум, значительно медленнее.

Делегирующий стиль ситуационного лидерства (на графике — S4)

Делегирующий стиль характерен для задач, когда сотрудник хочет, и может выполнить поставленную задачу. Суть делегирующего подхода заключается в том, чтобы назначить сотруднику задачу и дать ему свободу в методах ее выполнения, избавив от контроля и переложив на него ответственность за результат.

Заключение

Перед тем, как поручить первую или очередную задачу своему сотруднику, грамотно оцените их взаимосвязь, отталкиваясь от позиции ХОЧУ-МОГУ и определите, какой стиль ситуационного лидерства больше подходит здесь и сейчас.Чем дольше Вы работаете с людьми, тем более точно вы оцениваете области их компетенций и перестаёте ошибаться при назначении задач и первичной форме подготовки к этой задаче сотрудника.

Помните, что от качества и формы поставленной задачи напрямую зависит качество её выполнения.

Интересно узнать, есть ли у Вас опыт, очевидно, неправильно поставленных задач Вами или Вам руководством? Если да, то прошу поделиться Вашей историей в комментариях: могу добавить и свои :)

В моём телеграм-канале вы найдете большое количество интересных статей про бизнес, карьеру, управление персоналом и статистику: там я часто рассказываю о интересных и узконаправленных темах. А еще, мой материал заимствуют владельцы крупных каналов и издательств — будь с первоисточником :)

3
2 комментария

Наставнический стиль характерен для задач, когда сотрудник не хочет, и не может выполнить поставленную задачу.- так если он не может ее выполнить, может лучше отдать эту задачу другому сотруднику)

1
Ответить

Это не всегда доступное решение. Иногда, других сотрудников попросту нет или объем их занятости не позволяет этого сделать.

В подобных ситуациях есть и положительная сторона — на личном опыте могу сказать, что порой, это помогает раскрыть потенциал человека и вызвать в нём интерес к работе)

Поэтому, с моей точки зрения — иногда нужно экспериментировать, конечно, грамотно оценивая риски

1
Ответить