ИТ-экспансия: как выбрать регион для расширения бизнеса
Директор ИТ-компании из Ульяновска Сергей Полуэктов и директор по развитию Владислав Крайнов рассказали, как открыли офис компании в Санкт-Петербурге.
Компания MediaSoft работает в Ульяновске более 6 лет, за это время мы собрали в команде более 150 программистов. В последние годы наш объем производства рос в среднем на 50% в год, но этого было недостаточно, чтобы покрыть растущий спрос на услуги по разработке.
Мы стали присматриваться к другим регионам, и оказалось, что наиболее благоприятные условия для расширения ИТ-бизнеса сегодня наблюдаются в крупных городах. В итоге в августе прошлого года мы открыли подразделение в Санкт-Петербурге, и за полгода его объём производства достиг 10% от общей выработки компании.
В этом материале мы расскажем, с чем можно столкнуться при выходе в другой регион, почему мы выбрали Петербург и как конкурировали с местными работодателями.
Региональная специфика
При выборе региона мы в первую очередь оценивали, насколько велико там кадровое предложение. По данным HeadHunter, больше всего открытых ИТ-резюме в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Краснодарском крае, Татарстане и Новосибирской области.
Изначально мы не рассматривали для открытия офиса Москву или Санкт-Петербург, нас больше интересовали региональные города с сильными техническими вузами.
Но кадровая ситуация здесь оказалась довольно напряжённой: так, в Новосибирске на тысячу объявлений о работе приходится 70 технических вакансий — почти столько же, сколько в Москве (69 вакансий), и чуть больше, чем в Санкт-Петербурге (60 вакансий).
Также мы отказались от идеи открытия офиса, например, в соседнем Саранске: при населении вдвое меньше, чем в Ульяновске, кадровая ситуация здесь ещё более сложная.
Если сравнить количество ИТ-резюме в разных городах с численностью их населения, становится ясно, что лучше всего с кадрами как раз в городах-миллионниках.
Также мы учитывали фактор внутренней миграции: по данным Росстата, в последние годы приток населения наблюдался только в трёх округах — Центральном, Северо-Западном и Южном, в остальных отток оказался больше.
Этот процесс мы ощутили на себе: почти все уходящие из нашей компании люди увольняются по причине переезда в большой город, причём чаще всего переезжают в Петербург.
Взвесив все «за» и «против», мы выбрали для открытия нового офиса Санкт-Петербург.
Стоит сказать, что на рынке намного больше примеров, когда столичные ИТ-компании идут в регионы. Ими движет заблуждение, что в регионах и рабочая сила дешевле, и конкуренция за кадры ниже, но на деле всё не так радужно.
Разница по зарплатам в реальности не так велика, как ожидают столичные работодатели. Между Ульяновском и Санкт-Петербургом она составляет всего около 20% . А конкуренция за ИТ-специалистов в регионах не менее, а то и более жесткая, чем в столице.
В нашем регионе были примеры, когда столичные компании пытались быстро войти на местный рынок, предлагая разработчикам более высокие зарплаты. Это не сработало: ульяновские айтишники не готовы менять работу только за небольшую прибавку к ЗП, им также нужна стабильность, хороший коллектив, возможность развития.
Поэтому местные работодатели вкладываются в обучение кадров и налаживают связи с учебными заведениями. Пришлые компании, планирующие перекупить у них разработчиков, почти всегда терпят неудачу. По крайней мере блицкрига, на который они рассчитывают, у них не получается.
Как не потеряться в большом городе
Изучив конкурентную среду Санкт-Петербурга, мы увидели, что местный ИТ-рынок занят неравномерно: технологические гиганты «Яндекс» и «ВКонтакте» соседствуют здесь с множеством небольших digital-агентств, стартапов и микрокомпаний, обслуживающих одного-двух клиентов.
Компаний нашего типа — среднего размера, с фокусом на сложной разработке, многолетним опытом аутсорса для больших брендов — оказалось не так много. Это повышало наши шансы выделиться из общей массы работодателей и привлечь разработчиков.
(С крупнейшими компаниями вроде «Яндекса» мы за кадры напрямую не конкурируем: у них очень высокий конкурс и специфические требования к разработчикам.)
Знакомые разработчики из Петербурга рассказали, что здесь редко встречаются компании с развитой корпоративной культурой, а руководство не слишком лояльно к сотрудникам. Это было нам на руку, потому что все эти годы мы развивали компанию на следующих принципах:
- Фокус на потребностях разработчиков (возможность выбирать проекты, индивидуальный график, регулирование нагрузки с помощью разделения зарплаты на постоянную и переменную части).
- Инженерная культура (бесплатное обучение в академии разработки MediaSoft, наставничество, внимание к качеству кода).
- Корпоративная культура (построение компании на принципах равенства, отказ от найма на руководящие должности людей со стороны и так далее).
Этот подход обеспечивал нам планомерный рост в среднем на 10‑20 человек в год, теперь предстояло проверить его на новом месте.
Быстрый старт: офис, наём, загрузка
Чтобы разница между петербургскими и ульяновскими зарплатами не «перегрузила» наш бюджет, в петербургский офис мы нанимали только разработчиков. Все менеджеры, бухгалтеры, HR-специалисты остались в Ульяновске.
Поиски программистов начали со специализаций, наиболее востребованных у наших клиентов: JavaScript и мобайл. Параллельно проиндексировали зарплаты разработчикам схожей экспертизы из ульяновского офиса, чтобы не создавать в компании социальное неравенство. В итоге разница зарплат между двумя офисами сейчас отличается несущественно.
Чтобы в петербургском подразделении начала развиваться та же внутренняя культура, что и в основной компании, мы позвали «обратно на работу» двух специалистов, некогда уехавших от нас в Петербург. Им предстояло подобрать сотрудников с подходящими ценностями.
Начали подбирать помещение. Офис — важная часть имиджа работодателя, и на нём экономить нельзя. При изучении конкурентов мы заметили, что в Петербурге качеством и расположением офиса часто пренебрегают, поэтому смотрели только офисы класса А в центральных районах. В итоге выбрали бизнес-центр на набережной, с которой открывается вид на знаменитый крейсер «Аврора».
Для быстрого обустройства помещения десантировали в Петербург нашу команду, отвечающую за ульяновский офис. После этого HR-отдел начал активные поиски специалистов. Иногда доходило до пяти собеседований в день, в итоге за первые три месяца мы собрали команду из десяти разработчиков уровня middle и senior.
Можно было нанять намного больше, но мы руководствовались правилами, которые выработали за годы практики в Ульяновске: во-первых, отталкиваться от загрузки, то есть брать людей только на имеющиеся задачи.
Во-вторых, отдавать предпочтение специалистам, которые увлечены своей профессией и разделяют наши ценности. Хантить всех подряд, как поступают многие компании, — не наш метод. Ошибки найма в ИТ стоят очень дорого: если человек через три-четыре месяца уволится, затраты на его трудоустройство и погружение окажутся намного больше прибыли от его работы.
В-третьих, наращивать команду постепенно, чтобы не парализовать работу тимлидов, которые обычно занимаются погружением новых людей в работу.
Половина из тех, кто приходил к нам на собеседования, оказались приезжими из регионов, остальные — из небольших петербургских команд разработки. Они рассказывали, что на их прежнем месте работы мало интересовались качеством кода (работает — и ладно), не было возможности учиться у более сильных специалистов. Поэтому наше внимание к инженерной культуре они оценили как важное преимущество.
Результаты
В августе объём производства офиса в Санкт-Петербурге был равен 2% от выработки всей компании, а уже в декабре он достиг 10%. Сейчас этот рост продолжается, сотрудники петербургского офиса сами собеседуют и набирают новых специалистов.
Что изменилось в компании с открытием офиса в другом регионе?
У нас появилась возможность брать больше проектов. Не так давно нам приходилось отказываться от любых дополнительных задач, потому что производство было безнадёжно перегружено. Для пополнения команды в Ульяновске мы растим кадры самостоятельно, это дело не быстрое, к тому же новичков много в команду не наберёшь. Нанимаем не более одного человека в один-два месяца, и для постоянно растущей нагрузки это слишком медленно.
Санкт-Петербург с его более обширным кадровым предложением позволил нам набирать опытных специалистов, которых не нужно учить с нуля. Это позволяет расти быстрее.
Офис в Ульяновске тоже продолжает расти, причём в последний год этот рост увеличился с 50% до 80%. Спрос на рынке разработки сейчас больше, чем предложение, поэтому рост — одна из основных задач ИТ-компании.
Опять ищут исходя из ценностей. Вы секта чтоли чтобы подбирать людей по ценностям?
Учитывая, сколько времени мы проводим на работе, хочется находиться в окружении людей, у которых принципы и взгляды на жизнь схожи с твоими. Ценности это важно.
Обычно ценности конторы и ценности людей все же сильно отличаются
Для небольших компаний обычно это ценности основателей, а в больших не работал, не знаю 🤷♂️
Ну какие ценности у основателей? Сделать побыстрее, продать подороже...
"Ну какие ценности у основателей?"
Обычно увольняют одним днём. Это очевидно обозначает ценность кадров для основателей.
Ну я в принципе так и думал
Артём, а Вы не могли бы перечислить пару пару принципов и взглядов, которых придерживаетесь?
"Новосибирске на тысячу объявлений о работе приходится 70 технических вакансий – почти столько же, сколько в Москве (69 вакансий), и чуть больше, чем в Санкт-Петербурге (60 вакансий)." - что то какой то лютый звездеж. В Мск вакансий больше чем в питере в 7-10 раз, в питере больше вакансий чем в новосибе в 2 раза минимум.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ладно, без душнилова. Рассчет показан "на тысячу вакансий", то есть процент. Перефразируя, "технических вакансий от всего многообразия вакансий в Новосибирске 0.7%, почти как в Москве (0.69%)..."
Андерстунд?
А так это вы статью писали, тогда 70% вопросов сразу отпадает, предложения хотя бы связные и то хорошо.
"То есть в Новосибирске всего 3% всех ИТ-резюме, а спрос на кадры такой же, как в Москве, где 40% открытых ИТ-резюме." - большими буквами на красном фоне. Где тут про всё многообразие, если прямым текстом сказано, что спрос в новосибе такой же как в москве?
Пишите нормально, не будет вопросов.
Не, писал не я, а жаль, но относительно выделенной части соглашусь, не сразу удается понять, от чего процент взят. 3% и 40% - это от IT-вакансий по всем регионам. 0.7% - это от общего количества вакансий любого профиля в Новосибирске, а 0.69% - соответственно, от общего количества вакансий любого профиля в Москве.
Ну и под спросом имеется ввиду отношение количества it-вакансий к количеству вакансий вообще всех профессий. Не знаю, почему именно такая метрика, но это и не моё дело.
Ну если действительно жаль, вы всегда можете написать такую статью - VC очень демократичный.
Буду расценивать этот коммент как уход от сути диалога в пустую демагогию, равно как и отредаченную часть про фоточки из вк.
Уход от чего? От того что в выделенной части написана неправда? Так вы вроде согласились.
Или от вашего поста "бумагу дать" смысла которого я так и не понял?
Или ваш камент про бумагу это не пустая демагогия а обсуждение сути чего-то?
Напомню - вы меня прокомментировали и если хотите что-то от меня услышать, так говорите прямо, без пресловутой демагогии. Или выражаясь вашим языком "чего хотел то?"
В выделенном тексте написана, вероятно, правда (их аналитика - правдивость на их совести). Согласился с тем, что написано криво, сложно для понимания, не более. Своим комментарием "бумагу дать?" я указал на то, что вы не правы в том, как вы аргументировали свои сомнения в написанном автором, рассчитывая на то, что вы сами догадаетесь, в чем ошибочность.
В вашем первом комментарии не идёт речь о выделенном тексте, а только об абзаце перед ним.
Выделеным текстом написано то, что совершенно не соответствует моей информации о рынке, который я мониторю больше трех лет.
Так и аргументировали бы корректно. А иначе в комментарии явно сказано, что "вакансий в Москве больше чем в Новосибирске" - поразительная аналитика рынка труда.
Непонятно почему это вас так взволновало, если вы не автор статьи.
И то, что сказанно вначале комментария "вакансий в Москве больше чем в Новосибирске" это не только правда, но и совершенно логично, с точки зрения соотношений количества населения и числа компаний.
В отличие от того, что написано жирным текстом в статье.
Он еще и идиот))
Да я вообще фигею. Каментит меня какое то тело, пишет непонятный бред. Тут же обвиняет меня в демагогии, после чего приказывает мне не писать в ветке моего комментария, при этом поджигая пуканом легковоспламеняющиеся предметы.
Не пойму, сегодня на пряжке день открытых дверей что-ли?
может он бот по типу олежи?
Он просто друг.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Можно мне?
Не можно
жадина.
Менеджер.
Охренеть, это же те гопники, которые отжали компанию у основателя http://mymediacompany.ru/ Теперь эти рейдеры статьи на VC пишут, класс
Комментарий недоступен
Сделаем.
Директор ИТ-компании из Ульяновска Сергей Полуэктов сам себе конферанс.
По заголовку можно подумать, что московская или питерская контора думает расширяться "в Россию".
А по факту - самое обычное стремление в столицы
Не самое обычное.
Галеры - залезли в провинции ради экономии на зарплатах. Федералы, такие как (федеральные) дистри - вылезли в провинции ради экономии на зарплатах.
Тут другой тренд. Тренд от дефицита кадров в провинциях. Все кадры сожрали галеры и федералы.
Ну конкретно в Ульяновске да, дефицит ощущается уже.
Лет примерно 10 назад там начали очень хорошо IT поддерживать, так что ресурс действительно уже сильно ужат -)
И ни одной девушки на фото, шок-контент :)
Поздравляем, интересно, когда рынок переполнится или предложение превзойдет спрос?
Сложно сказать, но тенденция пока обратная и предпосылок к развороту не видно
Сергей, супер! Поздравляю с открытием нового офиса!
Из Ульяновского офиса появились ли желающие перевестись в Спб?
Да желающие то и до открытия офиса всегда были