Чего ожидают сотрудники ч.2

Ожидания рынка — область, где желания (мечты) пересекаются с реальностью (с тем, что действительно существует). В новой части исследования ожиданий сотрудников мы поговорим про представления об идеальной компании и факторы, наиболее сильно влияющие на понятие "идеальности".

В бизнес-терминологии есть понятие USP — Unique Selling Proposition, совокупность факторов, формирующих привлекательность продукта. Понимая, что на взгляд сотрудников делает компанию идеальной, можно создать USP для них.

Идеальная рабочая среда

Глава 2

В рамках наших усилий по пониманию ожиданий сотрудников мы попросили участников нашего опроса оценить ряд факторов компании от наиболее важных (позиция #1) до наименее важных (позиция #8). Мы стремились выяснить, что на самом деле ценят работники интеллектуального труда, оценивая компанию, в которой им хотелось бы работать. Мы сформулировали этот вопрос вокруг факторов "идеальной компании", чтобы побудить наших респондентов быть амбициозными. Мы надеялись получить реалистичные ответы, освободив респондентов от ограничений, с которыми они сталкиваются в своих фактических условиях труда.

Представление об идеальной компании

В нашем вопросе мы намеренно избегали фраз вроде "компания мечты". По нашему мнению, это могло бы привести к ответам, слишком отдалённым от текущей рабочей реальности. С другой стороны, мы также хотели ограничить наш список характеристик теми качествами, которые мы могли бы реалистично увидеть в описании вакансии. Например, было бы интересно включить четырехдневную рабочую неделю. Но в конечном итоге мы поняли, что слишком мало компаний сегодня приняли такую структуру рабочей недели (или подобные смелые новаторские практики). Хотя это не исчерпывающий список всех возможных рабочих условий и факторов, мы надеемся, что эти рейтинги предлагают общее представление о том, что сотрудники ценят в компании. Вот результаты в порядке важности, подчеркнутые нашими участниками опроса.

Факторы идеальной работы
Факторы идеальной работы

Какие из этих факторов наиболее важны для вас при представлении об идеальной компании?

"Пандемия и работа из дома почти два года показали мне, что мне нужен намного лучший баланс между работой и личной жизнью, лучшая поддержка со стороны верхнего руководства, что обе сферы серьезно ущемлены были до пандемии."

– Анонимный респондент

Гибкость имеет наибольшее значение

Из наших результатов видно, что три ведущих качества, которые сотрудники ищут в своей идеальной компании. Первое - это баланс между работой и личной жизнью, который был оценен как самый важный фактор. Это согласуется с тем, что респонденты рассказали нам о своем опыте удаленной работы после пандемии. Большинство наших респондентов (61%) отдали предпочтение этому фактору, опередив все остальные факторы с большим отрывом. Второй по популярности фактор был оценен как №1 только 14% респондентов.

На втором месте находится рабочая культура. Хотя формулировка расплывчатая, "рабочая культура" относится как к общей культуре внутри компании, так и к коллективному опыту сотрудников, работающих там. Рабочая культура в сознании может принимать множество форм. Например, отражать то, как в компании относятся к сотрудникам и как осуществляется коммуникация внутри организации. Это также может относиться к тому, насколько поддерживающей или токсичной является рабочая среда, отношениям в коллективе и другим качествам.

На третьем месте оказалась удаленная или распределенная работа. Как мы видели ранее, это важный фактор для многих наших респондентов, 73.1% из которых работают удаленно в каком-то объеме. Представляя себе свою идеальную компанию, 44% наших респондентов оценили удаленную или распределенную работу как один из трех важнейших факторов. Снова это соответствует тому, что мы видели ранее, с 46% участников, выражающих интерес к удаленной работе.

Хотя сами результаты не являются сюрпризом, ясно, как много веса придается рабочей культуре и гибкости. Три победителя - баланс между работой и личной жизнью, рабочая культура и удаленная работа - в целом относятся к категории гибкости и благополучия на работе. Этот образец подчеркивает, что в целом существует желание работать в компаниях, которые заботятся о своих сотрудниках и создают среду безопасности и автономии.

Что это значит для компаний

Есть несколько оговорок, которые стоит учитывать, изучая эти результаты. Например, разнообразие и инклюзивность, забота об экологии, социальная ответственность и HR–бренд компании занимают более низкие позиции, чем другие факторы. Но это не означает, что сотрудники сегодня не ценят эти факторы. Напротив, все они являются важными аспектами при выборе компании для работы, как явно сказали наши респонденты.

"Я чувствую, что я помогаю планете больше, меньше используя машину и покупая больше товаров в местных магазинах, чем в городе, где я раньше работал. Это теперь мои основные ожидания от любых будущих мест работы"

Анонимный респондент

Суть не в том, что эти факторы стали менее важными. Скорее стоит рассматривать факторы попавшие в топ рейтинга как потребности, которые необходимо реализовать быстрее всего. В первую очередь многие наши респонденты стремятся найти безопасную, гибкую и удаленную рабочую среду. После того как эти приоритеты высшего ранга будут удовлетворены, сотрудники начнут рассматривать вопросы разнообразия и инклюзивности, репутации и социальной миссии компании.

Пирамида приоритетов сотрудников
Пирамида приоритетов сотрудников

Давайте представим структуру приоритетов рабочего места, аналогичную иерархии потребностей Маслоу. Внизу, если базовые потребности удовлетворены, можно перейти выше по пирамиде к менее срочным потребностям. Мы можем заменить пищу и воду на зарплату, политику отпусков, роль. Выше этого - безопасная и надежная среда, где сотрудник может быть самим собой. И, возможно, выше, потребность присоединиться к сбалансированной, процветающей корпоративной культуре, потребность быть частью важной миссии и так далее. Все уровни важны. Некоторые из них являются основополагающими, а другие амбициозными.

Короче говоря, компании, конкурирующие за таланты сегодня, должны определить, какие пробелы им нужно заполнить в своей пирамиде потребностей. Хорошо продвигать HR-бренд и миссию компании, но без крепкого фундамента - справедливой оплаты, безопасной и гибкой рабочей среды, будет сложно привлечь талантливых сотрудников.

Поиск идеальной работы

Найти подходящую компанию важно. Но также критически важно выбрать рабочую роль, которая соответствует вашим навыкам, опыту и ожиданиям. В нашем стремлении понять, что сотрудники хотят от рабочей роли, мы попросили их оценить ряд факторов от самого важного (#1) до наименее важного (#8). Для наших респондентов процесс был идентичен предыдущему вопросу о идеальной компании - только факторы изменились.

Нет идеального способа понять ожидания от работы через опрос. Рынок труда невероятно сложен, и есть множество причин, почему работники выбирают ту или иную работу. Это может быть стратегический шаг в их карьере, желание заработать больше денег или даже решение войти в определенную область.

Тем не менее, мы попросили респондентов оценить несколько факторов, которые, по их мнению, имеют значение при поиске работы в современных условиях. Вы можете заметить, что удаленная/распределенная работа снова появляется. Это было сделано намеренно. Хотя организация в целом может предлагать удаленную/распределенную работу, это может быть доступно только для определенных команд или сотрудников. Указывая удаленную работу как часть работы самой по себе, мы хотели различить между политикой всей компании и возможностью работать удаленно, предоставляемой определенным должностям.

Некоторые факторы мы считали базовыми для любой работы. Например, кандидат всегда захочет знать название должности, зарплату и какую работу и проекты он будет выполнять в новой роли.

Другие факторы были дополнительными. Например, если зарплата и обязанности подходят, кандидат может быть заинтересован в стиле управления своего начальника, в опционной программе, потенциальных коллегах и так далее.

Какие из этих факторов имеют наибольшее значение, когда вы представляете себе свою идеальную работу?

Вес основных факторов идеальной работы
Вес основных факторов идеальной работы

Что это означает для компаний

Как и раньше, есть несколько явных победителей, которые выделяются. Первым и самым понятным является зарплата и льготы, особенно учитывая рост стоимости жизни и остающиеся на прежнем уровне заработные платы, что остается проблемой для среднестатистического работника.

Это также подчёркивает изменившуюся на рынке труда ситуацию: когда рынок труда растет - зарплата является самым лёгким критерием, “гигиеническим”.

Зарплата и льготы были однозначно самым важным аспектом идеальной работы. Целых 72% респондентов поставили ее на первое место. Чтобы поставить это в перспективу, всего 10% респондентов выбрали второй по популярности фактор (поддержку руководства) в качестве своего первого выбора.

На третьем месте оказалась удаленная/распределенная работа. Позиция и количество голосов за этот фактор были заметно похожи на предыдущий вопрос (об идеальной компании). Для этого вопроса 7% респондентов поставили удаленную работу на первое место в списке самых важных факторов работы, в то время как 41% включили ее в список своих трех приоритетов.

"Пришло время для компаний перестать ставить прибыль выше людей. Самое важное - заботиться о людях, чтобы они заботились о бизнесе. Будьте добры, понимающими, гибкими, отзывчивыми и щедрыми. Тогда вы получите то же самое в ответ от своих сотрудников."

Анонимный респондент

Мы, конечно, ожидали увидеть зарплату в списке самых критически важных факторов при выборе идеальной работы, но не ожидали, насколько важным окажется поддержка руководства и возможность удаленной работы. Ранее мы упомянули появление определенного паттерна пожеланий в направлении благополучия, поддержки и гибкости на работе. Эти ответы подтверждают этот паттерн.

Более удивительно то, что 38% респондентов определили названия должности как наименее важный фактор при выборе новой работы. "Забудьте о названии должности и престиже," кажется, они говорят. "Вместо этого платите нам справедливо и заботьтесь о нас."

Продолжение следует

44
2 комментария

Русской версии исследований нет?

Ответить

Не слышал, чтобы такое исследование проводилось в России, но, думаю, результаты были бы очень близки

1
Ответить