В отличие от моих друзей я работаю в офисе и могу рассказать про работу с фрилансерами со стороны заказчика. До eLama я шесть лет работала в агентстве, где привлекала и общалась с дизайнерами и специалистами по таргетированной рекламе.
Вот 10 основных сложностей, с которым я сталкивалась:
1. Часто фрилансеры работают по своему графику. И когда, например, необходимо оперативно подготовить картинку, они решают свои дела. Например, ушли в банк или уехали к родственникам, где слабый интернет.
2. Если фрилансер получил крупный заказ, он может отказаться выполнять твои работы. В таком случае заказчику лучше подстраховаться списком других специалистов и подготовкой контента на будущее.
3. Могут публиковать совместные кейсы без согласования с заказчиком.
4. Пропадают на несколько дней, а иногда и недель. Недавно нам написал один образовательный проект, чтобы согласовать комментарий спикера (который мы даже не давали), потому что автор материала исчез.
5. Не у всех есть ИП или ООО, чтобы заключить договор и проводить оплату. Специалист хочет, чтобы деньги переводили через Сбербанк, что заказчику совсем неудобно.
6. Набирают проектов и не могут уложиться в дедлайны.
7. Не все фрилансеры высокого профессионального уровня. Кто-то получил первых клиентов и поверил в себя.
8. Не все умеют принимать обратную связь и делать правки.
9. Еще одна частая сложность в работе с фрилансерами — это безответственность. Например, когда рассылки или публикации в соцсетях выходят без UTM-меток. Тестовая рассылка не отправлена заказчику, письмо сразу ушло на базу. В итоге заказчик без конкретных цифр, а фрилансер без возможного кейса.
10. Специалист не выполнял задачу, хотел дополнительной мотивации. Приходилось постоянно напоминать и объяснять, почему это важно. А того, что за исполнение задачи платят, было недостаточно.
Мои рекомендации, которые сделают работу заказчика с фрилансером комфортнее:
1. Когда вы поймете, что точно планируете быть фрилансером и хотите работать с крупными клиентами, зарегистрируйте ИП. И сразу подготовьте копии документов, которые будете отправлять заказчику для проверки юристами (необходимы свидетельство\лист записи о государственной регистрации юрлица и информационное письмо от ФНС о применении организацией УСН).
2. Собирайте портфолио. Если вы только начинаете вести клиентов на фрилансе, рассмотрите вариант работы с заказчиками по специальному прайсу за публикацию кейсов, размещение логотипа на сайте, рекомендательное письмо.
3. Нарабатывайте опыт и клиентов. Возможно, для опыта и запуска сарафанного радио стоит брать за услуги меньше опытных коллег. Качество работы страдать не должно.
4. Транслируйте экспертность. Раньше специалисты по трафику для этого создавали сообщества в соцсетях, где публиковали экспертный контент, новости рынка, отвечали на вопросы аудитории, делились кейсами. Вы также можете выступать, если вам есть что рассказать аудитории (кейсы, провалы, фишки и т. д.), публиковать материалы в СМИ — они всегда в поисках экспертов-практиков и уникального контента. Не знаете, о чем писать? Свяжитесь с ppc.world по почте и попросите добавить вас в рассылку для авторов.
5. Среди заказчиков выбирайте приятных людей. Если с человеком не хочется общаться, сотрудничество вряд ли будет удачным.
6. Договаривайтесь с заказчиком об объеме работы на старте, прописывайте этапы. Это же проделайте и с оплатой услуг. Например, вы настраиваете рекламу для всех соцсетей сразу или наоборот — отдельно, а за каждую последующую площадку клиент платит дополнительно.
7. Обозначьте алгоритм действий и сроки, чтобы клиент понимал, как вы работаете и в какой момент ждать результат.
8. Проговорите порядок согласования материалов (баннеров, текстов для рекламных объявлений и т. д.): что согласовываете, где и как часто. Например, договоритесь, что заказчик смотрит тексты объявлений в течение трех дней. Если за этот срок посмотреть не успел, запускаете в работу.
9. Опережайте заказчика. Запустили рекламу — напишите об этом клиенту. Сделали креативы — отправьте на согласование. Клиент будет видеть, что про него не забыли и не станет лишний раз дергать. Он привыкнет и будет знать, что вы напишите, когда появятся первые результаты.
10. Ведите рабочую переписку с заказчиком по почте. Так, вы всегда сможете вернуться к прописанным договоренностям и предоставите их, если потребуется. Переписку в Telegram, например, можно удалить.
11. Фиксируйте правки. Например, позвонил клиент и проговорил их устно. Опишите и попросите подтвердить, верно ли вы его услышали. Так подстрахуете себя от возможного недопонимания и в необходимых случаях вернетесь к переписке.
12. При обсуждении рабочих моментов с заказчиком во время звонков, пишите итоги встречи и отправляйте их клиенту.
13. Хотите, чтобы вас рекомендовали? Выполняйте договоренности.
14. Страшный сон тех, кто работает с фрилансерами, — его исчезновение. Не пропадайте. Если заболели, напишите об этом заказчику, сориентируйте по срокам. И не обманывайте.
15. Если облажались, признайте ошибку и верните деньги. Лучше потерять деньги, чем репутацию.