Советы фрилансеру: как выстроить успешную работу с клиентом
Непросто строить отношения с клиентом, когда за спиной нет имени компании и коллег, которые помогут, если что-то пошло не так.
Мы в ppc.world пообщались с резидентами петербургского сообщества фрилансеров и предпринимателей #Digitaldacha и спросили о налаживании взаимоотношений с заказчиками.
Они рассказали, с какими клиентами не стоит работать, как обозначить границы, чтобы не пришлось отвечать на звонки ночью, и почему важно признавать свои ошибки.
ИП или физлицо
Немного забегая вперед, скажу, что согласно результатам нашего опроса, ИП или ООО есть только у трети фрилансеров. Зачем нужна форма собственности? Сложно ли открыть ИП и платить налоги? На эти вопросы отвечает Николай Тихвинский.
Выбор заказчика
Как определить, на каких принципах строить сотрудничество, и понять, что с заказчиком работать не стоит, рассказывает Екатерина Коверник из «Гоголь шоп».
На переговорах
Что спросить у клиента, прежде чем брать заказ? Что нужно донести до клиента на этапе переговоров о сотрудничестве? Что важно услышать клиенту на этапе пресейла? На эти вопросы отвечает Екатерина Павлова.
Предоплата или постоплата
Из комментария Дмитрия Карамазова вы узнаете, какая схема оплаты безопасная для фрилансера, что делать, если заказчик не хочет оплачивать работу наперед, и когда можно переходить на постоплату.
Коммуникация в процессе
Руководитель Start Blog Up Варвара Лялягина объясняет, почему надо обозначить рамки и правила в коммуникации и как правильно выстроить общение с клиентом так, чтобы было комфортно работать обеим сторонам.
А если клиент недоволен
Случается, что клиент не принимает работу, и для этого есть объективные причины: работа сделана некачественно или не в срок. Как поступать в этих случаях — читайте в комментарии Елены Сергеевой.
Слово заказчику
Что не нравится клиентам, когда они сотрудничают с фрилансерами? Как работать, чтобы заказчик начал рекомендовать вас своим друзьям и знакомым? Рассказывает Екатерина Кондратьева из eLama.
Итого
Чтобы построить с клиентом долгие и выгодные отношения, следуйте советам:
- Оформите ИП: бизнесу удобнее и выгоднее работать с бизнесом, а у вас, кроме легальных доходов и уплаченных налогов, будет возможность выбирать более интересных заказчиков. И подготовьте копии документов.
- Помните, что вы выбираете партнера, с которым придется общаться долго и, вероятно, часто. Поинтересуйтесь, что было не так с предыдущими подрядчиками, расскажите о ваших условиях работы и убедитесь, что у вас не осталось сомнений относительно того, хотите ли вы работать с этим заказчиком.
- Заключайте договор и стремитесь работать по 100-процентной предоплате. Если клиент хочет перестраховаться, предложите оплату работы по частям.
- На переговорах постарайтесь узнать всё о проекте: готов ли сайт и есть ли описание продукта, чего ожидает заказчик от продвижения и какие KPI считает подходящими, были ли у него аналогичные проекты. Также донесите, что вы отвечаете за рекламу, а продажи — вне зоны вашей ответственности. Обязательно договоритесь о форме и содержании отчетности.
- Определите, где и как вам будет удобно общаться с партнерами. Сделайте этот канал коммуникации комфортным и для заказчика. Также объясните ему, где вы быстрее отвечаете и почему.
- В процессе сотрудничества выполняйте договоренности, оставайтесь на связи и опережайте вопросы заказчика. Обсудите порядок согласования материалов и фиксируйте правки и итоги встреч.
- Если клиент безосновательно остался недоволен работой, вместе вернитесь к договоренностям и сверьте их с результатами. Если вы где-то ошиблись, признайте это и предложите исправить. Но в начале сотрудничества всегда прописывайте всё, о чем вы договорились.
Больше материалов о жизни на фриленсе читайте на ppc.world.