Мотивация руководителя отдела продаж: Из чего складывается зарплата РОПа

Во всех новых проектах руководитель отдела продаж – это тот самый гвоздь, на котором в значительной степени держится проект. Этого человека мы тщательно подбираем, обучаем. Соответственно, с него очень высокий спрос, и нужно хорошо продумать, сколько ему платить. Все об этой вы узнаете из данной статьи.

Мотивация руководителя отдела продаж: Из чего складывается зарплата РОПа

Меня зовут Сергей Кошечкин. Более 390 предпринимателей доверяют мне подбор персонала, потому что получили по моей технологии свыше 990 менеджеров и руководителей отдела продаж. Если хотите узнать больше полезной информации, заглядывайте на YouTube. Ознакомиться с практическими кейсами по ведению бизнеса можно в Telegram-канале.

Содержание статьи:

Фикс РОПа (фиксированная зарплата руководителя отдела продаж)

За должное исполнение процессов. Пять функций управления привязывается к фиксу. Вы смотрите, какой средний фикс у РОПов в вашем регионе. Например, это 100 тысяч рублей. Эти 100 тысяч разбиваете на те функции, которые у вас прихрамывают.

Чаще всего руководитель отдела продаж – это человек типа «администратор». В малом и среднем бизнесе отделом продаж часто приходится руководить собственнику. И часто этот собственник бизнеса такой харизматичный лидер. А РОП должен дополнять его. Функцию постановки цели руководитель отдела продаж должен дополнять своими администраторскими способностями.

Чаще всего контроль – не самая сильная функция у собственника бизнеса. Причем я говорю не про тот контроль, когда он раз в месяц собирает сейлзов с вопросом «Где бабло?» и устраивает разнос, а про настоящий контроль – ежедневный педантичный, скрупулезный сбор промежуточных показателей: звонки, КП, соответствие регламентам, коммуникативным техникам, правильное заполнение коммерческих предложений. Это контроль. Абсолютно рутинные функции, которые не требуют никаких харизматичных качеств, а требуют скрупулезности и педантичности.

Собственник, когда пришла пора платить РОПу

Вы должны определить, какую из задач управления вы ставите на первое место. В наших проектах на первом месте чаще всего планирование, потом – контроль. Может быть удельный перевес 15 тысяч рублей за две эти функции. Оставшиеся 15-20 тысяч распределяются между мотивацией, обучением и организацией. Но это все up to you – вам решать.

Рассмотрим планирование. Какие конкретно функции руководитель отдела продаж выполняет в этом блоке?

Приведу примеры функций РОПа из конкретного кейса конкретного руководителя отдела продаж:

  • Составление и утверждение плана продаж. За день до начала отчетного периода руководитель отдела продаж составляет и утверждает план продаж как всего отдела, так и каждого менеджера. И эта функция оценивается в n-ное количество баллов;

  • Чек-пойнты – вы сами решаете, сколько раз в день их проводить. На начальных стадиях рекомендую пять чек-поинтов в день;

  • Постановка задачи РОПа каждый день. Ежедневно в живой ленте мы должны видеть задачи руководителя отдела продаж, потому что пионер – всем ребятам пример. Он должен в 9.03 свои задачи на день писать в формате SMART и говорить: делай как мы, делай с нами, лучше нас вряд ли получится.

В планировании можно ставить больше задач. Если задача выполнена, ставится единица – 100 %. Если она выполнена на 50 %, ставится 0,5. Если руководитель отдела продаж по какой-то из функций не все сделал идеально, часть оплаты за планирование уменьшается.

Когда РОП не сделал все задачи на 100%

РОП сам осуществляет контроль за собой, по крайней мере ежедневный. У собственника бизнеса нет необходимости проверять, проводит ли он чек-пойнты каждый день. Ему достаточно зайти пару-тройку раз в отдел продаж во время чек-пойнта.

Прелесть этих задач в том, что если руководитель отдела продаж стопроцентно их все выполняет, это неизбежно приводит к тому, что выполняется план продаж, а РОП получает не только фиксированную зарплату еще и флекс. Исполнение функций неразрывно связано с результатом. Это как в фитнесе: если вы каждое утро бегаете, каждый день соблюдаете режим питания, то результат неизбежен. Примерно так составляется базовая часть зарплаты руководителя отдела продаж.

Переходим к функции контроля РОПом. Во всех моих проектах функция контроля самая обширная. Что в нее входит?

  • Заполнение чек-листов. Задача руководителя отдела продаж – всех заставлять соблюдать регламент;
  • Контроль соблюдения готовности коммерческих предложений. КП должны быть очень быстро выставлены при входящем потоке;
  • Контроль качества коммуникации. Раз в день РОП садится и слушает, как у него в отделе люди общаются с клиентами;
  • Контроль соблюдения нормативов;
  • Ежедневный контроль оплаты счетов;
  • Контроль сроков готовности исполнения операций.

И так далее, можно найти около 50 задач, которые соответствуют 100 тыс. рублей. Все это сделано, руководитель отдела продаж получает фиксированную часть своей зарплаты.

Собственник, который больше не отвлекается на контроль перекура менеджеров ОП

Флекс (плавающая зарплата и KPI руководителя отдела продаж)

Для себя я установил соотношение фикса и флекса 50:50. Фикс выплачивается мне при условии, что я выполняю определенные функции и при условии, что мы выходим на так называемую ватерлинию. Ватерлиния – это среднемесячные объемы продаж. Если мы едем по ватерлинии – фикс выплачивается. Если ватерлиния превышена, руководитель отдела продаж претендует на флекс.

Как рассчитывается плавающая зарплата РОПа? Если выручка – два миллиона рублей, с этой дельты рассчитывается прибыль компании и определяется процент, на который претендует руководитель отдела продаж.

Флекс мотивирует РОПа не быть пассажиром. Если отдел продаж хорошо развит, продукт хороший и рынок отменный, то есть большая опасность сесть в этот поезд и ехать по накатанной. Флекс не должен быть очень высоким, чтобы руководитель отдела продаж не сказал: «Кочегары уголек закидывают, машина работает, а я посижу чаек попью, мне соточки за глаза хватит». Такого быть не должно. РОП должен выполнять все свои функции, потому что их суть – постоянное улучшение бизнес-процессов отдела продаж.

РОП и его "плавающая" зарплата

Флекс можно выплачивать не помесячно. Например, крупная сделка должна была закрыться 30-го, а закрылась 2-го числа следующего месяца. Флекс лучше выплачивать по результатам квартала.

Бонусная часть выплачивается за выполнение спецзадач. Например, когда мы вводим новых сотрудников в отдел продаж, бонус может выплачиваться за удержание. Мы наняли трех сотрудников, все три прошли аттестацию, обучение и остались работать, были выведены в точку окупаемости. Они же не сами такие молодцы, это РОП с ними возился – на это уходит много времени. В конечном итоге это монетизируемая задача, она дает экономический эффект. Не нужно новых менеджеров подбирать, нет затрат на «минусовых» менеджеров. Руководитель отдела продаж достиг определенного экономического эффекта своими действиями.

Еще примеры спецзадач: внедрение CRM, написание, разработка и внедрение корпоративных стандартов. Все эти задачи нужно проговаривать в начале месяца с собственником бизнеса и обсуждать, какие бонусы будут получены за каждую из них.

Итого, зарплата РОПа: Фикс выплачивается за качественное исполнение процессов – перформанс. Флекс – за полученный результат. Делайте так (это задача собственника бизнеса), чтобы качественное исполнение фикса приводило к получению флекса.

РОП, у которого в этом месяце было слишком мало спецзадач

И помните, что РОП – это майор, который оперативно на месте руководит обстановкой, а стратегию ведения боевых действий все-таки определяет генерал. Он должен фокусировать руководителя отдела продаж либо на планировании, либо на контроле, либо в какой-то момент на нематериальной мотивации персонала.

Ошибки при работе с руководителем отдела продаж

Ошибкой является такой подход к должности РОПа: «Ну он же руководитель отдела продаж, он должен все знать». У нас в России школы управления как таковой нет. Поэтому все люди, которые сейчас претендуют на должность руководителя отдела продаж, были менеджерами по продажам или РОПами в «жирные» годы, когда рынок был совершенно другим и руководить отделом продаж практически не требовалось. Если менеджеры хорошо продавали, то можно было работать пассажиром.

Часто «РОП» в резюме дается за выслугу лет. Он не руководил, а просто дольше всех в компании находился. Это типичная ситуация, когда из опытного менеджера по продажам делают руководителя отдела продаж. Хотя на деле он не РОП, а старший продавец. Он погрузнел, потолстел, продавать все еще умеет, но уже не бегает как ужаленный по полю. Его тоже можно и нужно использовать.

Менеджеры по продажам, которые так и не стали РОПами

Не путайте руководителя отдела продаж, который выполняет чисто управленческие функции, со старшим менеджером. Старший менеджер хорош тем, что его обязательно нужно подключать к разбору сделок, потому что вновь пришедший РОП может еще не «въехать» в их специфику, а старый уже тертый, не в одной драке участвовал. Он скажет: «Туда не ходи, сюда ходи».

Заключение

Очень часто РОПов нанимают для этого – мол, он же должен уметь продавать. Если вы берете со стороны хорошего управленца, пройдет много времени, пока он «вкурит» специфику вашего бизнеса. Для этого он должен закрыть несколько сделок, соответственно сначала побыть обычным продавцом.

Пройдет четыре-пять месяцев, прежде чем он поймет специфику. Это очень дорого вам обойдется. Поэтому лучше эту функцию повесить на старшего менеджера. И руководитель отдела продаж вместе со старшим менеджером пусть делает разбор сделок. Старший очень хорошо знает специфику клиентов, продуктов. Если сравнивать с шахматами, то РОПу нужно смотреть не на материал, из которого конь сделан и каким лаком этот конь покрыт, а на то, откуда он пришел, куда идет и что будет дальше.

Чаще всего самый опытный оперативный управляющий в бизнесе – это собственник бизнеса. Он методом проб и ошибок прошел весь путь вместе с компанией, и именно он должен быть руководителем отдела продаж (в большинстве случаев). Проблема только в том, что у него времени для этого недостаточно, поэтому некоторые свои функции контроля и присмотра он передает некоему смотрящему, который следит за тем, чтобы в отделе продаж соблюдались дисциплина и порядок.

33
11
6 комментариев

Статья рассказывает о мотивации руководителя отдела продаж и особенностях его зарплаты

Саммари:
- Важность роли РОП в проекте
- Подбор и обучение РОПа критичны
- Зарплата РОПа: фикс + флекс
- Функции РОПа: планирование и контроль
- Фиксированный заработок зависит от выполненных функций
- Контроль – основная задача РОПа
- Плавающая зарплата и KPI
- Флекс рассчитывается из прибыли
- Бонус за спецзадачи
- Фикс за перформанс, флекс за результат
- РОП и старший менеджер не равнозначны
- Ошибки при работе с РОПом
- Найм РОПа требует времени на адаптацию

Стараюсь выделять самое важное для вас.

1

👍🏻, Думаю, кому-то будет полезно

1

Понятное и подробное описание того, как формируется зарплата руководителя отдела продаж

1

Юрий, все так

Получается РОП имеет больший фикс оклад, чем менеджер ОП, но меньший % материального вознаграждения.
Ведь он получает за выполнение ОП плана продаж