{"id":7297,"title":"\u0417\u0430\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0438\u043d\u043a\u0443 vc.ru. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=7297&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/300923-proveli-vecherinku-vc-ru-i-sdelali-ofis-uyutney-s-pomoshchyu-novogo-servisa-ot-ozon&placeBit=1&hash=1786c9dcf11a3b054c8e53004e27074664313ed4055e24064ede059ebc186db8","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Startup Jedi

Как дизайн-мышление поможет стартапу

Само понятие дизайн-мышления отсылает к дизайну, откуда, собственно, оно и выросло. Тем не менее, сегодня дизайн-мышление — это куда более широкое понятие, которое применимо в равной степени к дизайну, ведению бизнеса или построению любых бытовых/личных задач.

В этой статье мы в деталях разберемся, что собой представляет это понятие и посмотрим, кто и как благодаря этому подходу добился успеха.

Что это такое

Дизайн-мышление (от англ. design-thinking) — подход к разработке продукта, ориентированный на пользователя и подразумевающий нестандартные решения проблем.

На первом месте здесь — пользовательский запрос, а вот возможность его технической реализации, экономические условия находятся на второстепенных позициях. Дизайн-мышление предполагает погружение в опыт потребителя, сторонний подход к определению проблем, фокусировку на персональных сценариях поведения и действий. Подход предполагает творческое, но, в то же время, основанное на здравом смысле, переосмысление проблемы.

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге “Науки об искусственном”. Позже эту идею развили в Стэнфордском университете, где был основан Стэнфордский институт дизайна, который и продвигает идею дизайн-мышления.

Дизайн-мышление — это сумма пользы для человека, технологических возможностей и интересов бизнеса. Самое простое и в то же время точное определение дизайн-мышления — здравый смысл. Это то, что помогает предпринимателям увидеть проблему пользователя и придумать для нее решение, а затем реализовать идею, используя синтез творчества и рационализма. Руководствуясь дизайн-мышлением, мы фокусируемся на человеке и его явных и скрытых потребностях и болях, выделяем проблему и придумываем десятки способов ее решения (от самых банальных до самых фантастических), выбираем те идеи, которые выгодны для нашего бизнеса и клиента и которые реально превратить в конечный продукт, создаем и тестируем прототипы и в процессе ряда итераций приходим к выпуску продукта, который действительно может решить проблему клиента и, соответственно, будет востребован на рынке.

В основе дизайн-мышления:

  • ошибки, потому что они помогают найти оптимальное решение проблемы;
  • воплощение идеи — как минимум, в прототип;
  • коммуникация с пользователем;
  • командная работа, генерация идей (мозговой штурм)

Как дизайн-мышление может помочь стартапу?

Очень просто — этот подход поможет еще на первых стадиях работы над проектом изучить потребность клиента и не допустить ситуации, когда продукт выходит на рынок и оказывается невостребованным.

Дизайн-мышление помогает избежать трех классических ошибок, которые повторяет большинство стартапов.

1. Проект запускается по той причине, что он “классный”. Он нравится фаундерам, их родственникам и друзьям, однако целевой потребитель может оказаться к нему абсолютно равнодушным. Например, потому что проблема не так актуальна, как кажется или потому что он нашел другое, более удобное для себя решение.

Дизайн-мышление предполагает изучение клиентского спроса на первом этапе: прототип будет создаваться с расчетом на то, чтобы решить определенную проблему клиента.

2. У проекта не проработано ценностное предложение. Очень часто продукт просто повторяет известную модель, оптимизируя ее по принципу “быстрее/дешевле/красивее и т.п.”

Используя дизайн-мышление, вы сделаете свой продукт ключом к решению пользовательской проблемы. Вы проработаете каждую боль, которая возникает у клиента и сделаете свой продукт действительно ценным — люди просто не захотят от него отказываться!

3. В стартапах часто нет четкой модели монетизации. Дизайн-мышление сразу выявляет, сколько и за что готов платить клиент, таким образом, вы сразу можете представить, сколько сможете заработать на проекте и какими способами.

Кейс IDEO

Ряд компаний применяют этот подход для производства некоторых продуктов, есть компании, где дизайн-мышление — это официальная доктрина. Одна из таких — компания IDEO. Она была основана в 90-х годах минувшего столетия Дэвидом Келли, который был одним из последователей дизайн-мышления.

Изначально компания разрабатывала цифровые сервисы, затем стала заниматься брендированием, инженерией, консультированием по дизайн-мышлению. Филиалы компании есть в Шанхае, Нью-Йорке, Лондоне, Токио, в штате — 700 человек.

Один из продуктов — прототип томографа Adventure Series. Проблема заключалась в том, что дети боялись самой процедуры томографии. Специалисты IDEO нашли решение в том, чтобы превратить немного пугающую даже взрослых медицинскую процедуру в приключение, своеобразное погружение в сказку: кабинет для томографии и сам аппарат в новой интерпретации стали выглядеть как необычная локация.

Этапы дизайн-мышления

Работа в рамках этого подхода подразделяется на 6 больших этапов.

Этап №1. Эмпатия

Эмпатия — первичное исследование. На этом этапе мы разбираемся, что делают люди для того, чтобы решить определенную проблему. Для этого нам важно понимать, почему они хотят ее решить, какие у них ценности, какие у них эмоциональные и физические потребности. Наша цель на данном этапе — найти ответы на следующие вопросы: в чем заключается ключевая проблема нашего клиента/продукта? Какая информация нам нужна, чтобы решить проблему клиента/сделать продукт совершенным?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы пользуемся такими методами, как наблюдение, поиск информации в открытых источниках, интервьюирование, эксперимент.

На этом этапе важно увидеть различие между желанием пользователя и его потребностью. К примеру, он может хотеть автомобиль, который может преодолеть 300 км в час. Выглядит нереально, учитывая, что в мире не так много дорог, где можно ездить с такой скоростью. Если же копнуть глубже, то мы получим потребность человека в быстром перемещении, которую можно удовлетворить, купив билет на самолет или скоростной поезд.

Этап №2. Фокусировка

На этом этапе мы обрабатываем полученную информацию и формируем для себя общую картину. Цель фокусировки — получить вопрос клиента, на который нам нужно найти ответ.

На этом этапе мы работаем с так называемыми “персона-моделями” — характерными пользователями продукта. Изучаем их стиль жизни, поведение и потребности для того, чтобы найти оптимальное решение проблемы.

Этап №3. Генерация идей

Думаем над способами и путями решения проблемы. Проводим мозговой штурм, где каждый из участников команды высказывает столько идей, сколько может придумать. Идеально, если в команде работают специалисты из разных областей. Цель — получить максимум идей и подходов.

При проведении мозгового штурма важно руководствоваться следующими правилами:

  • никакой критики;
  • помогать коллегам развить идеи;
  • рассматривать даже самые невероятные и фантастические идеи;
  • визуализировать;
  • не уходить от темы;
  • стараться, чтобы каждый участник мозгового штурма предложил минимум 10, а лучше 15 идей.

Этап №4. Выбор идеи

Теперь настал черед определить жизнеспособные идеи. Помним, что продукт должен быть нужен пользователям и нравится вам — его создателям.

Отсортировать рабочие идеи поможет диаграмма Венна: она представляет собой три пересекающихся круга — ценность для бизнеса, польза для человека, технические возможности. В центре пересечения всех трех сфер находится ваш сервис. Соответственно, мы выбираем идеи, которые одновременно ценны для бизнеса, полезны потребителям и технически реализуемы.

Этап №5. Прототипирование

Прототип — одна из основ дизайн-мышления. Он нужен и для решения проблемы и, если это не получилось с первого раза, для генерации новых идей.

На создание прототипа не обязательно нужно тратить много денег, времени и сил. Прототип можно сделать:

  • от руки (нарисовать/склеить);
  • при помощи специальных сервисов, например, invisionapp.com, axure.com. Есть программы для прототипирования мобильных приложений, которые позволяют добавлять интерактив к статическим макетам;
  • создать прототип в векторе при помощи Adobe Illustrator, InDesign, Sketch3, figma;
  • создать прототип-сценарий, пошагово описав каждое действие пользователя для того, чтобы решить поставленную задачу;
  • при помощи конструктора Лего.

Этап №6. Тестирование

На этом этапе вы смотрите, как ваш потенциальный пользователь будет взаимодействовать с прототипом. Очевидно ли для него решение, которое вы предлагаете? Какие сложности у него возникают при взаимодействии с прототипом? Наблюдайте за его действиями, ставьте ему задачи, что делать с прототипом. Спрашивайте у людей, что их не устраивает в модели, какие неудобства возникают.

Как только вы получаете фидбек, вы дорабатываете прототип и снова тестируете. Так повторяете до тех пор, пока все, кто взаимодействовал с моделью не скажут, что она идеальна.

Дизайн-мышление и Custdev

Custdev подразумевает проверку гипотез при помощи глубинных интервью и является инструментом общения с клиентом. Более широкое понятие — Сustomer development, — предполагает генерирование гипотез о решении проблем потребителя исходя из клиентского опыта.

И custdev, и дизайн-мышление предполагают превращение идеи в продукт, в основе обоих — общение с клиентом. Отличие подходов лежит в скорости. Сustdev в большинстве случаев рассчитан на то, что продукт или какая-то из его версий уже есть, текущая цель — завоевать рынок. Метод помогает найти product/market fit и добиться признания среди клиентов.

Дизайн-мышление также может применяться в условиях, когда нужно срочно решить какую-либо потребительскую проблему, однако срочность — не ключевая особенность подхода. Дизайн-мышление предполагает методичное изучение потребностей клиента, постоянную работу над продуктом начиная с задумки и заканчивая финальной версией.

Таким образом, custdev больше подходит для коммерциализации существующей технологии, а дизайн-мышление — для создания нового продукта исходя из потребностей клиента.

Кейс “Мои документы” в Москве

В Москве в парке МУЗЕОН в 2016 году установили первую кабину виртуального обслуживания “Мои документы”. Создатели сервиса изучили потребность своей аудитории и выяснили, в какое время и каким образом им было бы удобно получить услугу виртуальной консультации.

Суть проекта в том, чтобы во время прогулки москвичи могли получить консультации или заказать услуги (например, по подаче заявления о регистрации брака), а также могли узнать о своих штрафах за нарушении ПДД, о получении загранпаспорта.

Где может быть полезно дизайн-мышление

Применение дизайн-мышления при создании продукта позволяет сделать его необычным и в то же время понятным, привлекательным и запоминающимся. Дизайн-мышление лежит в основе работы многих корпораций. Так, успешные маркетинговые приемы Apple — результат иного взгляда на вещи, что следует и из лозунга компании: “Think different”.

Дизайн-мышление сегодня внедрен в IBM, General Electric, Procter&Gamble, Philips Electronics, Airbnb. В России дизайн-сессии проводятся в Сбербанке, Райффайзенбанке, результаты работы с применением дизайн-мышления внедрены на порталах Правительства Москвы, в сервисах московского метрополитена, в Росатоме, в компании «TELE2».

Несмотря на то, что этот метод мы можем применять практически повсеместно — от бизнеса до личной жизни, наиболее часто дизайн-мышление используется:

  • при разработке продуктов и сервисов (при проведении дизайн-исследований, для быстрого прототипирования, при разработке MVP);
  • для активизации работы команды — проведения мозговых штурмов, работы над ошибками, для налаживания обратной связи, вовлеченности;
  • для развития креативного мышления (при решении сложных/нестандартных задач, для борьбы со страхом неудач, развития предприимчивости).

По последнему пути пошла корейская автозаправочная компания S-Oil.

Кейс S-Oil

Компании нужно было завоевать лояльность новых клиентов и укрепить свой авторитет в глазах имеющихся. Условия были не самыми лучшими: небольшой бюджет, не очень много времени на реализацию в том числе из-за высокой конкуренции. Однако тот факт, что в инструментарии оказалось дизайн-мышление, сыграл решающую роль. В итоге S-Oil Corporation стала второй по величине нефтяной компанией в Южной Корее. Проблема, которую в свое время при помощи дизайн-мышления решила компания, — потеря времени и лишняя трата топлива у людей, которые искали свободное место на парковке. Решение, которое она предложила — устанавливать желтые воздушные шары в форме стрелок, указывающих на свободные парковочные места. В итоге компания не только завоевала лояльность клиентов, но и улучшила свой имидж, став защитником окружающей среды.

Выводы

Создавать продукт можно разными путями, и дизайн-мышление — один из них. В этом случае вы досконально изучаете проблему клиента — через интервью, наблюдения, эксперименты, изучаете информацию по этому вопросу. Затем генерируете идеи: чем больше, тем лучше. И отбираете те из них, которые одновременно представляют ценность для бизнеса, полезны для человека и технически реализуемы. Затем создаете прототип будущего продукта и тестируете. Тестирование помогает выявить слабые стороны продукта и определить те потребности, которые первоначально не были учтены. Вы дорабатываете свой продукт и снова тестируете. Эти итерации повторяются до того момента, пока у потенциального пользователя больше не будет возникать сложностей при взаимодействии с продуктом и пока он полностью не будет доволен его свойствами.

Дизайн-мышление может быть полезно как в бизнесе, так и в решении личных задач — например, организации пространства в квартире или планировании отпуска. В бизнесе дизайн-мышление — ценный метод не только потому, что позволяет разработать и создать продукт, востребованный рынком, но и сделать более эффективной работу команды — через практику мозговых штурмов и проработки ошибок.

Автор статьи: Надежда Юшкевич

Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Здесь вы можете изучить проект.​
{ "author_name": "Startup Jedi", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u0434\u043b\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d_\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0444\u043e\u043d\u0434\u044b","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","investment"], "comments": 1, "likes": 6, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 109428, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 27 Feb 2020 14:19:26 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Когда-то это называлось "творческий подход"

0
Читать все 1 комментарий
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
Geforce Now. Очереди более 30 минут, лаги и тормоза на платном тарифе

GeForce Now Russia не выдерживает никакой критики как платный сервис. При стоимости 999р/месяц вы получаете очереди из таких же "счастливчиков", постоянные лаги видео и аудиопотоков и неадекватно высокую нагрузку десктопного приложения при запуске игры.

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Яндекс.Еда повышенная стоимость доставки и отказ возврата при неполной доставке

Сегодня заказал в в Яндекс.Еде из Макдоналдса:

Госдеп США рекомендовал россиянам подавать документы на американскую иммиграционную визу в Варшаве Статьи редакции

Неиммиграционные визы можно подавать в любых посольствах и консульствах США.

Как re-store обманул меня с предзаказом Apple Watch 7

Иногда, желание приобрести новинку в подарок чуть выше здравого смысла, вот и я 8 октября совершил предзаказ на Apple Watch 7 в re-store.

Яндекс Курьеры не могут найти адрес

Заказываем продукты в Яндекс Лавке, и каждый раз ПОЛЧАСА объясняем курьеру, который ОЧЕНЬ плохо понимает русский язык (таких сейчас 95%) и НЕ читает комментарии к заказу, как добраться до квартиры!!!

«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium
null