Почему лидеру сперва нужно научиться слушать людей, а потом говорить самому?

Лидерство — это путь и для прагматиков, которые заботятся о карьере, и для тех, кто хочет и умеет помогать. Как правильно начать этот путь?

Мы продолжаем серию интервью «Беседы о лидерстве». Предыдущий материал вы можете прочитать здесь. В этот раз поговорим о необходимости двигаться маленькими шагами и опасности выставить себя Д’Артаньяном.

Почему лидеру сперва нужно научиться слушать людей, а потом говорить самому?
Евгений Бондаренко
разработчик в Яндекс Доставке, автор курса в Практикуме, специалист с разносторонним опытом (ФСТ РФ, банковская сфера, сервисы OneTwoTrip, payMe и др.).

— Почему интересно или полезно быть лидером?

— Интересно — потому что это даёт больше влияния и полномочий. Ты не просто исполняешь чьи-то инструкции, ты влияешь на рабочий процесс и продукт — и получаешь гораздо больше отдачи!

А полезно как минимум потому, что это решает простой и меркантильный вопрос карьерного роста. Каким бы крутым специалистом в своей области ты ни был, рано или поздно ты уткнёшься в потолок головой. И для дальнейшего развития тебе нужно будет не просто, например, писать код или учить детей, а управлять разработкой, придумывать архитектурные решения, писать учебную программу. А как максимум — это крутая возможность для самореализации, которая очень важна в нашей жизни. Не всем это нужно, для кого-то на самом верху пирамиды стоят другие ценности. Но для многих лидерство — это путь развития и познания окружающего мира.

— Можно ли быть лидером в команде, где вы не главный? Коллегой, к которому пойдут за советом, наставником?

— Конечно! Во-первых, не бывает универсально главного во всём человека. Все мы имеем какую-то специализацию, и даже в небольших командах собираются настолько разные люди, что можно просить совета друг у друга по сложным вопросам.

Во-вторых, лидером становится не формально главный и не тот, кто технически подкован лучше других. А человек, который может и хочет помочь и обладает софтскилами, делающими процесс помощи максимально приятным и полезным для обеих сторон.

— Что значит «вести себя как лидер»?

— Лидер видит проблемы, не боится их озвучить и решать. Он не прячется в своей узкой зоне ответственности, а делает всё вокруг себя понемногу лучше. Из этого автоматически выходит совет, как начать свой путь к лидерству. Посмотрите по сторонам! Посмотрите на людей! На продукт! Обратите внимание, что не так, возьмите ответственность на себя и поправьте.

— Какие ещё советы можете дать?

— Самое главное — это слушать людей. Не махать флагом, не лезть на баррикады, не строить из себя гения. А слушать людей, понимать их, говорить с ними. Именно это даёт решения, которые обладают огромными синергетическими эффектами. Да, здесь добавлю, что важно погрузиться в работу своего подразделения и понять, почему процессы и технологии работают именно так, а не по-другому. Иначе высок риск просто не разобраться или выставить себя Д'Артаньяном, принижая остальных. Это довольно стандартная стратегия, когда новый коллега говорит, что все предыдущие ошибались и только он знает, как сделать всё хорошо. Но эта стратегия не работает, как минимум потому, что зачастую вы не первый такое заявляете и после предыдущих сотрудников особо лучше ситуация не становилась. Поэтому рекомендую погружаться в процессы, говорить с людьми и внедрять свои изменения медленно, итеративно, чтобы было видно, что от ваших действий есть реальная польза.

В Яндекс Практикуме эксперты 100% видят, что от их действий есть польза — по прогрессу студентов. Свои софтскилы у нас можно прокачать в роли наставника, ревьюера или автора контента для курса.

1010
1 комментарий

Слушать людей — это самый важный навык, его действительно в нашем цифровом мире нужно прокачивать. Очень полезная статья, спасибо❤️

2
Ответить