Как уменьшить текучку производственного персонала

Или как аутсорсинг персонала помогает производству оперативно среагировать на изменения рынка

Как уменьшить текучку производственного персонала

Необходимость быстро подстраиваться под изменения внешней ситуации, решать возникающие проблемы и отвечать постоянно возникающим новым запросам рынка - вот то, что сейчас вынуждает производителей к предельной гибкости и подвижности. И требования рабочего персонала играют среди этих экономических триггеров очень важную роль.

Еще три года назад, до 2021-го, потребность в аутсорсинговом персонале возникала преимущественно на предприятиях, которым было недостаточно местного персонала для закрытия кадровых потребностей, либо если рабочие руки требовались “еще вчера”. Сегодня, в 2024 году, это уже не просто потребность, а самый настоящий кадровый голод, который успело почувствовало большинство предприятий. Причины очевидны - необходимость импортозамещения и стремительное масштабирование российского производства. А если предприятие работает круглыми сутками и открывает новые линии и цеха, то и спрос на рабочую силу растет прямо пропорционально.

Почему именно аутсорсинг персонала решит проблему нехватки рабочих рук:

- Аутсорсинговые компании имеют и возможность, и огромный опыт организации работы вахтовым методом. Берут на себя решение вопросов проживания, доставки до места работы, питания. Они в состоянии гарантировать полную кадровую комплектацию на весь период работы и на все смены, и дневные, и ночные.

- Аутсорсинговые компании способны оперативно закрыть заявку от десятка до тысячи сотрудников, при этом учитывая все потребности заказчика и вне зависимости от сезона и сложности.

В чем причина готовности соискателей на вахтовый метод и почему они ищут варианты через аутсорсинг:

  • Зарплаты. Работа вахтой позволяет заработать выше среднего уровня заработка - достаточно для того, чтобы на время уехать на работу в другой населенный пункт, оставив семью и привычную обстановку.
  • Минимум личных затрат и возможность накопить приличную сумму. Проживание, питание, доставка - сотруднику оплачивается все. Экономия существенная. При этом инфраструктура, как правило, налажена в местах работы вахтой - есть медпункты, почта, пункты доставки, магазины.
  • Возможность выбора. Соискателю предлагают варианты трудоустройства, и он сам определяет и где будет трудиться, и в чем конкретно будет состоять его работа.

Более 50 тысяч человек были благоустроены 2023 году в системе аутсорсинговых услуг «Эксцельсиор». У всех была собрана обратная связь, поскольку не каждый готов возвращаться на новые контакты, а мы работаем над тем, чтобы сократить число сотрудников, решивших искать новое рабочее место.

Был проведен опрос 500 человек, работавших на нескольких наших проектах. В итоге были выявлены основные причины оттока персонала, и идет работа по решению этих проблем.

Топ-7 причин поиска вахтовым сотрудником нового рабочего места:

  • Тяжелые условия труда (17% опрошенных):Непривычный или некомфортный температурный режим. Наличие личного досмотра. Необходимость отказаться от перекуров или перерывов в течение рабочей смены. Смена одного рабочего участка на другой, а так же несоответствие озвученного при найме рабочего функционала реальному, в том числе требование выполнения работ, о которых договоренностей не было.
  • Несоответствие уровня зарплаты степени рабочей нагрузки (17%).
  • Неудовлетворенность организацией проживания (15%). Удобное, близкое к работе жилье - обязательное условие работы на вахте. Смены здесь продолжительнее, и тратить много времени на то, чтоб попасть домой, люди не готовы. У них должно оставаться время на отдых.
  • Сложные отношения с руководством (мастерами, начальниками участков смен) (14%). Если отношения не комфортны человеку, если очевиден разрыв в коммуникациях, это тоже станет причиной поиска другого места. При этом вероятно, что этот разрыв не в области рабочий/мастер, а в области мастер/директор. Когда высшее начальство просит работать продуктивно, а мастер транслирует линейным сотрудникам: «Работайте, сволочи!» - причина проблемы очевидна.
  • Плохо организованное питание (12%). Наличие питания или отсутствие очень частый вопрос и важный фактор при выборе человеком места вахты. Поэтому от клиента мы запрашиваем для своих работников комплексный обед в обязательном порядке, и трехразовое питание по возможности.
  • Штрафы и недостижимая по факту выработка (12%). Непрозрачная и грабительская система штрафов действует против работодателя, это серьезная причина для человека не вернуться на новый контракт.
  • Иные причины (13%).

Сорваться с места на поиска нового, лучшего места работы людям теперь проще, чем несколько лет назад. Они стали мобильнее, решительнее. И поэтому если где-то “трава зеленее” - они пойдут ее искать. А такие “срывы” и внезапные отъезды для работодателя серьезная проблема. Потому что если человека на рабочем месте нет - значит, либо продукция произведена не будет, либо другие сотрудники вынуждены будут соглашаться на переработку или выходить в выходные. А это уже для них причина потом не вернуться (смотри пункт 1 “Топ-7 причин поиска нового места”).

Как аутсорсер и производитель могут вместе решить проблему кадрового подбора:

Аутсорсер предоставляет кадры - производитель получает продукт. Так должно быть в идеале. Но в реальности случаются разные ситуации. Например, когда прибывший на производство персонал сразу проваливается в “черную дыру” текучки, либо вообще разбегается. Конечно, такие кейсы не выгодны ни одной из сторон. Поэтому причины таких оттоков необходимо максимально оперативно диагностировать и устранять.

Как это сделать? Приведем пример одного из кейсов.

Сложившаяся ситуация: из-за сильной текучки уходило 6-7 недель на закрытие заявки объемом 50 человек, а кроме того затем требовался постоянный поиск замены людям, ушедшим до завершения контракта уже после ее закрытия.

Как уменьшить текучку производственного персонала

Выявленные причины оттока кадров:

  • Излишне строгие требования и положительный срок прохождения проверки у службы безопасности. Людям проще было за этот период найти другую работу и не терять время.
  • Получаемая на руки зарплата ниже рынка.
  • Случаи пренебрежительного отношения к работающим вахтой.
  • Завышенная и запутанная система штрафов и взысканий.
  • Отсутствие собственной столовой и необходимость готовить и носить на работу обед.
  • Неверная по объему сотрудников заявка, при которой приехавшие на вахту люди вынуждены долго ждать выхода на свою смену.

Принятые меры:

  • Было сокращено число ограничений от службы безопасности, а срок проверки сокращен до одного дня.
  • Была поднята зарплата до уровня средней по медиане рынка.
  • Были введены меры пресечения бестактного и некорректного отношения к сотрудникам, а так же разработан регламент норм взаимоотношений внутри коллектива.
  • Была отредактирована система штрафов.
  • Была организована доставка готовых комплексных обедов.
  • Были сведены к минимуму переброски внутри производства, а процент вариативности заявок снижен.

Как только были решены выявленные проблемы, заявка в 50 человек закрылась за неделю.

Вывод: для опытного аутсорсера реально даже в сложившейся сложной ситуации на рынке труда оказать производителю поддержку и помочь оперативно среагировать на изменение внешних условий.

ООО «ЭКСЦЕЛЬСИОР ЛТД» 7726396500

Начать дискуссию