Мышление VS коммуникация. Где у ваших софтов проблемы на самом деле. Серафима Чекулаева, VK Music
Хочу с вами поделиться проблемой, над которой я рефлексировала годы, и эта проблема касается карьерного развития. Долгое время я не могла понять в чем проблема, и она была явно софтового характера: что-то мешало мне двигаться по карьере и я не понимала, что именно.
Каждый раз, когда ты спрашиваешь у людей фидбек, ты слышишь от них очень пространно: "Что-то не так с софтами, что-то не так с коммуникацией…”, - и мне непонятно было, что с этим фидбеком делать…
Обычно, когда люди говорят про софты, они имеют в виду какой-то базовый этикет, с которым мало у кого бывают явные проблемы, потому что все мы выросли в социуме и умеем друг с другом общаться и знаем вежливые слова.
Помимо этого еще бывает история про командную работу, но это на самом деле история про то, чтобы никого не бесить, потому что если вы кого-то бесите, это может стать проблемой. Но это все не отвечало на мой вопрос о том, что же не так с софтами, пока я не поняла, что
спонсор нашей коммуникации - это наше мышление и проблемы, которые возникают в нем, рождают те проблемы, которые в дальнейшем люди воспринимают как коммуникативные.
Погуглив и скомпилировав то, что есть про мышление и коммуникацию в сети, я пришла к выводам:
- Мышление - это опосредованный и обобщенный способ отражения действительности, результатом которого является мысль. Будем иметь ввиду алгоритмику причинно-следственных связей и логические цепочки. Это про то, ЧТО мы говорим.
- Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя людьми с помощью разных каналов связи, посредством общей системы знаков. Будем иметь ввиду процесс взаимодействия двух людей с помощью речи. Это про то, КАК мы говорим.
В основном мы видим как человек коммуницирует, но не видим, что за этим стоит, поэтому мы каждый раз и говорим: “Что-то вы как-то не так общаетесь, вам бы почитать Дейла Карнеги.”
На примере продакт-менеджера Васи разберем то, как ошибки мышления принимаются людьми за ошибки в коммуникации.
Как выглядит типичная проблема Васи в коммуникации, с которой он сталкивается из-за недостатка статистического мышления? Сидит Вася на созвоне, на котором все генерят идеи по дальнейшему развитию продукта. Сидит и думает о том какие тупые идеи и надо срочно вставать на баррикады и защищать продукт, потому что он продакт-менеджер и его задача делать лучше для пользователей. И весь спор его сосредотачивается на том, как нужно делать правильно и почему все те, с кем он общается думают неправильно.
Когда таких споров становится много, люди начинают избегать Васю и решать проблемы с его начальником, подчиненными или коллегами и говорят о нем, что Вася хочет спорить ради спора или Вася хочет всегда быть правым и думает, что он самый умный. А сам Вася начинает понимать, что никто не решает проблемы с ним и думает, что так происходит потому, что они не могут нормально аргументировать, ведь он аргументирует лучше.
Потом к Васе приходит начальник и предлагает измениться, потому что все на него жалуются.
Вася говорит, что любит свою работу и хочет ее делать и попробует что-то изменить. Он начинает на каждой встрече думать о том, а можно ли спорить или нельзя и периодически откатывается на старую модель.
А еще начинает думать о том, что люди его не любят и он с ними подружится и они перестанут на него жаловаться и даже возможно он тогда убедит их в своей истине. Вот только в дружбе, как и в других отношениях важно уважение людей друг к другу или по крайней мере то, что люди считывают как уважение, а Вася не может принять, что точки зрения могут быть и другие, не может дать людям это уважение и в итоге отношения не складываются.
И дальше Вася злится, потому что он пришел бороться за продукт, а все ему мешают и вставляют палки в колеса, что что-то не то с компанией, с командой, что его не ценят и не понимают и надо поискать другое место где его оценят полюбят и где он сможет быть классным продакт-менеджером. Но он приходит в новую компанию, и все начинается заново.
Споры у Васи возникают вокруг фич, подходов к разработке, ролей в команде и т.п., то есть таких вещей, у которых нет фактической истины и одного правильного ответа, а есть истина дискуссионная и все очень зависит от контекста применения. И получается, что если Вася верит, что истина одна в силу особенностей его мышления, то для него компромисс невозможен и невозможно признать, что все могут быть правы.
👉 Ищи еще больше полезных статей от экспертов на ProductLand
Откуда у Васи возникают мысли о том, что истина одна?
Мы вырастаем в социуме, где нам однозначно говорят, что хорошо и что плохо, поэтому в таком социуме гораздо проще получить черно-белое мировоззрение без полутонов.
“В нашем мире не все везде и всегда, а кое-что иногда и местами”, - как сказал Максим Дорофеев.
Что я предлагаю Васе и всем, кто не хочет быть как Вася? Гораздо практичнее смотреть на вещи с точки зрения их эффективности или неэффективности, а также их соответствия целям. Нет никакого правильно или неправильно, а есть то, что лучше работает и то, что работает хуже. Единственный случай, когда имеет смысл вести рассуждения в формате “правильно” или “неправильно”, как мне кажется, касается этических вопросов. Но мы их сегодня касаться не будем.
Например, к Васе пришел начальник и сказал, что надо выбрать метрику для продукта. Вася думает, что раз мы ищем market fit, но нам нужна лояльная аудитория потому что лояльные юзеры будут точно отражать наск��лько мы нашли product market fit. Вася принес метрику, а начальник ему говорит: ”Топ-менеджмент не разговаривает на твоем птичьем, ему нужна метрика MAU”.
В этой ситуации Вася видит, что он пришел к руководителю с правильной идеей, а тот не встает на его сторону и в таких условиях невозможно делать правильный продукт.
Каким мог бы быть компромисс между Васей и его руководителем:
- Связать между собой обе метрики, чтобы влиять на них запусками;
- Отчитываться наверх про MAU, а растить PMF;
- Распределить по весам какую часть времени работать над фичами для MAU, а какую часть времени - над фичами для PMF.
Есть целый ряд компромиссов, но Вася не умеет приходить к компромиссам, потому что он думает о том как правильно и как неправильно и не встает на место своего руководителя, чтобы понять почему тот предлагает то, что он предлагает. А самое главное в работе менеджера - это поиск конструктивного компромисса и умение его сделать.
Что же теперь делать Васе?
Почитать:
- Форум о рациональности Less wrong и перевод статей из него в виде книги “Рациональность: от ИИ до зомби” американского профессора Э. Юдковски. Он также написал книгу “Гарри Поттер и методы рационального мышления”.
- Д. Канеман “Думай медленно решай быстро”
- Джозеф О’Коннор “Искусство системного мышления”
- Максим Дорофеев “Путь джедая”
А если вам не нравится читать, то можно посмотреть видео Макса Дорофеева, у него их много на эту тему и еще рекомендую видеоинтервью Вани Замесина с Ильей Красинским про принципы мышления и стратегии жизни:
И напоследок вопрос: а стоит ли нанимать таких Вась?
Многие из нас немного Васи 🙂 и ключевой вопрос в том, готов и человек развивать себя или нет потому что самое главное что мы можем сделать - это признавать наши несовершенства и работать над ними. А если вы боитесь признать свои несовершенства потому что кто-то вас осудит, то скорее всего этот человек сам является Васей.
P.S. Применение статистики не заменит вам работу над собственным эмоциональным интеллектом.
Текст подготовлен волонтером ProductCamp 2023
Хочешь принять участие в одном их самых ярких мероприятий для продактов?