Психология кризиса: от отрицания до принятия

Мы продолжаем серию материалов от NewBiz в поддержку рекламных агентств под общей концепцией ‘New World COVID-19: Plan B’. Сегодня поговорим о психологическом аспекте происходящего.

День 2. Психология кризиса: от отрицания до принятия

Психология кризиса: от отрицания до принятия

Пандемия COVID-19 привела мир в состояние беспокойства и неопределенности. По данным материалов агентства TWJ, Всемирная Организация Здравоохранения отмечает беспрецедентный уровень тревоги среди людей на уровне целых компаний и стран. Беспокойство, страх, грусть и гнев — наиболее распространенные реакции людей на ситуацию вокруг коронавируса, по данным исследования Эллен Питерс, директора Центра научных исследований в Университете Орегона.

При этом, большая часть негативных эмоций обусловлена не столько опасностью заразиться вирусом, сколько ожиданием экономических последствий: срывом планов, нестабильностью финансовых потоков, тревогой за будущее.

Мы попросили руководителей и собственников компаний поделиться, что помогает им адаптироваться к новым реалиям и действовать конструктивно, несмотря ни на что.

Успокоиться и конструктивно смотреть в будущее

Как бы ни было трудно в первые моменты после катастрофы, принятие рано или поздно наступает, а с ним приходят и конструктивные мысли.

Вначале было отрицание происходящего. Как и все люди, ты думаешь, что тебя это не коснется, до тебя не дойдет. Потом наступила стадия «заморозки» мозга, когда начал падать, и я бы даже сказала рушиться бизнес. Мозг в этот момент, принимая входящую информацию, просто «заморозился», далее наступила стадия осознанности и действий. Конструктивные мысли превратились в действия.

Мы обеспечили, на сколько могли, финансовую безопасность, Закрыли вопросы по предоплатным проектам и уведомили сотрудников и партнеров, что будет период, и достаточно долгий, который надо переждать.

Сейчас я живу и работаю в совершенно обычном режиме. Езжу на встречи, провожу переговоры и занимаюсь проработкой концепций и других идей, прекрасно понимая, что реализуются они, вероятно, только осенью. И через этот gap не получится «перескочить». Ведь мы еще даже не дошли до пика кризиса. Если и пройдем его в ближайшие пару месяцев, то все лето рынок будет в состоянии «рехаба».

Екатерина Соколова, CEO event-агентства BACKSTAGE

Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие ... «Выхино конечная» — и желаю нам всем там скорее оказаться. В спецслужбах есть такой тест, когда человека связанным бросают в воду, и ему нужно выплыть на поверхность. Тест проходят лишь немногие. Секрет в том, чтобы разрешить себе «утонуть», только достигнув дна, ты сможешь оттолкнуться вверх, чтобы всплыть.

Да вирус уже повлиял на нас, это факт. Мы не можем поменять факты, но можем поменять отношение к ним. DADA, как и все компании, на протяжении своего роста испытывала разные кризисы, и умение адаптироваться — это самый главный навык, который мы выработали.

К тому, что сейчас происходит в мире, в DADA мы относимся серьезно и принимаем все меры, которые требуются для безопасности команды: запаслись средствами для дезинфекции, отправили сотрудников работать из дома и наладили софт для эффективной групповой работы.

Однако, важно помнить, что то, как выглядит мир вокруг, зависит исключительно от нашего отношения, поэтому внутри мы относимся к этим событиям более философски: все циклично и смотреть надо в долгосрочную перспективу.

Я считаю, что любой «надрыв» в бизнесе — это возможность увидеть, что нужно сделать сейчас, чтобы стать лучше в дальнейшем.

Данил Петров, CEO DADA Agency

Лично я воспринимаю любую проблему или кризис как подарок. Всегда пытаюсь найти, где в этой ситуации «запрятано» сокровище. И почти в каждой проблеме удается находить его, иногда уже постфактум. Иногда подарок меньше, чем последствия от ситуации, но это вопрос практики и навыка.

В сегодняшней ситуации я вижу возможность стать еще эффективнее, подготовить агентство к 4-ех дневной рабочей неделе и отладить быстрее те процессы, которые позволяют бизнесу быть более управляемым и контролируемым. Здорово, что сейчас появилась дополнительная мотивация это сделать, так как когда все хорошо, бежишь не так быстро .

Я воспринимаю все происходящее, как очередную небольшую тучку на огромном ясном небе. Если погрузиться в тучку, то там серо, страшно, дождь и мрак, но если подняться чуть выше, будет видно огромное чистое небо и будет понятно, что тучка пройдет и придет новая. И так будет всегда. Поэтому нет смысла переживать, надо делать то, что у тебя хорошо получается, и делать мир лучше.

Андрей Новиков, генеральный директор и управляющий партнер агентства Affect

Только полное принятие, других стадий даже и не было. Считаю, что самое главное в подобных моментах (впрочем, как и во всех экстренных ситуациях) — это не поддаваться панике, чтобы принятие решений было не эмоциональным, а рациональным.

В агентстве мы сразу организовали аптечку с градусниками и жаропонижающими а также хлоргексидин для антибактериальной обработки столов и рук. У нас давно практикуется дистанционная работа, поэтому все рабочие процессы уже отлажены и команда остается командой и работает в полную силу, даже если работа ведется не из офиса, так что качество работы остается на высоком уровне.

Самое главное в любой ситуации — это не опускать руки и не унывать! Во время кризиса 2014-2015 наш бизнес вырос, потому что мы просто продолжали работать, планировать, верить в будущее и делать максимум для нашего развития, и это окупилось. Поэтому совет из моего личного опыта: запас оптимизма гораздо важнее, нежели запас риса и туалетной бумаги (тем более что они несовместимы 😊)

Ирина Сегнол, генеральный директор агентства Palmer Hargreaves в России

Есть ощущение, что от стадии отрицания мы сразу перескочили на стадию принятия. Да, конечно, ситуация в мире расстраивает и отвлекает от текущих дел, но мы не сдаёмся и продолжаем работать в штатном режиме. Чтобы разрядить обстановку, мы повесили на стену листочек, где ставим палочки каждый раз, когда упоминаем вирус.

Ольга Гнатенко, Генеральный директор брендингового агентства «Своё мнение»

Стать оплотом для своих клиентов

Многие бренды сейчас пытаются помочь своим клиентам, потребителям. Агентства перенимают их опыт и становятся для своих клиентов «оплотом» в это сложное время.

Пока все в панике, мы как команда должны сохранять спокойствие и трезвый ум для того, чтобы помочь по-новому решать поставленные задачи клиента в период каронопокалипсиса. И уныние проходит, и паника, когда на своем примере видишь, что клиент этого и ждет, для него это единственный «оплот безопасности». Именно таким оплотом мы решили оставаться и продолжать делать то, что должны, реализуя задачи наших партнеров. Ведь пандемия не отменяет KPI, зато существенно мешает их достичь, что и становится причиной апатии и растерянности. Нам помогает мысль, что всего происходящее — лишь новые условия задачи, а вовсе не конец света.


Отрицать, злиться и «торговаться» с пандемией и всеобщей истерией не имеет никакого смысла, необходимо принять текущую ситуацию и реагировать немедленно. Нам, как стратегам и аналитикам, важно уметь «перескакивать» все стадии, которые не являются ничем иным, кроме как тратой времени. Что, собственно, мы и рекомендуем каждому. И сами так и поступаем.

Виктор Вязовский, стратегический директор агентства BrandSiders

Использовать опыт прошлых лет

Ситуацию с пандемией многие сравнивают с кризисами 2014 и 2008 годов. Опыт проживания этих событий помогает игрокам рынка в этот раз.

У нашей топ-команды был опыт прохождения кризисов 2008 и 2014 годов, так что с первых же «звоночков» мы внимательно следили за ходом кризиса и готовились к худшему. Тем не менее, не верилось до последнего, что придется самоизолироваться.

⁃ Еще пару недель назад мой партнер, будучи на юге Италии, писал, что все это надумано и чрезмерно и рисков никаких нет, обычное ОРВИ.

⁃ Еще 7 дней назад я был в Дубае, где ничего не предвещало эпидемии, наблюдал как падают рынки и курс рубля.

⁃ Еще в прошлый четверг мы не планировали переходить на режим хоум-офиса.

Но за пятницу-воскресенье пришло столько новостей из Америки и Европы, что 15 марта с утра мы единогласно решили переходить на удаленную работу. Паники не было, был азарт и интерес новых вызовов.

Раньше от этого решения на останавливал тот факт, что культура компании строилась на духе единения, развития, общей атмосферы труда и побед. Молодые и талантливые специалисты идут к нам за крутым опытом и возможностью вырасти. Поддерживать такую атмосферу в компании в режиме удаленной работы — это новый вызов, который мы должны были приняли.

Многим сферам бизнеса сейчас приходится тяжко, например туризму, ивентам, недвижимости. Другие наоборот растут, как сервисы доставки еды. Мы же находимся посередине — проекты идут как и раньше, почти без изменений. Большинство клиентов с пониманием относится к смене личных встреч на видео-звонки.

Кроме того, мы давно хотели научиться работать удаленно, но ввиду конкурентной борьбы и выбранной ниши решиться на это было сложно. Теперь мы получим полезный опыт и навыки, которые изменят нашу компанию, сделают ее сильнее.

Сергей Орехов, управляющий партнер digital агентства PINKMAN

Мы с одним из кофаундеров — люди не юные, хорошо помним и 1998, и 2008, и 2014, и другие памятные даты. Кроме того, мы — студия, которая делает достаточно передовые вещи. Продолжаем работу над долгосрочными проектами (они не отменились), «переобуваемся на лету» со всем новым, корректируем планы на ближайшие месяцы. Business as usual — мы всегда на переднем острие, это интересная жизнь :)

Антон Уткин, креативный директор студии интерактивного кино и VR Lateral Summer

Обратиться к психологическим и психотерапевтическим практикам

С точки зрения психологического состояния, мне позволяет всегда быть в хорошей форме осознанность и понимание силы текущего момента. Несколько лет назад я начал читать книги на эту тему, пробовать медитировать, у меня есть духовный наставник.

Также мой бизнес-партнёр много практикует и посещает разные семинары на эту тему.

Андрей Новиков, генеральный директор и управляющий партнер агентства Affect

Не «катастрофизировать» мне помогает 4-х летний опыт психоанализа и когнитивно-поведенческая терапия, которую я прошла, когда у меня появилась бессонница, связанная с постоянным стрессом на работе и ситуацией неопределенности: «Успеем ли мы закрыть проект?», «Найдем ли ключевых клиентов, чтобы свести кредит с дебетом?» Терапия меня научила «включать» холодный рассудок и адекватно оценивать меняющуюся обстановку. Она также, как и медитация, учит относиться к своим мыслям, как к чему-то временному. Будто это облака, плывущие по небу, которые скоро растворятся и снова засияет яркое солнце.


Справиться с ситуацией помогает и осознание того, что в данной ситуации все в равных условиях. Когда «у всех все плохо», ты уже перестаешь так сильно переживать.

Лена Аникеева, основатель и генеральный директор студии PIXIES

От отрицания до принятия: комментарий психолога

Мы попросили прокомментировать ситуацию и дать советы, как справиться со стрессом, известного практикующего психолога и гештальт-терапевта Лилию Ахремчик.

Психология кризиса: от отрицания до принятия

«Заземлиться»

Бежать, то есть немедленно начинать что-то делать, — это естественная тактика преодоления стресса, как и «замереть» и не делать ничего. К счастью, гормоны стресса, если их утилизировать, а именно — пустить непосредственно в движение: бег, приседания, отжимания, подтягивания и пр., — однажды прекратят свое влияние.

Поэтому важно в тот период, когда началась паника, участилось сердцебиение от поступившей информации, стало поверхностным дыхание и т.п., «заземлиться», буквально сесть или встать так, чтобы почувствовать ногами пол, всей ступней, почувствовать опору, собственную устойчивость. Затем нужно продышаться — медленно и глубоко делать вдох-выдох, сконцентрироваться на дыхании и восстановить циклы дыхания, потому что в стрессе человек обычно живет будто постоянно «на вдохе».

Связь со своим телом — первое, что должен восстановить человек, и руководитель в том числе, чтобы вернуть утраченный эмоциональный баланс. Мозгу нужно создать продуктивный фон, чтобы решения были осмысленными и нескоропалительными.

«Утилизировать» эмоции

Можно позлиться, и «прокричаться», и попинать что-нибудь, и подушки побить. «Отреагирование» — хорошая штука.

Вывести страхи на уровень сознания

Ну, а потом важно осознать, что именно вызывает такие чувства. На что я злюсь? Рухнули планы? Не будет денег? Не будет путешествий? Не смогу заплатить за...? Ок, это действительно вызывает гнев. (В этом месте можно использовать обсценную лексику). Но кто я? Я молодец, я справлялся раньше, справлюсь и сейчас. Я-то есть, я здоров, я в порядке, значит, решение найду. Что я делал в ситуациях форс-мажора прежде? (Заглядываем в имеющийся опыт, ищем возможности). Как другие выходили из подобных катаклизмов? Что делают сейчас? (Ищем возможности у других людей). Кого я могу спросить, привлечь для решения своей проблемы? (Ищем ресурсы у других). Какие идеи есть у меня? Что я давно хотел воплотить? Что рационально сделать сейчас, используя кризис и актуализированные потребности людей? Уверена, решения найдутся. Главное — сохранять веру в себя.

Посмеяться, чтобы снизить стресс

Юмор в данной ситуации более, чем уместен. Юмор, смех, мемы — все это позволяет сбросить напряжение, вызываемое страхом и неопределенностью. Это хороший адаптивный механизм психики, уберегающий нас от невыносимых переживаний. Плюс смех позволяет быстрее справиться со стрессом, восстановить здоровый гормональный фон, что, в целом, способствует укреплению иммунитета. Однако не стоит путать юмор с обесцениванием. Важно воспринимать реальность такой, как она есть. Пандемия объявлена, карантины есть, люди болеют — это нужно признавать, а не убегать в отрицание типа «все это фейк и заговор».

Занять позицию наблюдателя

Во всех критических ситуациях в жизни полезно выходить в позицию наблюдателя. Кризисы системы, как правило, не разрешаются на уровне системы, надо выйти в надсистемный уровень. Пока участники слишком погружены в игру, они ходят в поисках выхода по кругу. Нужно представить себя безэмоциональным наблюдателем, который со стороны смотрит за происходящим и только фиксирует его. «Маша плачет, хочет на карантин. Татьяна Ивановна говорит, что компания его не потянет. Сергей говорит, что вполне мог бы работать из дома. Дима в сотый раз рассказывает, что уже давно пора было сделать в компании...» Не собрать ли Диму и Сергея и не обсудить ли их идеи? Примерно так.

Ну, и, конечно, надсистемный уровень — для себя лично. Стоит обратиться к тому, во что вы верите: Бог, Космос, Вселенная, жизнь. Медитации, молитвы, обращение к мудрости Мироздания - все, что дает опору, силы, во что вы верите, к этому можно обращаться.

У вас появилось время обдумать свою жизнь, и это время может быть очень полезным для вас.

77
2 комментария

Сегодня поймала себя на мысли, что мне реально страшно и уровень тревоги растет. 
Страшно за детей, за маму, за мужа, за бизнес. И в самоизоляции как-то быстрее впадаешь в панику, потому как твои связи с внешним миром - это интернет и соц сети, а там еще больше ужаса и страха. Единственное, что успокаивает - это еда на 2 недели и лекарства для всей семьи.

3
Ответить

Пока мы готовили материал, я поняла, что советы от людей, переживающих такую же ситуацию, очень ценны. А поддержка психолога вообще необходима.

За время общения с партнерами обида за несостоявшееся, тревога за будущее немного притупились. Появилось спокойствие и уверенность. 

2
Ответить