{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Чему учиться на разных этапах развития карьеры

Для построения успешной карьеры одного высшего образования недостаточно. Более того, в некоторых случаях оно вовсе не является необходимым условием для получения хорошей должности.

Согласно исследованию Rambler&Co, лишь 53% россиян работают по специальности. И это легко объяснить. В вуз поступают молодые люди, интересы которых с возрастом меняются. В процессе обучения или уже во время работы многие понимают, что это вовсе не то, чем они хотят заниматься на самом деле. И тут встает вопрос: как встроить дальнейшее обучение в свой карьерный трек таким образом, чтобы все знания и навыки были своевременными и действительно актуальными.

Даже если вы работаете по специальности, это не значит, что ваше обучение закончилось. Знания могут устареть, рабочие инструменты — поменяться. Например, еще недавно никто не использовал сервисы вроде Chat GPT в своей работе, а сейчас на этот тренд делают ставку многие специалисты по маркетингу и контенту. И в этом случае без получения дополнительного образования не обойтись.

Реальность требует от нас следовать концепции lifelong learning — «обучение длиной в жизнь». И только это позволит поддерживать высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Какие темы для обучения выбрать на разных этапах развития карьеры

Темы и направления обучения должны меняться в зависимости от опыта работы и карьерных целей. Это позволяет привязать образование к реальному профессиональному развитию. Изучайте то, что сможете применить прямо сейчас. Не стоит получать знания впрок, без практики все быстро забудется.

Этап 1. Молодой специалист (опыт работы до 5 лет)

В этот период главную ставку необходимо делать на развитие hard skills, то есть на основные профессиональные навыки: учиться применять на практике инструменты и методы, перенимать фишки более опытных коллег и экспертов рынка, изучать успешные кейсы других компаний. И искать возможности использования всего этого в своей работе.

Например, для специалиста по продажам полезно будет изучить следующие темы:

  • Ведение переговоров.
  • Разработка коммерческих предложений.
  • Подготовка презентаций.
  • Работа с возражениями.
  • Выявление потребностей клиентов.
  • Эффективное использование CRM-систем.

Этап 2. Опытный специалист (опыт работы 5-10 лет)

Это отличное время для изучения смежных областей, которые позволят сделать вашу работу более эффективной. Например, специалисту по продажам будет полезно изучить маркетинговые инструменты. Это расширит профессиональные возможности: поможет лучше понимать клиентов, использовать в работе новые эффективные методы и на одном языке разговаривать со специалистами отдела маркетинга.

Если вы давно планируете получить руководящую должность или готовитесь к повышению, то на этом этапе стоит развивать именно управленческие навыки. Это может быть управление командой, мотивация сотрудников, проведение совещаний, делегирование и другие направления, которые позволят вам стать действительно эффективным руководителем.

Кроме того, важно заниматься развитием soft skills (мягких навыков), которые повышают личную эффективность. Вне зависимости от сферы деятельности опытным специалистам стоит обратить внимание на тайм-менеджмент, ведение переговоров, эмоциональный интеллект, самомотивацию и достижение целей. Именно прокачка этих навыков часто влияет на карьерный рост. Профессиональные достижения, конечно, важны. Но именно soft skills делают из хорошего специалиста настоящего профессионала, который мотивирует и ведет за собой коллег.

Этап 3. Эксперт (опыт работы более 10 лет)

Это время вдумчивой работы над собой. И ваша образовательная стратегия должна включать сразу несколько направлений, которые можно чередовать от года к году:

  • Жесткие навыки.

В любой профессии есть тренды и изменения, которые постоянно нужно отслеживать. В противном случае ваши знания и навыки устареют и вы потеряете ценность на рынке труда.

  • Мягкие навыки.

Регулярно анализируйте свои успехи и неудачи. Это позволит четко определить, каких мягких навыков вам не хватает. Например, если вы часто не укладываетесь в дедлайны, может быть, у вас проблемы с тайм-менеджментом? Или если вы засиделись на мелкой работе и хотите большего, возможно, вам стоит прокачать навык постановки и достижения целей? Старайтесь хотя бы раз в полгода проводить такой мини-анализ и рассматривать новые возможности для роста.

  • Менеджмент и управление персоналом.

Эти навыки актуальны для руководителей любого уровня: от начинающих до топ-менеджмента. Они позволяют найти подход к сотрудникам, усилить их мотивацию и добиться большей результативности. Например, универсальными тут являются темы подбора персонала, постановки и контроля задач, обратной связи и мотивации. Начните с этих направлений, а далее подбирайте варианты исходя из текущих рабочих потребностей. А если чувствуете, что вам нужен комплексный и разносторонний подход к развитию бизнеса или управлению командами, то стоит рассмотреть длительные программы обучения в формате MBA. К тому же, такой диплом — это дополнительный высокий статус и большой плюс к резюме при дальнейшем поиске работы.

Какую выстроить стратегию обучения

Lifelong learning — это больше не про полноценное высшее или среднее специальное образование, а про обучение в рамках коротких, но эффективных форматов. Это могут быть курсы повышения квалификации или профпереподготовки, вебинары, профессиональные конференции и форумы, бизнес-литература, различные обучающие видео — в общем, все, что способно помочь получить необходимые знания в нужном объеме.

Идеальная стратегия обучения включает разные инструменты и форматы. Это позволяет учиться чему-то понемногу, но постоянно. Например, это может выглядеть следующим образом:

  • Обучение на курсах — 1-2 раз в год.
  • Участие в вебинарах — 1 раз в 2-3 месяца.
  • Просмотр обучающих видео — 1 раз в неделю.
  • Чтение бизнес-литературы — ежедневно.

Главное — в процессе обучения фиксировать всю важную информацию и продумывать, как вы можете применить ее на практике. Это поможет быстрее и эффективнее превратить новые знания в реальные действия, которые приведут к нужным результатам.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда