500 палиндрамов за дей-офф: как «Палиндром» мотивирует сотрудников

Используем виртуальные деньги, чтобы благодарить друг друга

500 палиндрамов за дей-офф: как «Палиндром» мотивирует сотрудников

В «Палиндроме» есть бот корпоративной валюты — «Палиндромат». Сервис помогает коллегам благодарить друг друга и обменивать виртуальные деньги на подарки от компании: от пиццы до дополнительного дей-оффа. Рассказываем, как мы придумали «Палиндромат» и подсадили на него всю компанию.

Какие задачи нам помог решить «Палиндромат»

Однажды мы спросили сотрудников, что их мотивирует работать. Часто ребята отвечали, что лучшая мотивация — это похвала и одобрение коллег. Похожие данные приводит и Служба исследований HeadHunter. Например, в пятёрке привлекательных способов мотивации — уважительное отношение со стороны руководства (69%) и комфортная атмосфера в коллективе (62%).

Мы задумались: а достаточно ли в агентстве инструментов нематериальной мотивации?

Что мы хотели:

  • развить культуру благодарности внутри «Палиндрома»;
  • сделать похвалу публичной;
  • помочь ребятам получить признание своих заслуг.

Сотрудники могли сказать друг другу «спасибо» в личке или на пятничной стене гордости в общем чате. Но этого как будто было недостаточно и мы придумали кое-что интересное.

Я принесла эйчарам идею с геймификацией — благодарить друг друга за работу виртуальными монетками. У нас был вариант внедрить уже готовый работающий инструмент или сделать всё самим. Мы решили, что разработаем инструмент своими силами и заодно получим классный кейс в копилку.

Ира Шубина, экс-руководитель службы бренда «Палиндрома»

Как устроен бот

В «Палиндромате» у каждого пользователя есть два счёта: для трат и для накоплений.

Траты. Каждую неделю счёт для трат пополняется на 10 монет — палиндрамов. Их можно отправить коллегам в качестве благодарности за что угодно: помощь, совет, поддержку, закрытую задачу, экстраусилие или классную шутку. В конце недели остаток неотправленных монет сгорает.

Как это работает: Андрей сделал бота, и Ира благодарна за воплощение идеи. Она заходит в «Палиндромат» и вводит ник Андрея. Выбирает количество монет и категорию, за что благодарит, например «За то, что не делаешь говно» или «За честность и надёжность». Дополнительно можно написать что-то от себя.

Так выглядит интерфейс «Палиндромата»
Так выглядит интерфейс «Палиндромата»

Накопления. Полученные палиндрамы хранятся на счёте в течение года. В боте можно узнать свой баланс и потратить монеты на вознаграждение из списка. У каждого приза своя цена, например за 100 палиндрамов можно получить пиццу. А за 500 — дополнительный выходной. Ещё среди призов есть аватарки от дизайнеров, электронные книги и мерч.

Как работали над ботом

Мы собрали команду: разработчика, шеф-редактора и HR-директора. Вместе продумывали сценарии для бота, обсуждали названия кнопок, валюты и нейминг самого бота. Вся разработка заняла около месяца.

Кусочек работы над сценариями бота в «Фигме»
Кусочек работы над сценариями бота в «Фигме»

У нас было несколько вариантов нейминга для бота и валюты — родионий, палиндрупий, палиндоллар. Но всё было не то. Мы хотели, чтобы название стало нарицательным, легко произносилось и отражало связь с «Палиндромом».

Я была в Армении и вдохновилась названием местной валюты — драмами. Подумала, а почему бы не назвать наши монеты палиндрамами. Кто-то говорил, что это будет ассоциироваться с грустью и драмой, но опрос сотрудников показал, что такой связи почти ни у кого в голове не возникает.

Ира Шубина, экс-руководитель службы бренда «Палиндрома»

Директор по персоналу «Палиндрома» Настя Масленникова помогла соотнести награды со стоимостью призов и рабочих часов. Решили, что самым дорогим вознаграждением будет дей-офф. За полгода работы «Палиндромата» на выходной ещё никто не накопил.

Одна из фичей бота — закрытый вход. Подключаться к боту могут только сотрудники «Палиндрома», на него нельзя случайно наткнуться в Телеграме или пользоваться после увольнения.

В Телеграме есть закрытая группа для действующих сотрудников «Палиндрома». Мы внедрили в группу бота, он просматривает всех участников. Если пользователь даёт команды боту, программа проверяет, есть ли сотрудник в закрытой группе. Если нет — бот команду не выполнит.

Не нужно прописывать отдельно логику на уволенных или посторонних сотрудников: достаточно исключить человека из группы — и он не сможет пользоваться ботом.

Андрей Степанов, системный аналитик «Палиндрома»

Как научили сотрудников пользоваться «Палиндроматом» и он зажил своей жизнью

Мы сделали в общих чатах анонсы и выкатили пошаговую инструкцию, зачем и как пользоваться ботом. Затем взяли один из внутренних рабочих чатов и сделали его чатом для бота. Сотрудники отправляли монеты с благодарностями, вся информация шла в этот общий чат.

Первое время казалось, что идея плохая, потому что сыпалось по 100 сообщений в день. Мы боялись, что чат «Палиндромата» закинут в архив и больше не будут им пользоваться. Но риск оправдался: о боте узнали почти все сотрудники. Кого-то тегнули в чате, он пошёл смотреть, увидел благодарность и тоже захотел отправить коллеге палиндрамы.

Мы стали встраивать «Палиндромат» во всю внутреннюю коммуникацию компании. Например, дарить палиндрамы за внутреннии лекции, помощь с миссией компании, участие в турнире «Своя игра».

Ира Шубина, экс-руководитель службы бренда «Палиндрома»

Сейчас в чат бота приходит не больше 20–30 сообщений в день, и это никого не раздражает. По статистике за март 2024 года, «Палиндромат» используют 98% сотрудников.

Инструмент начал жить своей жизнью: ребята проводят аукционы с палиндрамами, разыгрывают в чате, копят всей командой монеты, чтобы подарить их сотруднику на покупку пиццы.

500 палиндрамов за дей-офф: как «Палиндром» мотивирует сотрудников

Мы работаем удалённо: есть офис в Москве, но многие не живут в столице. Поэтому хотели создать пространство для простых человеческих радостей: обнять, похихикать, сказать комплимент. Бот прекрасно с этим справляется — он создаёт сильные связи внутри команды.

Самое классное в боте — его возможности не ограничены. Уже сейчас мы пишем сценарий для следующей версии. Например, в ней можно будет конвертировать палиндрамы в корм для кошек и собак из приютов. Ещё планируем сюда перенести поздравление коллег с днём рождения: вместо дежурного «с др» ребята будут кидать монетки в коробочку именинника.

Настя Масленникова, директор по персоналу «Палиндрома»
17
Начать дискуссию