Кризис вынуждает туристические стартапы принимать трудные решения

Из-за вспышки эпидемии коронавируса COVID-19 туристический бизнес переживает серьезные затруднения — как крупные туроператоры, так и небольшие агентства. Многие компании на грани банкротства. Негативные сценарии развертываются столь стремительно, что многие к ним просто не готовы.

Оригинал статьи опубликован на сайте Phocuswire.

Команда St
Команда St

Особенно драматичное влияние эпидемия оказывает на молодые компании и стартапы. И дело тут не только в том, что их финансовые и временные ресурсы более ограничены. Коллективы таких компаний отличаются более тесными взаимоотношениями, поэтому любые кадровые перемены влияют на всех сотрудников.

Внезапный спад активности застал врасплох быстрорастущие туристические стартапы, такие как Stay22 — один из 25 лучших стартапов 2019 г. по версии портала PhocusWire. Последние три года он рос на 400 % ежегодно, однако на прошлой неделе им пришлось сократить 25 % своего персонала.

Stay22 — это платформа, предлагающая места для размещения гостей рядом с местами проведения мероприятий. По словам Ноэми Туркотт, директора по маркетингу, их компания мгновенно ощутила на себе эффект разразившейся эпидемии.

Как один из руководителей компании, Туркотт участвовала в реструктуризации Stay22 и, к счастью или нет, сама оказалась в числе сокращенных сотрудников.

Трудные решения

Сегодня платформа Stay22, вышедшая на рынок в 2016 году, предлагает более 35 миллионов доступных вариантов бронирования в более чем 220 странах и регионах. В числе партнеров Stay22 — Airbnb, Booking.com и Kayak, а также более 1 000 организаторов мероприятий и платформ продажи билетов.

В 2018 г. компания привлекла посевной раунд инвестиций в размере $600 000, а прямо перед вспышкой эпидемии коронавируса получила еще один дополнительный внутренний раунд в размере $1 000 000.

«Мы росли с динамикой „хоккейной клюшки“, — признается Туркотт, присоединившаяся к компании в июле 2019 г. после работы в Busbud, стартап-платформе по продаже билетов на междугородние автобусы. — Мы рассматривали возможность экзита. Конечно, не выхода на IPO, но обсуждалась возможность продажи компании».

А через две недели все «накрылось медным тазом», и руководству компании пришлось выбирать, что делать дальше.

«Мы рассматривали все возможные сценарии, в том числе сокращение кадров, временную приостановку работы персонала и вынужденный отпуск», — делится Туркотт.

В конечном счете, ни один из таких временных шагов не был действительно решением проблемы, это были полумеры. Поэтому руководство приняло решение обеспечить всем сокращаемым сотрудникам страховку в связи с увольнением. В итоге, команда, в которой был 21 сотрудник, лишилась пятерых человек, включая Туркотт.

«Это непростое решение, — продолжает она, — но руководство вынуждено было так поступить ради спасения бизнеса».

Принимая участие в обсуждениях создавшегося положения наряду с другими руководителями, Туркотт в определенном смысле была готова к сокращению и продолжению сотрудничества с компанией на договорной основе.

Но остальных это известие застало врасплох.

Смешанные чувства

Ветеран туристической индустрии Линда Луо присоединилась к Stay22 в августе 2019 г. «Я влюбилась в наш продукт с первого взгляда», — рассказывает она.

Будучи менеджером по развитию, Линда курировала растущий бизнес в Азии и, договорившись о партнерстве с TEG, ведущей платформой для продажи билетов в Азиатско-тихоокеанском регионе, к ноябрю добилась быстрого роста своего направления.

Луо следила за ситуацией с самого начала распространения коронавируса COVID-19 в Китае, то есть с января, но она никак не ожидала, что он так стремительно повлияет на Северную Америку — и на компанию.

«Если честно, я в шоке, — заявила Луо, узнав о своем сокращении. — Я испытываю очень смешанные чувства, ведь мы в Stay22 стали друг другу больше, чем просто коллеги. Мы стали настоящими друзьями».

«По правде говоря, я хотела отстаивать свои права, — признается она. — Я сказала [своему руководителю], что Китай уже оправляется от удара и что если меня уволят, то компания потеряет все свои позиции в этом регионе. Я была расстроена не столько решением о моем сокращении, сколько тем, что мы потеряем присутствие в регионе, которое мы завоевывали последние несколько месяцев».

В разговор вступает Туркотт, которая вместе с Луо участвовала в интервью PhocusWire: «Нелегко смотреть, как увольняют такого невероятного специалиста, как Луо, и я уверена, если бы была возможность вернуть ее, они бы, не задумываясь, это сделали».

По мнению Туркотт, во избежание дополнительных сокращений в будущем, важно, чтобы руководители Stay22 были уверены, что они приняли верное решение. Однако она считает, что это во многом зависит от того, насколько продолжительными будут последствия пандемии коронавируса.

Стратегии стартапа

По словам Туркотт, несмотря на потери, которые несут туристические стартапы вследствие распространения вируса, участники этого сегмента рынка сплотились и поддерживают друг друга.

Кроме того, уверена она, для компаний кризис — это возможность оценить реальное состояние бизнеса, убедиться, что кадры, технологии и ресурсы стоят тех денег, которые в них вкладываются.

«Это своего рода саморегуляция. Как бы грустно это ни звучало, но это похоже на нашу планету: нас чересчур много, и ее ресурсов на всех не хватает, — считает Туркотт»

Только самые сильные и хорошо управляемые стартапы смогут пройти через все испытания. А более слабые будут вынуждены меняться, развиваться или, возможно, искать себя в других областях. Через это все проходят.

Ноеми Туркотт, ex-директор по маркетингу Stay22

Платформу Stay22 «режим кризиса» заставил выкатить новый функционал раньше запланированного срока. Кроме того, в начале этого месяца, еще до сокращения персонала, в компании провели экстренный хакатон, чтобы подготовить варианты антикризисных решений.

«Уверена, решение собрать всех вместе было отличной идеей. Каждый сотрудник понимает, что в центре внимания не его личные интересы, а благополучие всей компании, — говорит Луо. — На мой взгляд, это было действительно полезно, в результате родилось несколько отличных идей... это была по-настоящему крутая командная работа».

Туркотт подтверждает: «Это всех сплотило, повысило осознанность, степень вовлеченности и заинтересованности. Я прежде не сталкивалась ни с чем подобным».

Правда, и Туркотт и Луо предупреждают, что стартапам, обдумывающим аналогичные идеи, лучше не затягивать с их реализацией.

«Если вы ничего не делаете, а просто сидите и ждете, то это вас прикончит», — говорит в заключение Луо.

Оригинал статьи опубликован на сайте Phocuswire. Перевод: Бюро переводов Itrex.

22
2 комментария

М. Хазин сказал, что туризм - не нужен. Это хрень, которую придумали от избытка лишних денег у среднего класса. Ещё в начале 20 века пушетествия было уделом богатых или тех, кому "по делу". А когда пошла всякая рейгономика - понастроили отелей, наплодили турфирм, да начали жрать керосин. Вдруг выяснилось, что все такие исследователи мира, что аж жесть.

Турбизнес - не очень важная часть экономики и торгашни. Ну сдохнет и сдохнет. Тем более, кстати, никто никогда не понимал, зачем нужны турагенства - билет и отель может купить себе сам каждый школьник, если приспичило погулять по Парижу. Скидосы, выгодные туры? В топку. Всё равно это всё лишние деньги, какая разница - 20% или +20% к цене на что-то ненужное?

Турбизнес, кино, кафешки, театры и прочие клубы с кальянными - смело под нож. Пусть эти торгаши займутся чем-то более полезным для мира.

Производителей процессоров, фармацевтов, фундаментальную науку, заводы, фабрики, логистику - поддерживать.

Ответить