Требования к самозанятым таксистам

Требования к самозанятым таксистам

По последним данным, в Российской Федерации 98% таксистов – самозанятые, и это порядка трех миллионов человек. В сентябре прошлого года российское законодательство позволило физлицам работать перевозчиками на легковых машинах в статусе плательщика Налога на профессиональный доход. В связи с этим людям, которые планируют заниматься данным видом деятельности нужно учитывать множество нюансов. О том, какие требования сегодня предъявляются к самозанятым таксистам, рассказывают эксперты платформы для самозанятых «Наниматель».

По закону

Законодательной базой, регулирующей деятельность самозанятых таксистов, является в первую очередь ФЗ от 29.12.2022 № 580-ФЗ, который и прописывает основные нормы организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Также были внесены изменения в статьи два Федеральных закона: «О безопасности дорожного движения» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В настоящее время эти документы можно считать основополагающими. Именно они прописывают ключевые требования к таксистам, которые работают в статусе плательщика Налога на профессиональный доход. Документы вступили в силу осенью 2023 года.

По понятиям

Говоря о самозанятости в сфере перевозок, обязательно нужно упомянуть такое понятие, как «водитель транспортного средства». В Федеральном законе (ФЗ) «О безопасности дорожного движения» говорится, что это тот, кто управляет транспортным средством как в личных целях, так и в статусе индивидуального предпринимателя. А теперь еще, в связи с вышеупомянутыми изменениями, данное лицо может обучать управлению транспортным средством.

Из этого следует, что водитель может управлять средством транспорта по тем или иным личным интересам, или работать на нем (например, водитель автобуса) или же быть в качестве предпринимателя.

К примеру, у жителя Екатеринбурга Дмитрия Н. есть личный автомобиль, на котором он часто ездит за город. Здесь он выступает в качестве водителя, которые использует транспортное средство для своих личных нужд. Два раз в неделю Дмитрий выходит работать водителем «маршрутки», и в этом случае перед нами водитель, который работает на транспортном средстве. По вечерам наш герой подрабатывает в такси. И вот здесь он уже у нас становится предпринимателем, который может осуществлять свою деятельность, например, в качестве самозанятого.

По требованиям

Итак, ФЗ-20 «О безопасности дорожного движения» претерпел некоторые изменения. Это привело к появлению дополнительных требований к водителям такси, например, в части соблюдения требования по «обеспечению дорожного движения при управлении транспортным средством» или «осуществлять техническое обслуживание легкового такси в сроки, предусмотренные документацией заводов – изготовителей данных транспортных средств».

Подробно на всех этих нормах останавливаться смысла нет. Отдельно отметим те пункты, которые особенно важны. И вот что должен делать самозанятый таксист:

– перед рейсом и после него в обязательном порядке проходить медосмотры;

– строго следовать режимам труда и отдыха, которые для плательщиков Налога на профессиональный доход (НПД) имеют существенные отличия от норм, которые прописаны для тех, кто не является самозанятым;

– приобретать страховку Обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), где должно быть указано, что данное транспортное средство будет использоваться как такси;

– перед рейсом подвергать машину техническому контролю.

По медосмотрам

Отдельно следует остановиться на теме проведения регулярных медицинских осмотров. Согласно этим изменениям, в Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения», введены в практику два новых понятия: обследования химико-токсикологического характера на предмет того, есть в организме запрещенные вещества; медосмотры в течение рабочего дня.

Также в закон внесен ряд изменений, которые предусматривают исключения, касающиеся медосмотра перед рейсом; проведения медицинских осмотров в дистанционном формате; специфике проведения медицинских осмотров, которые проводятся в течение рабочего дня.

По деньгам

Изменения коснулись и следующего вопроса – кто должен оплачивать медицинские осмотры: работодатель или самозанятый. Раньше в законе «О безопасности дорожного движения» указывалось, что это бремя ложится на плечи работодателя. Теперь же это может делать и сам водитель, которые работает по найму или самостоятельно трудится как перевозчик.

Следует отметить, что новые требования к таксистам были встречены неоднозначно. Многие представители данной профессии считают это существенным ужесточением. Так, по некоторым данным, осенью прошлого года в статусе самозанятого в Москве зарегистрировались всего 124 таксиста. Это потрясающе низкая цифра, которая может свидетельствовать о том, что изменения в закон принесли свои не очень хорошие плоды.

Как отмечают российские эксперты, теперь на таксистов, осуществляющих свою деятельность в статусе плательщика Налога на профессиональный доход, возложена такая же нагрузка, как таксопарки. И это, конечно же, им не очень нравится. Как дальше будет развиваться эта история – покажет время.

Начать дискуссию