Зачем внедрять современный ERP?

Создано с помощью Kandinsky 3.1.
Создано с помощью Kandinsky 3.1.

Кто я такой, что могу размышлять на эту тему?

С 2008 года занимаю различные руководящие должности в ИТ, на каждой из которых внедрял разнообразные продукты, автоматизирующие всю или почти всю операционную деятельность компании. Иногда должности так и назывались "Руководитель проектов". Всегда работал со стороны заказчика, а не внешнего подрядчика.

Из публичного, есть выступление 2019 года на "Бизнес-форуме" 1С:ERP о успешном внедрении этого продукта совместно с командой PWC.

Сокращение расходов

Как-то мне довелось обсуждать нюансы замены основной системы в логистической компании, специализирующейся на хранении, но предоставляющая весь спектр услуг. Беседа была с собственником, к сожалению беседа не пошла гладко, когда я не согласился, что внедрение новой системы сократит затраты.

Вообще, это распространённое мнение в бизнес среде, поэтому есть такой устаревший показатель внедрения, как ROI - return of investments или за сколько мы вернём вложенное. И этот параметр очень важен для тех, кто тратит деньги, что логично, ведь они расценивают это, как вложение в инновационный продукт, который, с их точки зрения, обязан принести выгоду.

И оказалось, что, хоть основной расход - это Фонд Оплаты Труда, но основная проблема - это скорость операций, т.е. решение Задачи Курьера. Другими словами, сокращение затрат - на словах, а на деле проблема в эффективности дающей прибыль, а не уменьшающая затраты.

Сокращение персонала за счёт автоматизации

Современность диктует свои идеалы и теперь уже ИИ, а не ERP становится ночным кошмаром простого рабочего класса и влажной мечтой руководства. Однако, запуская проект кто-то обязательно попросит автоматизировать как можно больше рутинных задач низкоквалифицированного персонала.

В одной из компаний довелось запускать проект замены устаревшей системы на новую. В самом начале поставили цель, ровно так, как сформулированно выше: "понизить рутину". Мы согласились, что надо посмотреть, углубились в процессы обработки поступающих данных, на обработку которых тратилось боольше всего времени и выявили, что без работы с поставщиками (на обработку данных от которых тратилось больше всего времени) мы ничего не сделаем. Как альтернативное решение было машинное обучение, но это увеличивало бюджет внедрения и скорее было отдельным проектом.

Тем самым, компания пыталась автоматизацией решить операционные проблемы без готовности вкладываться в изменение процессов и подходов, ожидая волшебства от систем и ИТ.

Управление на основе данных

Такой подход правильный, но что было заложено в его формулировку? Какую задачу решает такой подход в конкректном случае? Зачастую это связано с пресловутой "пищевая цепочка отчётности" - когда отчётность собирается от множества отделов, зачастую дублируя друг-друга по недосмотру или с целью проверки.

В одной FMCG компании довелось запускать проект ERP, одной из задач которого было управлять на основе данных. И уже на этапе запуска столкнулись с тем, что методологически никто не готов был брать на себя ответсвенность за корректность в рамках всей компании. Т.е. опять дробилось на существовавшую пищевую цепочку отчётов без взгляда сверху.

Попытка внедрить управление на основе данных опираясь исключительно на внедрение ERP изначально слабая позиция, без методологического и технологического подкрепления и может быть даже провальной в такой постановке.

Зачем же тогда внедрять?

  1. Процессный подход

Вндрение ERP - это прежде всего про процессы, именно поэтому на их описание тратится значительное время при внедрении. Что точно нужно делать во время внедрения - это заниматься реинженирингом процессов, внедрять лучшие отраслевые практики и т.п.

2. Сбор данных из процессов

Каждый процесс должен порождать данные в системе, которые нацелены не на отчёты, а на цифровизацию самих процессов.

Цифровизация процессов более достижимая цель при внедрении ERP, чем управление на основе данных. Второе - это больше про внедрении комплекса систем, а не одной.

3. Повышение эффективности процессов

Достижение цифровизации процессов позволит измерять их эффективность и выявлять потери.

4. Повышение гибкости и адаптации процессов к изменениям.

Это относительно современная цель, связанная с Agile подходом к бизнесу в целом, а не только к ИТ. При этом, данная задача очень сильно зависит от того продукта, который внедряется и от его архитектуры.

А какие приемущества Вы видите во внедрении современного ERP?

Подписывайтесь на канал:

11
Начать дискуссию