Карьера
SimbirSoft
921

Вирус – это экзамен: как не потерять эффективность IT-команды

Как не допустить снижения эффективности разработки в условиях вируса и «удаленки»? Если вы управляете IT-проектом, как защитить себя от несоблюдения сроков и иных рисков? Делимся лайфхаками, которые мы в SimbirSoft используем в заказной разработке ПО.

В закладки

Крупные IT-компании в числе первых приняли меры, чтобы снизить риск заболеваемости коронавирусом. До 80% сотрудников Microsoft и Google перешли на работу из дома («home office»), отрасль быстрее многих других адаптируется к новым условиям. Однако, инхаус-команды все равно могут испытывать стресс – особенно если у них сложилась традиция работать в одном офисе, над одним общим проектом.

Легче переходят на «удаленку» аутсорсинговые IT-компании – у них большое количество проектов, которые ведут распределенные команды. Их рабочие процессы отточены годами, позволяя меньше зависеть от внешних условий. Обратите внимание на следующие ключевые факторы командной работы, если вы хотите выстроить ее наиболее гибко.

Фактор №1. Правила

Самое очевидное, но необходимое – соблюдать принятые в команде правила, единые для офисных и удаленных сотрудников. Важно регламентировать процессы, воркфлоу в целом, а также отдельные процедуры, например, Code Review. Даже если специалист работает из дома, он участвует в ежедневных созвонах команды по установленному графику. В зависимости от принятых в команде правил, результаты работы специалиста контролируют его руководитель направления, тимлид или менеджер проекта.

Фактор №2. Сервисы

Команды используют как общедоступные сервисы (например, Skype, Slack, Jira, Confluence), так и кастомные. Например, у нас это база знаний для хранения документов и внутренняя социальная сеть – здесь разработчики из разных городов могут общаться, предлагать идеи, создавать клубы по интересам. В управлении проектами востребованы различные сервисы отчетности, планирования, мониторинга коммерческой загрузки.

Сервисы отчетности, планирования, мониторинга загрузки широко востребованы для управления проектами в аутсорсинговых компаниях. В числе необходимых метрик – качество кода, количество багов и возвратов задач, затраты времени на багофикс для каждого специалиста и проекта в целом. В свою очередь, у продуктовых команд свои метрики на основе бизнес-показателей, таких как time-to-market, время простоя сервиса и прочих. Набор технических метрик определяет product owner, тимлид или другой специалист, на котором лежат функции по управлению командой. Метрики должны быть прозрачны и доступны всем участникам команды.

Фактор №3. Лояльные инструменты контроля

Разработчики придают большое значение климату в команде, один из ключевых факторов – это доверие. Для того, чтобы оценить работу сотрудника, мы анализируем количественные и качественные результаты (например, план-факт). При этом избегаем всевозможных систем автоматического контроля. Важно, чтобы разработчику – в том числе на «удаленке» – было комфортно в команде, поддерживать коммуникации в виде статус-митингов, видеозвонков.

Хорошая практика при переходе на удаленку – пообщаться с каждым участником команды, убедиться, что для связи есть все необходимое, или помочь решить какие-либо сложности.

Фактор №4. Менторство и база знаний

Для того, чтобы передавать опыт и помогать адаптироваться новым сотрудникам, каждой команде необходим ментор. Мы также ведем единую базу знаний, где собираем наши кейсы, истории решения нестандартных задач, ценности, стандарты и практики, например, шаблоны по проработке архитектуры. Важно, чтобы у этой IT-системы была понятная структура, чтобы каждый разработчик мог легко найти все необходимое.

Фактор №5. Автоматизация процессов

Избежать ненужного хаоса, сделать прозрачнее работу команды помогает автоматизация рутинных задач. В инхаус-команде, в частности, можно автоматизировать мониторинг показателей, которые влияют на продукт. Например, если пользователи оставляют отзыв о мобильном приложении компании, бот сразу передает его в службу поддержки. Команда получает возможность оперативно ответить, а если у пользователя есть затруднения – разобраться в них как можно быстрее.

Фактор №6. Традиции

Команда – это люди и их традиции. У всех они свои: после релиза пробить в колокол, спеть песню, пообщаться в баре – или онлайн-баре, если у вас карантин. Отмечая какую-либо победу проекта или годовщину сотрудничества, обязательно подключать и всех удаленщиков – например, мы заказываем пиццу с доставкой на дом. Здесь большую роль играют видеосозвоны, онлайн-общение всей команды – это позволяет обеспечить вовлечение всех участников.

Фактор №7. Софтскиллы

Гибкость в решении задач, уважение к коллегам, взаимопомощь - критерии, которые даже не нужно пояснять. При удаленной работе они важны вдвойне. Переписка в почте или мессенджерах зачастую менее эффективна, чем видео или созвон. При работе из дома необходимо быть внимательнее к собеседникам, всегда информировать о своих задачах и проблемах, больше общаться в команде.

Подводя итоги

Если команда сотрудничает удаленно – помогите всем погрузиться в рабочий процесс. Чтобы взаимодействие было эффективным, сначала каждому придется приложить чуть больше усилий, чем обычно. Для специалистов на этом этапе особенно важны вовлеченность, обратная связь. В свою очередь команде нужно использовать общие инструменты коллаборации, различные онлайн-редакторы, переносить в онлайн все взаимодействия между специалистами.

Удаленная работа требует самодисциплины и высокой личной ответственности. Инхаус-команды зачастую все еще предпочитают работать вместе, в одном офисе. Однако, аутсорсинговых команд и удаленных сотрудников постепенно становится все больше. Работодателям все проще управлять выделенными командами, есть множество инструментов для этого, но ключевую роль по-прежнему играет культура взаимодействия в команде и навыки коммуникации. Нужно планировать время для «притирки», особенно если в основе команды – программисты среднего и старшего возраста. По нашим наблюдениям, к удаленной работе относительно легче адаптируются молодые специалисты, поколение Z, но в первую очередь успех взаимодействия зависит от того, как в команде выстроены процессы.

Пётр Урваев
Технический директор SimbirSoft

Спасибо за внимание! Готовы поделиться нашим опытом, ваши истории ждем в комментариях.

{ "author_name": "SimbirSoft", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 1, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 117437, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 03 Apr 2020 14:23:36 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Хорошая статья, спасибо! 

Президент сделал апрель нерабочим месяцем с сохранением зп. Но многие ИТ компании, включая скорее всего вас, работают. Вопрос: вы заставляете своих сотрудников работать? Вы предлагаете им премии за работу в свой выходной? Или может предлагает двойную оплату по ТК? 

Заранее спасибо за подробный ответ. 

Ответить
0

Добрый день! Мы давно накопили опыт удаленной работы, работы в распределенных командах, в отрасли это привычно. Для нас было особенно важно, что многие специалисты сразу откликнулись и подтвердили, что продолжат работу, зная, как наши заказчики ждут результатов. В нашей практике это такие же рабочие дни, как всегда, которые мы оплачиваем в обычном порядке.

Ответить

Прямой эфир