Универсальная речь нового руководителя перед коллективом. Всего 2-3 минуты, без подготовки, а результат гарантирован

Руководитель и коллектив.
Руководитель и коллектив.

В этой статье приводится план проведения универсального, короткого, результативного собрания с новым коллективом.
Ваша речь будет длиться 2-3 минуты, не требует (кроме чтения этой статьи) никакой подготовки, проработки содержания и заучивания текста. Содержание речи – универсальное, подойдет для начальника любого уровня, любого возраста и опыта, в любой компании, в любой отрасли.

Когда новый руководитель приходит в коллектив, его встречают не по одёжке, а по тому, как он проявит себя при представлении. Его авторитет и характер дальнейшего взаимодействия с подчиненными зависят от того, как он проведет первую встречу с подчиненными, как преподнесет себя во вступительной речи. И что/как новый руководитель сделает сразу после этой встречи.

В чем новизна подхода?

Пойдем от обратного. Что вообще уже предлагается на эту тему а других источниках?

Интернет изобилует статьями с рекомендациями – как новому руководителю подготовить речь и выступить на собрании перед коллективом. Предлагается не только план выступления (концепция) – о чем говорить и как говорить. Но даже даются готовые примеры пространных речей, на полторы страницы текста…

Советы из этих статеек я считаю неверными! И предлагаю принципиально иной подход.

Кто пишет такие статейки? Психологи? Кадровики?Я, профессиональный консультант по управлению и оргразвитию, дам принципиально отличный подход. Разложу все по полочкам и обосную.В парадигме управления, организационной деятельности.

Советы из разряда «О чем говорить»

Советы из статеек сводятся к тому, чтобы напихать в план речи побольше новомодных терминов: про ценности, команду, ориентацию на клиента… Авторы как будто соревнуются между собой, кто больше знает и перечислит таких сущностей, ну чтобы уж точно ничего не забыть, обо всем сказать: и о целях, и о приоритетах, и о KPI, о команде, о ценностях, о вызовах …

Вот некоторые неправильные советы из «статеек»:
Например, новому директору магазина советуют сказать: «Я вижу свою задачу в том, чтобы усиливать нашу клиент-ориентированность, чтобы наша команда стала еще более сплоченной, бла-бла-бла»…

Зачем? Зачем все это говорить на первом собрании? Зачем сразу вываливать на головы слушателей ваши цели и планы? Ситуация смены руководителя стрессовая, ваши подчиненные видят вас впервые, и они психологически сейчас нестабильны.
Вы сначала войдите в должность, ознакомьтесь с текущим состоянием дел, с квалификацией работников, с проблемами, с перспективами – и потом, недели через две/три, когда будете полностью готовы и вооружены информацией, соберете новое собрание. И уже обстоятельно, ответственно, подготовленно расскажете о своем видении дальнейшего развития, о целях и планах, об изменениях и нововведениях.

Советы из разряда «Как говорить»

Например, часто предлагается такая готовая фраза: «Я рад влиться в ваш дружный коллектив!».

Показываю, почему такая фраза вам только навредит.
Во-первых, это выглядит как подстройка, причем подстройка «снизу». Использование оборотов типа: «Я рад возглавить..», «…надеюсь, что мы сработаемся», «…позвольте представиться…» недопустимо - это уничижающие вас обороты, как бы заискивание и подстройка к слушателям

Такие обороты принизят ваш статус. Не используйте их!Вы – новый начальник. Неизвестность интригует аудиторию. Вы пахнете опасностью. Вы – фигура в их глазах, обладаете авансом уважения. До тех пор, пока не откроете рот и не брякнете какую-нибудь ересь, по советам из "статеек".

Во-вторых, давайте мысленно встанем на место сотрудников и посмотрим их глазами и послушаем их ушами вас - нового руководителя. Собравшиеся с разными чувствами (волнением, интересом, настороженностью) будут ловить и интерпретировать каждое ваше слово. Еще неизвестно, как лишнее, неуместное, неосторожно сказанное вами слово аукнется в умах слушателей… Как они внутренне, например, посмеются над вами!
«Рад влиться в наш коллектив? – мы тебе устроим «теплый прием», мы предыдущего начальника до инфаркта довели…
«Дружный коллектив? Гы-гы-гы, да мы тут как пауки в банке».
Так зачем все это говорить? Вы себе только навредите! Тем более, если вы пришли со стороны, и не знаете ситуацию в компании, в отделе. Даже когда месяц поработаете, вы и половины не успеете узнать. Какие здесь скрытые интриги, какие старые тлеющие конфликты…

Кто вас заставляет говорить все эти лишние, абсолютно ненужные, высокопарные фразы? Авторы "статеек"!
Ничего этого не нужно. Не усложняйте себе жизнь!

А как правильно?

На первом собрании ваша задача – это просто представится и заявить себя руководителем. Сухо, без лишних эмоций, без лишних/неуместных подробностей и словесной мишуры.

Самое правильное представление начальника перед новым коллективом – это несколько коротких фраз, сказанных в определенном порядке.

Всё представление начальника должно занимать не более 2-3 минут.

Никакой полновесной, монументальной «речи» новому начальнику произносить не нужно. И, тем более, заранее продумывать и готовить «речь».

Рекомендованная концепция выступления

Представляю вашему вниманию чёткую, выверенную методику – как построить выступление и выступить перед новым коллективом правильно.

Концепция основана на том, чтобы в момент представления нового начальника на собрании с подчиненными

  • не давать лишней информации подчиненным,
  • не раскрывать перспектив по негативным или позитивным ожиданиям подчиненных. А все это сделать потом, и не на очередном собрании, а в индивидуальном порядке.

В противном случае, выдав на собрании лишнюю информацию, новый руководитель невольно провоцирует коллектив на встречные вопросы, «закапывает» себя, становится уязвимым, ставит свой авторитет и перспективы лидерства под угрозу.

Перед кем конкретно выступаем: что значит «коллектив»?

Мы говорим о представлении нового начальника перед коллективом. Термин «коллектив» следует уточнить.

Если вы начальник линейного уровня (у вас в подчинении рядовые работники или специалисты) – то да, это ваш «коллектив», перед которым нужно представить себя.

А если вы руководитель высшего звена (руководитель департамента), в подчинении которого имеются нижестоящие отделы/подразделения – то ваше представление должно быть адресовано исключительно вашим непосредственным подчиненным – руководителям этих самых нижестоящих отделов. А устраивать общее собрание всего коллектива департамента на данном этапе – неправильно.

Что делать в случае, если вы стали новым начальником в своей текущей компании (пошли на повышение или горизонтальную ротацию). Где вас все знают, и вы всех знаете?
Формальная встреча-представление с подчиненными должна быть проведена и в этом случае. И алгоритм должен быть соблюден в полном объеме. Единственное, держаться нужно строго, без панибратства и фамильярности, но и без излишнего официоза – иначе в глазах старых добрых коллег вы будете выглядеть комично.

I. Алгоритм первого представления руководителя (знакомство с коллективом)

Итак, из каких шагов состоит правильный сценарий представления нового начальника на первой встрече с непосредственными подчиненными, что нужно говорить и чего нельзя говорить.Шаг 1). Представляясь новому коллективу, сообщить только свои ФИО и информацию о вашем актуальном статусе:«Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я <руководитель этого отдела>».Варианты наименования «руководитель» замените актуальной в вашем случае должностью:- директор такого-то департамента,- директор по … (маркетингу, логистике и т.п.),- начальник такой-то службы (если слово «начальник» формально закреплено в наименовании этой должности).

О различии в определениях «руководитель» и «начальник» поговорим ниже.

Если вас представляет иное лицо, заранее попросите его соблюсти именно такую форму представления. Ваш патрон представляет Вас новому коллективу следующей фразой, в точности дословно: «Представляю вам <руководителя отдела> Иванова Ивана Ивановича». И все, дальше уже говорите Вы. Не нужно никаких дополнений, типа: «итак, Иван Иванович, пожалуйста…» или «Иван Иванович, вам слово».

Форма представления именно такая, строго! Воздержитесь от дополнительных слов: «теперь», «новый»…

Например, неправильно: «С этого дня (теперь) я являюсь вашим новым …».
Зачем городить все эти конструкции? Скажите коротко суть: «Я руководитель отдела». И все! Чтобы ненужные и вредные слова «с этого дня», «являюсь», «новый» не давали умам подчиненных возможности ничего домысливать.

Такие лишние слова ослабляют вашу позицию, несут в себе оттенок оправдания или элемент пассивности. Например, употребив слово «новый руководитель» вы противопоставляете себя всей предыдущей истории начальствования в данном коллективе. Или «являюсь» - ненужные ассоциации с явлением Христа народу.

Абсолютно недопустимы пассажи в духе: «Меня направили/назначили в ваше подразделение»… Понятно, почему? Уверен - понятно, ведь вы уже прониклись критическим подходом.

Если ваша должность имеет общепринятое название (бригадир, мастер, Генеральный директор и т.д.), то следует употребить это название, вместо абстрактного «руководитель».

Шаг 2). Обозначить ролевое распределение: вы - начальник, они – подчиненные.

В шаге №1 вы заявили себя руководителем. Но руководитель и начальник – это не одно и то же. Руководитель – занимается общим управлением (отвечает за результаты деятельности, функционал, планирование, распоряжение ресурсами и т.п.). Начальник – управляет людьми, исполнителями (подчиненными) в процессе выполнения работ.
Т.е. начальствование (управление исполнителями) – это одна из функций руководства, важнейшая.

Золотая фраза: «Я ваш непосредственный начальник. Это означает, что я даю вам задания и распоряжения, а вы их исполняете».

Когда будете говорить эту фразу, обводите взглядом собравшихся и ставьте акценты на следующих словах:
Я ваш непосредственный начальник. Это означает, что я даю вам задания и распоряжения, а вы их исполняете.

Шаг 3). Упредить возможность задавания подчиненными в ходе собрания каких бы то ни было вопросов.
Ваше представление должно быть монологом. От начала и до конца. В данной ситуации вы – лидер (пока еще формальный, который стремится стать лидером неформальным и авторитетным), а «вопросы из зала» - это перехват инициативы, вред для вас.

Вы говорите следующее: «У вас есть ко мне много вопросов. Не сегодня. Все вопросы вы сможете задать потом, в индивидуальном порядке».

Любые попытки вопросов – пресекать: «Я пообщаюсь с каждым из вас лично, все вопросы обсудим потом».

Шаг 4). Сообщить, что в ближайшее время никаких изменений не будет, что все будут заниматься текущими делами.
Народная мудрость, сложившаяся столетиями: «Новая метла по-новому метет» крепко сидит в головах сотрудников.
Смена руководителя – большой стресс для всех работников (и даже для тех, кто является «хорошим», добросовестным работником). Нормальное желание людей поскорее снять неопределенность, узнать «что же теперь будет?».

Ваша фраза: «В ближайшее время в работе нашего отдела никаких изменений не планируется.»

Этой фразой вы успокаиваете людей, но при этом оставляете за собой полную свободу действий. Ведь вами было сказано, что «в ближайшее время» изменений не будет. Может быть «ближайшее время» – это всего 2 дня…

Шаг 5). Сообщить, что в ближайшее время вы будете знакомиться с работой отдела и познакомитесь лично с каждым подчиненным.

Ваша фраза: «Я буду знакомиться с работой отдела и текущими делами, и познакомлюсь лично с каждым из вас»

Шаг 6). Закрыть собрание, выдав первое распоряжение:

«На этом всё, спасибо за внимание, сейчас все вернитесь к текущей работе».

Тем самым вы уже проявляете себя как начальник, указав, чем следует заняться подчиненным.

Вот и вся «речь»: несколько универсальных фраз. Поставили себя как весомого начальника. Не позволили никому задать вопрос или высказать что-то. Абсолютно рабочая, результативная и безопасная схема представления.

И что же у нас получилось? Уложимся в заявленные 2-3 минуты?

Текст речи нового руководителя перед коллективом.
Текст речи нового руководителя перед коллективом.

II. Индивидуальные встречи с подчиненными.

Железное правило после общего собрания:

Ни в коем случае не искать контакт и первым не общаться с неформальным лидером коллектива. Постараться определить и выбрать лояльных сотрудников. Начинать знакомство с коллективом и делами нужно с лояльных сотрудников. Сначала – простые работники и в самом конце – ключевые специалисты и подчиненные руководители.

С каждым – индивидуально! Каждый разговор от 15 до 30 минут.
Без излишней строгости и формализма, в обычной форме общения, спросить:

1). Суть деятельности подчиненного? Какие дела ведутся? В какие сроки/когда принято отчитываться?
Не обсуждать здесь способы, ресурсы, конкретные дела и проблемы!Вы выслушиваете рассказ подчиненного (общий массив информации о его работе), задаете уточняющие вопросы, при необходимости записываете, делаете заметки.

Ваши фразы:
«Пока ничего менять не будем»
«К этому вопросу мы еще вернемся»
«Сейчас у меня нет времени детально погружаться…»

2). Сообщить, что вы его непосредственный начальник и теперь он будет выполнять ваши распоряжения.

Да, это было сказано на общем собрании, адресовано коллективу. Т.е. всем, но никому персонально. А теперь персонально. Именно здесь закрепляется инициация подчиненного в статусе подчиненного.

Часто в компаниях практикуется матричное (двойное) подчинение – проектная/процессная система управления. В таких случаях Вы должны знать об этом заранее. И если подчиненный на вашу инициацию «я ваш начальник» скажет, что у него еще и другие руководители есть, подчеркните:
«Я ваш НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ начальник. К нюансам дополнительного подчинения вернемся позже, когда я изучу организацию управления. А пока, прежде чем выполнять чьи либо еще распоряжения, сначала доложить мне»

3). Обмен контактами, выяснение рабочего места и графика работы подчиненного.

4). Разрешить задавать вопросы.
Слушать внимательно, отвечать уклончиво: «Пока недостаток информации, ничего определенного сказать не могу…»

5). Завершить беседу, обязательно выдать первое распоряжение/задание:
«Вернитесь на рабочее место и ….»
«Подготовьте отчет по такой-то теме»

Индивидуальная встреча окончена.
Цикл представления нового руководителя на общем собрании + проведение персональных ознакомительных бесед закончен.

___________________________________________________

В материале статьи я использовал элементы легендарного тренинга Е. Масловского "Управление подчиненными". Который сам прошел еще в 2004, году когда впервые стал начальником, "вырос из равных". И который входит в мой ТОП-5 лучшего обучения, которое я проходил в своей жизни. Все эти инструменты "Ролевое распределение начальник-подчинённый", "Инициация", "Выдача распоряжений" не теряют актуальности спустя 20 лет. Теперь я и сам тренер и консультант. Улучшаю и передаю самые выдающиеся, проверенные практикой знания и опыт следующим поколениям.

Заключение

В преамбуле статьи я обещал дать принципиально новый подход к теме представления нового руководителя, в пику существующим "статейкам". Получилось?
Давайте сделаем выводы. Как вы оцениваете предложенный алгоритм? Что нового узнали? Окиньте мысленным взглядом ситуации ваших предыдущих представлений – что изменилось бы, зная вы тогда эти нюансы и действуя по такому алгоритму?
Поделитесь вашим мнением, или задайте вопрос по поводу прочитанного в комментариях!

_________________________________________________
В карьере любого человека (будь вы студент, наемный работник или уже начальник) еще не раз произойдет назначение на новую руководящую должность. Найдете ли вы потом, когда понадобится, эту статью в массе прочих "статеек" ???
Сохраните эту статью, поделитесь ей по ссылке "поделится", подпишитесь на канал!
Если вы поняли, приняли статью и ее ценность, поделитесь ссылкой, сделайте людям добро - ведь практически каждому это пригодится в карьере!

_________________________________________________

Приглашаю всех в мой телеграм-канал, где больше доп. информации, общения, интерактива!

Мой сайт www.tsyganok.ru

11
11
9 комментариев

У автора явно какие-то комплексы. На первой встрече сказать "я говорю - вы исполняете" это гарантия:
1. Настроить сотрудников против себя с первой же фразы.
2. Выстроить порочную и бесперспективную систему, где:
- сотрудники не делают ничего, что им не сказали,
- с каждым вопросом бегут к такому "начальнику",
- никогда не будут брать инициативу и ответственность, и не вырастут в хоть на что-то годных хотя бы специалистов. Не то что руководителей,
- "начальнику" говорят то, что он хочет услышать. А не то что есть на самом деле.

А самые адекватные быстро уйдут туда, где можно работать, а не удовлетворять эго и детские травмы кого-то "начальника".

2

"Смотрим в книгу - видим фигу...."
Где у меня написано "Я говорю - вы исполняете"?
Не умея читать и выявлять опорные слова, вот вы и "наговорили" ерунды.
Было написано: "Я ваш непосредственный начальник. Это означает что Я (оказываю на вас управленческие воздействия, как-то: задания, распоряжения, указания), а Вы их выполняете.

Это называется контекст управления. С самой первой встречи (тем более с официального представления) просто необходимо инициировать этот контекст. Как правильно это сделать - описано в статье по шагам. Даже по шажочкам.

Некоторые (вот и вы себя так показали) воспринимают предложенный алгоритм через призму своих комплексов. Видят в алгоритме следующее: "Я начальник - вы говно. Я ваш царь, а вы чушпаны, и ничтожества..."
А на самом деле в предложенном алгоритме этого нет, там все сухо, формально и нейтрально.

Та позиция, на которой вы стоите - называется социально одобряемое поведение. Т.е. вы рекомендуете новому начальнику всеми силами понравится подчиненным, и не сказать/ не сделать ничего такого, чтобы вызвало хоть какое-нибудь напряжение. К чему это приведет? Это как раз и приведет к неуправляемости.

А в статье предлагается и дается алгоритм- как сухо, формально и нейтрально, не унижая достоинства никого из подчиненных, "поставить" себя начальником, артикулировать это, а не стыдливо и ссыкливо замалчивать эту тему, "как бы чего не вышло". В этом случае как раз и будут проблемы.

Это, Тимур, как первое знакомство с женщиной. Если начать с того, что лебезить и угождать - так она тебя запишет в "лошары". Поэтому нужно придерживаться правильного алгоритма поведения - как корректно, но основательно поставить себя в ролевой паре мужчина-женщина.

Ровно тоже самое в ролевой паре начальник-подчиненные.
Правильно подать себя (корректно, не уничижая) необходимо на самой первой встрече-представлении.

Другое дело, что в последствии, в процессе реальной работы нужно на деле подтвердить, что ты толковый и грамотный руководитель и нормальный человек. Но все это потом.

да, налейте мне воды в уши, именно так же работает мотивация

вас сначала в правое, затем в левое? или наоборот?