Как подбирать руководителей через хедхантера

Виктория Никольская, основатель агентства по подбору управленцев высшего и среднего звена Fresh Executive Search, поделилась с редакцией РШУ своим видением современного хедхантинга и опытом поиска руководителей.

Как подбирать руководителей через хедхантера

Компания, созданная когда-то единомышленниками, хорошими друзьями или родственниками, может некоторое время расти и преуспевать. Но рано или поздно создатели бизнеса начинают осознавать нехватку своих компетенции: сегодня для развития своего детища, а завтра — просто для того, чтобы удержаться на рынке. И приходит пора признать, что нужно подбирать нового руководителя.

Такая же задача встает перед любым бизнесом, который покидает его глава. Причины могут быть разными: от поисков новых горизонтов роста до неудовлетворенности акционеров делами компании. Но итог все тот же — надо подбирать нового руководителя.

Дать бизнесу лучшее будущее

Компания получает возможность ставить перед собой амбициозные цели и достигать их с помощью новых людей. Нельзя долго вариться в собственном соку — нужны новые мысли, решения, практики.

В этом смысле показателен кейс одной крупной металлургической компании. Сначала компания гордилась тем, что вырастила почти 99% своих топ-менеджеров. Но собственник вовремя понял, что у руководителей сужается кругозор, они не видят, как работают аналогичные процессы в других корпорациях, в компании иссяк приток новых идей. И подход к комплектованию кадров был изменен: в компанию пошли профессионалы с рынка.

Но хороши не крайности, а баланс между ними — когда команда топ-менеджеров компании пополняется за счет роста своих и привлеченных управленцев. Первые являются носителями корпоративной культуры, а вторые привносят в нее лучшие рыночные практики и свежий взгляд на задачи.

Выбирать или делегировать?

Решение о подборе кадров принимает вышестоящее лицо. Это собственник, если речь идет о руководителя компании, или же сам руководитель, обновляющий свою команду. И сразу же встает вопрос: кто займется поисками и отбором кандидатов?

Первая естественная реакция: я сам. Я знаю рынок, понимаю задачи, которые надо решить, имею знакомства и связи, поэтому смогу найти нужного мне человека. Но чаще всего следующим шагом становится делегирование этих функций профессионалам-хедхантерам.

Почему же так происходит? Только Юлий Цезарь умел делать несколько дел одновременно. Да и это, скорее всего, легенда. Подбор руководителя высшего звена — работа непростая, и времени она займет немало. Но нельзя отвлекаться и от ведения бизнеса, ведь конкурентный рынок этого не прощает. Хэдхантинг «по совместительству» ни к чему хорошему не приведет. У собственника может не хватить времени и сил для качественного формирования палитры из нескольких кандидатов. И появляются соблазны ограничиться кругом друзей или родственников, что несет большие риски для бизнеса и будущего компании.

К тому же, собственнику или руководителю компании вряд ли откроются возможности поиска кадров на полях конкурентов. А для профессиональных хедхантеров это один из основных источников кандидатов.

Правильным решением будет приглашение квалифицированного эксперта. Например, агентства по поиску управленческих кадров. Именно этот выбор остается за заказчиком, и к нему надо подходить максимально тщательно. Критерии выбора добросовестного хедхантера — его индустриальная экспертиза, предыдущий опыт закрытия аналогичных вакансий, готовность давать гарантии своей работы и цена.

Как озадачить хедхантера?

Роль собственника или руководителя бизнеса не ограничивается выбором хедхантера. От заказчика необходима формулировка критериев подбора кандидата на руководящую должность.

Такую задачу должен ставить нанимающий менеджер. Хотя нередко это делегируется HR-директорам — стратегическим партнерам акционера или гендиректора. Однако лучше, если хедхантер получит задание от того, кто будет принимать решение по окончательному выбору. Это позволит избежать эффекта «сломанного телефона».

Постановка задачи может происходить в диалоге с самим хедхантером. Например: «Давайте представим, что вы нашли идеального руководителя. Что он должен сделать через шесть месяцев, через год? Что должно произойти в компании?»

Ответы на эти вопросы сразу дают понимание релевантного опыта кандидата, требуемого для решения поставленных задач.

Иногда наши заказчики дают кандидатом «домашнее задание». Например: «Опишите, как вам видится будущая работа в компании, каковы будут ваши первые и последующие действия».

Нечасто, но бывает и такое, что заказчик отдельно указывает компании, кандидаты из которых ему категорически не подойдут по тем или иным причинам (например из-за различий в корпоративной культуре) или наоборот, указывает компании, сотрудники из которых наиболее интересны.

И это далеко не все. Мы подбираем не просто профессионала, но и партнера по жизни — человека, с которым будет комфортно много работать вместе. На работе мы проводим большую часть своей жизни и важно, чтобы рядом были приятные и интересные люди. Поэтому с заказчиком необходимо обсудить и личностные качества будущего кандидата. Один предпочитает работать со скромными интровертами, а другой — с энергичными, харизматичными людьми. Хедхантер должен учитывать все пожелания заказчика, вплоть наличия определенных увлечений и хобби.

Из доноров – в кандидаты

Хедхантер, начиная работу над решением поставленной задачи, в первую очередь составляет список компаний-доноров. Это перечень компаний, в которых могут работать кандидаты, релевантные требованиям заказчика. Следующий шаг — определение потенциальных кандидатов – сотрудников компании-донора с необходимыми компетенциями. Далее выходит с ними на связь и организует встречи.

На первый взгляд это несложный алгоритм. Однако каждый его этап требует от хедхантера обширных знаний и опыта в предметной области.

Отбор доноров предполагает знание рынка в целом и его участников: вплоть до истории развития и текущего состояния компаний. Интерес представляет успешный, динамично развивающийся бизнес. Именно его руководители могут обладать лучшими практиками, востребованными заказчиком.

Поиск самих кандидатов и путей доступа к ним идет по самым разнообразным каналам. Это открытые и закрытые базы данных, всевозможные тематические каналы в Telegram и группы в соцсетях, специализированные конференции, публикации в отраслевых СМИ. И, конечно же, у каждого хедхантера с опытом работы есть своя сеть контактов и надежных рекомендателей.

Очень ответственный момент — первый контакт хедхантера с выбранным человеком. Проще, когда звонок или электронное письмо предваряют рекомендация общих знакомых, но в любом случае необходимо установить доверие между собеседниками. Тогда можно переходить к организации встречи с предложением вакансии.

И доверять, и проверять

Одной встречи бывает недостаточно – хедхантер хочет получить от кандидата на высокую должность разнообразную информацию в полном объеме. Это делается в несколько этапов:

  1. Проводит специализированные интервью по общему опыту и конкретным компетенциям, детально расспрашивает про проекты, которые были реализованы кандидатом: насколько они успешны, были ли конфликты, спорные ситуации в ходе выполнения проекта. Словом, выясняет, что и как кандидат делал в прошлом, чтобы понять справится ли он с задачами в будущем.
  2. Собирает отзывы различных рекомендателей. Если кандидат настроен серьезно, то на встречу он придет подготовленным: с хорошим резюме и контактами рекомендателей, которые плохого о нем не скажут. Поэтому очень важна обратная связь от предыдущих работодателей и тех людей, которые ранее работали с этим кандидатом, но не указаны, как рекомендатели.
  3. Организует тестирование по заданию заказчика. Это не обязательная процедура, но в последнее время всевозможные личностные тесты набирают популярность у работодателей. Так, тесты Хогана могут дать дополнительную информацию о сильных и слабых сторонах кандидата, его стиле работы и способности решать поставленные задачи.
  4. Задает кандидату «домашнее задание» от заказчика: набор кейсов, описывающих различные ситуации, которые необходимо разрешить.

Это делается, чтобы все «подводные камни» кандидата были известны заказчику к моменту окончательного выбора. Тогда он сможет объективно взвесить все «за» и «против» и в случае положительного решения спокойно принять возможные особенности нового сотрудника.

1212
7 комментариев

А как могут выглядеть такие кейсы на высоких позициях? «Вам нужно организовать процесс, как вы будете это делать»? Или «Случилось такое ЧП, как будете разруливать?»

Мне, как бывшему руководителю, статья показалась информативной. Но решать кейсы, наверно, лучше прямо с ходу на собеседовании, чем давать домашки. Так понятно, что будет делать человек в стрессе или кризисе

Было интересно наткнуться в статье на формулировку «я сам». Я оказалась в такой ситуации некоторое время назад, когда искала себе замену на должность руководителя. Ответственность и нагрузка оказалась слишком велика, и мои дела в компании пошли на спад. Вывод - необходимо обращаться к профессионалам в этом нелегком деле.

Я не руководитель, а штатный сотрудник. Но прочитав статью понял, как важно понимать человека на которого работаешь. И вообще иметь уважительные отношения между руководством и подчиненными.

Не могу сказать, что в статье указаны все нюансы, которые могут всплыть в ходе поиска желаемого кандидата на должность руководителя. Но алгоритм и смысл данной процедуры здесь упомянут.

В массподборе я уже давно и знаю, что к чему. Так что здесь понравилось подробное описание этапов получения информации от кандидата. Тестирование и правда, показывает эффективные результаты в поиске более обширной информации на интервью.

Согласна на счет того, что необходимо понимать не только сильные, но и слабые стороны кандидата. Надо знать, чего ожидать и как реагировать на это. Безгрешных не бывает.