Зачем ИТ-компании продакты и как тем развиваться

Три истории от сотрудников VK.

Зачем ИТ-компании продакты и как тем развиваться

Прежде, чем любая новая фича популярного сервиса окажется доступна пользователям, она проходит цикл разработки, который начинается внутри команды, отвечающей за продукт. Менеджеры по продукту — продакты — изучают рынок и доступные технологии, принимают решения, какими новыми функциями будет заниматься команда, оценивают эффект нововведений и отвечают за результат проекта для бизнеса и пользователей.

Как становятся продактами? Как разграничиваются их зоны ответственности с разработчиками? И как расти в этой профессии? Об этом рассказывают Сусанна Сафарян из VK ID, Александр Руснак из RuStore и Зоя Мелешкова — а в конце материала поясним, почему решили поговорить про эту тему.

Сусанна Сафарян
руководитель B2C-продукта VK ID

Как говорят во всех курсах, идеальный продакт-менеджер — тот, который повидал разные сферы ИТ. Чтобы эффективно принимать решения, продакт должен понимать, как работает каждая из составляющих, с которой ему приходится взаимодействовать каждый день.

До прихода в продуктовый менеджмент мне удалось попробовать себя в разных областях: начинала с работы графическим дизайнером, проходила стажировку в качестве аналитика данных, где писала код в SQL, и даже успела окунуться в пресейл-анализ и продажи ИТ-продуктов — голосовых помощников и чат-ботов. В управление продуктом перешла, когда начала отвечать за метрики в чат-боте: тут уже принимала решения, какие нововведения в продукте помогут их улучшить.

Полтора года назад я пришла в VK на позицию продакта-миддла и стала отвечать за развитие бесшовного опыта пользователей VK ID. Одним из первых проектов была реализация мультиаккаунта VK ID. Тут нужно было сразу взаимодействовать со всеми: от аналитиков и разработчиков до маркетинга и юристов. Понимание сфер помогает относиться к информации критически, а это в конечном счёте улучшает качество продукта. Например, понимание архитектуры продукта позволяет плодотворно взаимодействовать с разработчиками и тем самым ускорять запуск новых продуктов. Идеальное взаимодействие между командами получается, когда у всех участников есть общая цель, вы вместе решаете, как её достичь, и каждый заинтересован в реализации решения.

В большой компании продакт-менеджер чаще всего забирает на себя ту часть организационной деятельности, которую в стартапе может нести фаундер или разработчик. Чтобы сделать всё возможное для создания ценности продукта и результата, продакту приходится быть стратегом, креативщиком и дипломатом.

Прокачанные soft-скиллы помогают продакту быть «голосом» как при общении с командой, так и с клиентом. Благодаря этому внутри команды продакт может выстроить такую среду доверия и вовлечённости, в которой разработчики, аналитики и дизайнеры смогут предлагать фичи, способные влиять на аудиторию и бизнес.

Сейчас я отвечаю за всё консьюмерское направление VK ID и руковожу командой в шесть человек. В перспективе вижу своё развитие не только в работе руководителя и продуктового лида, но и в новых вызовах — выстраивании стратегии продукта, общего продуктового видения, оптимизации процессов. VK ID пронизывает всю экосистему: сегодня мы общаемся с музыкальным стримингом, завтра — с почтой, и таким образом прокачиваем нашу экспертизу во всех продуктах. Это помогает мыслить глобально и стратегически, развивает «helicopter view».

Александр Руснак
ведущий менеджер продукта в RuStore

Мне всегда было интересно изучать мир на всех уровнях, от субатомных частиц и структуры ДНК до мультивселенных и феномена жизни и сознания. Свой путь я начинал с изучения теоретической физики, занимался научной деятельностью на стыке квантовой теории поля и гравитации. Вместе с этим наблюдал бум развития информационных технологий и насколько большой вклад делают в жизнь каждого из нас новые устройства и софт. В какой-то момент я решил попробовать разобраться, как создавать и развивать такие продукты. Мой выбор остановился на одной международной компании с интересными продуктами в области защиты данных, куда меня взяли после нескольких раундов собеседований.

Сначала я был аналитиком, относительно быстро вырос до продакта и за почти 5 лет попробовал силы и в B2C, и в B2B. Поначалу было особенно непросто из-за необходимости адаптироваться к англоязычной среде, но зато очень интересно и полезно. После попробовал силы в deeptech-стартапе, а позже решил найти условия, в которых возможно вырасти самому вместе с продуктом. Так из всех вариантов мой выбор остановился на RuStore. С момента моего прихода в команду RuStore мы смогли вырасти по ключевым показателям более чем в 10 раз всего за полтора года.

Продакт — часть большой команды, в которой каждого можно назвать айтишником. Однако не все айтишники пишут код, в том числе и продакты. У каждого своя роль: в этом сила работы в команде. Каждый может фокусироваться на своей зоне ответственности и делать то, что умеет лучше всего.

Сейчас мой фокус — развитие Консоли разработчика и запуск новых продуктовых направлений. Мои ключевые задачи — взаимодействие с большой командой на разных уровнях, анализ основных драйверов продукта, выявление наиболее оптимальных подходов к реализации этих драйверов, планирование, принятие решений. Драйверами может быть всё что угодно — от улучшения валидации поля в форме регистрации до запуска новых фич и продуктовых направлений. Главное — они позволяют добиваться всё более классных результатов для наших пользователей и достигать наших бизнес-целей. Из повседневных активностей — встречи и звонки с командой и партнёрами, отслеживание продуктовых показателей, проработка текущих и будущих задач, принятие решений, что когда и как мы делаем, создание или комментирование эпиков в жире, ревью макетов, проверка продуктовых гипотез и так далее.

Для меня движение и развитие всегда было связано с тем, насколько хорошо я умею находить ответы на вопросы «Почему?», «Зачем?» и «Как?» — как в продукте, так и в физике и жизни, то есть справляться с неопределённостью. Со временем приходит понимание, что в зависимости от контекста, продукта или случая можно следовать двумя путями: использовать и дорабатывать существующие подходы или изобретать новые. Например, в физике есть набор основных уравнений, которые позволяют описать движение для большинства известных нам систем и очень точно прогнозировать будущее таких систем. Благодаря этому человечество смогло преодолеть земную гравитацию, оказаться в космосе и полететь на Луну.

В продакт-менеджменте таких фундаментальных уравнений у нас нет, но мы всегда можем сформулировать гипотезу, придумать вариант решения и путь реализации, чтобы в итоге пользователь мог лучше справляться с текущей задачей в своей жизни. Причем на том уровне, который мы предполагаем в самом начале, когда формулировали нашу гипотезу.

Зоя Мелешкова
старший менеджер продукта VK

Хотя я закончила экономический вуз, всегда интересовалась ИТ. Я немного программировала, но позже поняла, что хочу больше влиять на сам продукт. Так начала работать проджектом: у меня была своя небольшая компания, где мы делали заказную разработку на российский рынок. Потом я перешла в компанию, которая занимается аутсорсом разработки на англоязычный рынок.

В какой-то момент я поняла, что наоборот отдаляюсь от продукта: занимаюсь больше тушением пожаров, а не участвую в создании ценности для пользователей. Остановилась, подумала, куда хочу дальше двигаться, начала искать вакансии и пришла ВКонтакте. Наш проект занимался интеграцией товаров в ленту новостей. Я снова стала проджектом, но вместе с очень сильными продактами, достаточно быстро перенимала опыт, предлагала свои идеи и начинала разбираться в тонкостях работы над продуктом.

Сейчас наша команда по сути занимается стартапом внутри компании с использованием нейросетей. Наш проект прошёл в финал внутреннего инкубатора — кстати, после того, как я в прошлом году прошла курс для продактов. В этом курсе достаточно полно описан порядок действий продакта с шаблонами, чеклистами и дополнительными материалами и, так что я просто шла по его шагам — анализировала рынок, проводила исследования, составляла план работы над продуктом и считала экономику проекта.

Саму суть проекта до релиза раскрывать не могу, но что характерно — идея пришла тоже во время обучения. Я была подписана на бота, который планомерно присылает материалы по интересующим меня темам, связанным с управлением продуктом. Однажды бот прислал мне видос, где доходчиво объяснялось, почему стартапы быстро взлетают — это связано с большим вовлечением разработчиков в продукт. Я обсуждала идею с коллегами на рынке, которые работают в смежных отраслях — они говорили, что сделать то, что мы хотим, невозможно. Но когда я поговорила подробно с нашими техлидами из machine intelligence, они заверили, что у нас наоборот есть все необходимые для этого данные и экспертиза, и я стала больше доверять собственным ощущениям.

В этом и ценность связки продактов и разработки: без эксперта в стеке нельзя понять, реализуем проект или нет, а без продакта проект становится немного оторванным от реалий рынка и пользовательских запросов. Я была свидетелем тому, как в других стартапах проект сразу начинали с разработки без проверки гипотез и исследования рынка, и потом приходилось всё сворачивать, теряя время.

В плане обучения я бы советовала постараться попасть в хорошую продуктовую компанию — работа в команде с сильными продактами это как хороший университет. Успех сильно зависит от руководителя, его доверия тебе. Ну и самому нужно искренне интересоваться сферой, постоянно обучаться, быть в контексте того, что происходит вокруг.

Я поэтому и решила проходить курс: у меня были знания в голове, но они были ситуативны и разрознены, а тут у меня сложилась чёткая система. Это помогло. Сейчас у меня два джуна-продукта, и я стараюсь для них быть хорошим руководителем, который помогает им развиваться.

27 мая VK вместе с WANNABE запускает поток интенсива для продактов. На нём можно получить фидбек на свой проект, помощь с решением профессиональных задач, расширить кругозор и систематизировать существующие знания. VK предоставляет гранты на 10 мест — благодаря этому интенсив можно пройти бесплатно, подав заявку на лендинге.

16
4 комментария

Важно, чтобы каждый сотрудник в команде чувствовал себя важным и мог вносить свой вклад в развитие продукта

Ответить

Незачем.

Ответить

Выбор хорошего сотрудника целый сложный, важный процесс.

Ответить

Ясно

Ответить