Спроси буше: референсы — это вред или польза?

Тебе ответит Дарья Богдашова — наш арт-директор. Пытаемся понять, когда и как их лучше использовать и почему прямые референсы могут быть вредны творческим людям.

— Референсы — это и добро и зло одновременно. Референс зачастую это зло для дизайнера, для человека творческого, для человека креативного. Для того, кто уже создаёт что-то своими руками.

Почему зло? Условно, мы берём проджекта, который ставит задачу дизайнеру на дизайн полиграфии или, может быть, постов каких-то. Для того чтобы проджекту найти примерную идею того, как он хотел бы видеть проект, он начинает штудировать PInterest, Behance. И находит что-то очень похожее на то, что он хотел бы видеть.

Но посколько у проджекта и у дизайнера разные видение, подход и способ анализирования референсов, прожект ставит в тупик дизайнера.

Потому что зачастую эти референсы очень ограничивают фантазию дизайнера, его взгляды и то, как он видит проект. Он начинает упираться в рамки конкретного образа, который ему предложили. Получается так, что дизайнер мог бы сделать что-то классное и новое, но то ТЗ, которое у него было, сковывает ему ручки. И говорит: «Чувак, вот самое классное решение — такое».

При этом рефы к задачам, мне кажется, это необходимая история. Но с обязательным описанием того, что именно проджект-менеджеру в них нравится.

Мы можем прислать друг другу одну и ту же картинку, но при этом вычленит из неё абсолютно разные достоинства. И это всегда нужно прописывать.

Почему ещё для дизайнера это плохая история: творческий человек должен себя ограничивать в поиске прямых аналогов. Всегда. Да, в свободное время формируй свою насмотренность бесконечно.

Но когда у тебя есть конкретная задача, например, на упаковку — ищи, как выглядят, не знаю, стулья классные!

Наблюдай за интерьерным дизайном, автомобильным… Да что угодно! Главное — исключить из своей жизни прямые аналоги, потому что это очень сильно тебя сужает. Как воротник такой надевать и говорит: «Упаковка может быть только такой». И всё, что ты видишь, это сто вариантов, но уже созданной упаковки. Поэтому очень важно учить себя перестраиваться и вытаскивать в качестве идей и вдохновляться чем-то, что не является твоим прямым аналогом в данной задаче.

Мы идём к референсам тогда, когда у нас ещё нет желаемого образа в голове. И мы идём за какой-то подмогой, подпиткой… Начинаем искать то, что отозвалось бы на внутренние запросы. Но оно ещё не сформулировано визуально при этом. А если ты идёшь искать подмогу в очень похожей среде, то ты сразу же начинаешь перерабатывать созданное и копировать. Не подчистую, но всё же. Получается, вместо того чтобы создать уникальный продукт, ты перерабатываешь уже созданное. Мне кажется, большинство творческих людей не хочет быть перерабатывателями. Они хотят создавать новое. И чтобы была такая способность, нужно очень сильно расширять умение смотреть не в сторону индустрии очень узкой.

Стать частью команды и развивать свою экспертность:

22
1 комментарий

Спасибо за статью!
Слышал про оба подхода у дизайнеров:
1. Кто-то не смотрит референсы и делает самостоятельно.
2. А другой специалист, используют референсы или имеет собранные референсы.
3. Можно еще смотреть референсы совсем в других отраслях.

1
Ответить