Кадровая лидогенерация или чем интернет-маркетолог может помочь HR

Какие инструменты интернет-маркетинга можно применять для решения HR-задач? Кому это подходит и сколько стоит? Рассказываем в статье и делимся кейсами клиентов (спойлер: стоимость отклика может составлять всего 70 рублей).

Почему этот вопрос актуален именно сейчас?

Те, кто варится в IT-сфере, знает, что за кадры на этом рынке идет самая настоящая война, которая началась уже давно. А теперь битва за кадры захватывает и другие рынки: уровень безработицы в России в феврале 2024 года обновил исторический минимум и составил 2,8%. Практически все работодатели столкнулись с проблемой: если раньше было достаточно опубликовать вакансию и выбрать из множества откликов самых лучших кандидатов, то теперь соискателей нужно активно искать, а за их внимание бороться с конкурентами. И актуальность проблемы будет только расти ― очевидно, что кадровый голод в России в ближайшее время никуда не денется.

За специалистов разыгрывается нешуточная война, в которой, как известно, все средства хороши.
За специалистов разыгрывается нешуточная война, в которой, как известно, все средства хороши.

Многие компании задумались об этом уже давно и активно инвестируют в бренд работодателя: разрабатывают программы стажировок и адаптации, создают воронки найма, ведут профессиональные блоги и проводят мероприятия для соискателей. У крупных компаний этим занимаются целые команды: PR-щики, маркетологи, копирайтеры, дизайнеры, event-специалисты. Что же делать бизнесу, если об HR-бренде задумались только сейчас, а сотрудники нужны еще вчера?

Начнем с очевидного: контент в Интернете

Попробуйте поставить себя на место потенциального сотрудника и поищите в интернете информацию о своей компании. Возможно, вы удивитесь, но недавнее исследование рекрутингового сервиса SuperJob показало, что 77% россиян проверяют работодателей перед собеседованием: изучают сайт, соцсети, отзывы сотрудников и даже финансовую, налоговую и судебную отчётность.

Часто в компаниях работа по HR-бренду ограничивается тем, что в корпоративных соцсетях выкладывают пару раз в год фотографии с корпоративов и публикуют вакансии. Этого уже недостаточно (и никогда не было достаточно, если уж говорить начистоту). Нужно пересмотреть контент-план и публиковать в блоге, социальных сетях и на сайте больше материалов, которые помогают продвигать бренд работодателя.

О чем писать? Вот несколько идей.

Ценности и внутренняя жизнь компании

Спросите сотрудников, за что они любят вашу компанию, и расскажите об этом. Как устроены процессы, какие мероприятия вы проводите, как коллеги обучаются и растут, какой у вас уютный офис и приятная атмосфера. Или какие амбициозные задачи решает команда и каких выдающихся успехов добиваются работники в своей профессиональной области.

Команда

Публикуйте истории про коллег, их увлечения и профессиональные успехи. Это не только помогает показывать компанию с лучшей стороны, но и привлекает дополнительную аудиторию.

Например, однажды мы написали для клиента пост в соцсети, рассказывающий про менеджера по продажам, и публикация получила отличный органический (то есть бесплатный) охват.
Например, однажды мы написали для клиента пост в соцсети, рассказывающий про менеджера по продажам, и публикация получила отличный органический (то есть бесплатный) охват.

Руководители

Сильный и харизматичный лидер сам по себе является частью HR-бренда: все хотят работать с успешными и яркими руководителями. Если директор компании или топ-менеджеры известны в своей профессиональной области и ведут личный блог в социальных сетях, это прекрасно. А если нет ― самое время начать.

Описание вакансий

Обычно HR составляет тексты вакансий самостоятельно. Маркетолог или копирайтер может помочь сделать их более эффективными: убрать излишнюю формальность, избавиться от клише и подчеркнуть сильные стороны работодателя, передать ценности компании, а иногда ― банально исправить орфографические ошибки (бывает и такое).

Фотосессия

Частенько все усилия маркетологов и HR губит отсутствие хороших фотографий. Когда брендовый контент иллюстрируют некачественной фотографией, клипартом или рекламным макетом с кучей текста, это скорее вредит HR-бренду, чем помогает. Пригласите фотографа и сделайте постановочные подсъемки для разных инфоповодов: вот руководители обсуждают новый проект в переговорке, вот улыбчивый офис-менеджер угощает коллег печеньем, вот менеджеры перевыполняют план продаж, вот автотранспортный цех и его начальник. Сделайте заодно портретные фото сотрудников: и им приятно, и вам пригодится.

Контенту, который помогает развивать HR-бренд, посвящены целые книги и конференции. Мы перечислили гигиенический минимум, который поможет показать сильные стороны бренда работодателя и не отнимет много времени и денег. А заодно заставит задуматься, что стоит в компании поменять, чтобы желающих работать в ней стало больше.

Интернет-реклама в рекрутинге: как это работает

Даже если инфоповодов в компании кот наплакал, показывать и рассказывать нечего, но при этом много вакансий для линейного персонала, на которые никто не откликается, отчаиваться рано. Для массового подбора можно применить абсолютно стандартный набор инструментов лидогенерации: сайт для приема трафика и интернет-реклама. Казалось бы, при чем тут вакансии? Сейчас расскажем.

Сначала нужно проверить поисковый спрос: если вакансии по вашему профилю ищут в поиске, значит, можно удовлетворить этот спрос, показав этим людям рекламу.

Яндекс Вордстат собирает статистику поисковых запросов, и этой информацией можно и нужно пользоваться
Яндекс Вордстат собирает статистику поисковых запросов, и этой информацией можно и нужно пользоваться

Дальше дело техники: собираем ключевые слова, прогнозируем бюджет, готовим сайт и запускаем рекламу. Можно ссылаться на страницу вакансий на корпоративном сайте, а можно разработать отдельный красочный лэндинг. Кстати, можно вообще не использовать сайт: лид-формы ВКонтакте позволяют проводить эффективные рекламные кампании без перехода на внешние страницы.

Пример объявления из рекламной кампании ВКонтакте с лид-формой
Пример объявления из рекламной кампании ВКонтакте с лид-формой

Но с сайтом рекламная кампания будет гораздо более результативной, так как появляется возможность вести на него трафик из разных источников, а не только из одной социальной сети. Один их самых эффективных и легко масштабируемых источников, конечно, Яндекс Директ. К тому же альтернатив Директу после ухода с российского рынка Google Ads у нас просто не осталось.

Вот результаты рекламной кампании по этой же вакансии, которая вела потенциальных соискателей на сайт:

Из статистики видно, что за период работы рекламной кампании мы собрали 229 откликов средней стоимостью 164 рубля
Из статистики видно, что за период работы рекламной кампании мы собрали 229 откликов средней стоимостью 164 рубля

Стоимость разработки простейшего сайта с вакансиями и описанием бренда работодателя начинается от 15 000 - 20 000 рублей. Для проверки гипотезы этого вполне достаточно. В дальнейшем можно создать полноценный имиджевый сайт и настроить интеграции с HRM-системами.

Простой сайт можно собрать на конструкторе Tilda за несколько дней
Простой сайт можно собрать на конструкторе Tilda за несколько дней

На старте главное, чтобы был реализован минимально необходимый для лидогенерации функционал: контакты, главная страница с информацией о компании и отдельные страницы для каждой вакансии, ссылки на социальные сети, формы для отклика. Соискатели оставляют заявки через форму обратной связи, ее лучше сделать максимально простой:

В вопросах лидогенерации работает правило: чем проще форма, тем выше ее конверсия.
В вопросах лидогенерации работает правило: чем проще форма, тем выше ее конверсия.

Как только сайт готов, можно начинать рекламную кампанию. Создаем в Яндекс Директе объявления для каждой вакансии. Используем все ресурсы текстово-графических объявлений: указываем преимущества, подробную информацию о вакансии, дополнительные ссылки.

Так выглядят объявления с вакансиями.
Так выглядят объявления с вакансиями.

А вот результаты рекламных кампаний в Яндекс Директ:

Кадровая лидогенерация или чем интернет-маркетолог может помочь HR

Стоимость отправленной заявки составляет 120 рублей с НДС, за полтора месяца работы кампаний нам удалось собрать почти 150 заявок. Стоит учесть, что география поиска в данном случае не ограничена, так как сотрудников ищут из любых регионов России и нанимают вахтовым методом.

Тот самый кейс про отклик за 70 рублей

На десерт давайте рассмотрим сценарий лидогенерации, где сайт не используется. К нам обратился клиент, у которого не было ничего: ни карьерного сайта, ни страниц в социальных сетях. Зато было много вакансий рабочих специальностей, которые необходимо было закрыть в короткие сроки. Что мы сделали?

Сначала создали и оформили группу ВКонтакте: сделали яркую обложку, добавили меню, заполнили все необходимые разделы.

ВКонтакте позволяет реализовать тот самый минимально необходимый для лидогенерации функционал.
ВКонтакте позволяет реализовать тот самый минимально необходимый для лидогенерации функционал.

Наполнили группу контентом, полезными статьями и хорошо оформленными вакансиями.

Кадровая лидогенерация или чем интернет-маркетолог может помочь HR

Создали в рекламном кабинете лид-форму с призывом к действию.

Кадровая лидогенерация или чем интернет-маркетолог может помочь HR

Форму сделали универсальной с возможностью выбора вака

Кадровая лидогенерация или чем интернет-маркетолог может помочь HR

Запустили рекламные кампании по контекстным запросам и получили впечатляющие результаты: цена отклика ― меньше 70 рублей!

И нам, и клиенту очень нравится результат.
И нам, и клиенту очень нравится результат.

Что из этого следует?

Вывод очень простой: такие популярные и доступные инструменты интернет-рекламы, как Яндекс Директ и В Контакте, работают не только на увеличение продаж и количества подписчиков. С их помощью можно расширить воронку найма, даже если нет сайта и раскрученного HR-бренда. Времена объявлений на подъездах подходят к концу (надеемся, что это так), им на смену приходят цифровые рекламные носители.

Есть и другие очевидные плюсы такого решения.

Нет ограничения по географии. Можно рекламироваться в любом регионе России и за ее пределами: для интернет-рекламы границ не существует.

Возможность оплаты исключительно за результат. Если набор массовый, бюджета и охватов достаточно для обучения автоматической стратегии, постепенно можно перевести кампанию на автоматическое управление, когда алгоритмы Директа сами ищут людей, которые с большей вероятностью заполнят заявку, и показывают рекламу им. В этом случае рекламодатель платит только за успешную конверсию, то есть заполненную и отправленную анкету.

Старт с минимальным бюджетом. Попробовать, работает ли этот инструмент в вашей сфере, можно по цене ужина в хорошем ресторане: достаточно открутить 5000 рублей, чтоб понять целесообразность дальнейшего размещения и спрогнозировать стоимость отклика.

Сегодня HR-маркетинг и кадровая лидогенерация актуальны как никогда из-за растущего числа вакансий и увеличения конкуренции на рынке работодателей. Социальные сети, контент-маркетинг, реклама и другие инструменты интернет-маркетинга могут помочь HR-специалистам увеличить количество откликов на вакансии. А чтобы это произошло, не нужны гигантские бюджеты: нужны прямые руки и правильные инструменты.

Пробуйте применять сами или обращайтесь к нам, и не забудьте поставить лайк, если статья была полезной.

22
Начать дискуссию