Бенчмаркинг — "сын маминой подруги"

Из этой статьи вы узнаете, что такое бенчмаркинг, чем он отличается от KPI и как это использовать в бизнесе.

Всегда есть кто-то лучше

В одной из предыдущих статей мы рассуждали на тему KPI — ключевых показателей продуктивности. Это один из инструментов управления проектами и компаниями, который позволяет оценить производительность, выявлять области для улучшения и принимать обоснованные решения.

Бенчмаркинг — "сын маминой подруги"

Однако в ведении бизнеса очень важно уметь анализировать не только свои ресурсы и процессы. И здесь в игру вступает такой инструмент, как бенчмаркинг.

Бенчмаркинг (от англ. benchmark — критерий, ориентир) представляет собой поиск "сына маминой подруги" среди конкурентов и топов отрасли. Выбрав целью компанию-лидера в нужной сфере, необходимо изучить и проанализировать ее деятельность, чтобы "забрать" лучшие идеи для повышения своих показателей.

Какие критерии зачастую рассматриваются для внедрения:

  • бизнес-процессы
  • бизнес-подходы
  • затраты на производство
  • качество продукта
  • удовлетворенность клиентов и др.

Благодаря этому методу компания Rank Xerox смогла не только пережить собственный кризис в 70-х, но и оптимизировать свою работу, подвинув крупных конкурентов — Kodak и Canon.

Разница между бенчмаркингом и KPI

Хотя оба инструмента направлены на анализ и повышение производительности, отличие между ними весьма значительное:

  • Бенчмаркинг — это поиск внешних ориентиров и "примеров для подражания". В идеале этот процесс проводится перед созданием стратегии проекта/компании. Изучая работу лидеров рынка или организаций с желаемыми для вас показателями, вы анализируете их подходы и инструменты, которые можно внедрить в свою деятельность.
  • KPI — ключевые показатели эффективности, которые устанавливаются на основе уже имеющейся стратегии. Они зависят от целей конкретно вашей компании и используются как инструмент достижения нужных результатов.

Использовать чужие успехи в качестве своих KPI крайне не рекомендуется. Это все равно, что покупать точно такую же обувь, как у любимого баскетболиста — вам может банально не подойти чужой "размер". У всех компаний разные условия существования и реализации идей. И здесь, как говорится, все индивидуально.

Как и для чего использовать бенчмаркинг?

Важно понимать, что выживает не сильнейший, а самый адаптивный. Именно гибкость помогает всем живым существам приспосабливаться к изменениям. Любой проект в некотором роде тоже является живым организмом. Но прежде чем приступать к активным действиям, важно определить, чего вы хотите ими добиться :)

Зачастую бенчмаркинг применяется в тех случаях, когда необходимо:

1. Выбрать области, в которых требуется повысить эффективность, а также найти новые направления для развития.

2. Проанализировать среднерыночные значения и/или уровни компаний-лидеров, чтобы на их основе более точно установить KPI.

Обратите внимание, что присматриваться к "идеалам" и оценивать ситуацию важно не только в периоды проблем и кризисов. Бенчмаркинг — это не спасательный круг для утопающих. Стратегия «Работает? Не трогай» может и допустима в ведении бизнеса, но лучше иметь в запасе несколько просчитанных наперед шагов. Как в шахматной партии :)

В зависимости от поставленных целей исследования подбирается наиболее подходящий вид анализа:

  • Внутренний бенчмаркинг. Чтобы понять, что можно улучшить, текущие показатели сравниваются со "своими" же данными: за прошедшие интервалы/годы работы, результаты разных отделов, подразделений и филиалов, происходящих процессов внутри одной компании.
  • Внешний бенчмаркинг. Здесь мы сравниваем показатели с прямыми конкурентами, компаниями из той же отрасли (даже с теми, кто не конкурирует напрямую), лидерами разных направлений по всей стране, а также на основе одного критерия, но по всему миру.
  • Функциональный бенчмаркинг. Исследование конкретных функций или процессов (например, отдел продаж) между разными компаниями.
  • Стратегический бенчмаркинг. Сравнение стратегий и подходов к управлению компаниями.
Бенчмаркинг — "сын маминой подруги"

Пошаговая инструкция для проведения бенчмаркинга:

Шаг 1. Определить области бизнеса, которые компания желает улучшить, и выбрать партнеров для сравнения.

Шаг 2. Собрать данные о текущих бизнес-процессах и ключевых показателях компании, а также получить аналогичные данные о конкурентах из различных источников, таких как открытые источники, экспертные мнения, отзывы клиентов и поставщиков, а также возможно напрямую у конкурентов.

Шаг 3. Создать отчет, который затем обсуждается руководством для определения следующих шагов по повышению производительности компании.

Шаг 4. Корректировать или изменить бизнес-процессы компании на основе проведенного анализа (внедрить полученные данные).

Шаг 5. Отслеживать показатели компании для оценки эффективности внесенных изменений. Мониторинг может быть проводиться как на коротком, так и на длительном сроке в зависимости от целей и ожидаемых результатов.

Чтобы исследование прошло успешно, необходимо, чтобы ведущие сотрудники компании смотрели в одном направлении. Это не исключает споры и дискуссии, но и преследование полярно разных целей не даст желаемого результата. Также необходимо максимально четко определить критерии сравнения: в качестве бенчмарков (эталонов) лучше выбирать похожие процессы и/или результаты. Еще один немаловажный пункт — способ измерения и достоверность данных. В процессе анализа не должно быть абстрактной информации и домыслов: только сухие цифры.

Инструменты для проведения бенчмаркинга могут быть разными. Необходимые данные можно найти в открытых источниках, а также использовать опросы, интервью, встречи с нужными людьми напрямую и даже бартер (вы нам такую информацию, а мы вам — другую).

Получив необходимые данные, приступайте к планированию и постановке целей. В этом вам помогут инструменты системы Zetep :)

Резюме

Бенчмаркинг — это процесс сравнения показателей своей компании с показателями других компаний или с лучшими практиками в отрасли с целью выявления улучшений и оптимизации бизнес-процессов. Этот метод может использоваться для улучшения качества продукции или услуг, повышения эффективности процессов, снижения издержек, улучшения обслуживания клиентов и других целей.

Ключевые показатели эффективности (KPI) представляют собой конкретные метрики, которые используются для измерения успеха в достижении целей компании. Они обычно связаны с определенными задачами, процессами или проектами. В то время как бенчмаркинг сконцентрирован на сравнении с внешними стандартами или конкурентами, KPI фокусируются на внутренних целях компании.

Несмотря на схожее направление бенчмаркинг — это не то же самое, что конкурентный анализ: вы не просто изучаете рынок, но и устанавливаете "идеальные" показатели, к которым следует стремиться.

Начать дискуссию