KPI — морковка спереди или сзади?

В этой статье мы разберем, что такое KPI, расскажем про цели, плюсы и минусы этого инструмента, а также почему для некоторых сотрудников эти три буквы звучат, как страшное ругательство. Приятного чтения :)

KPI — морковка спереди или сзади?

Что, зачем и почему?

KPI (англ. key performance indicators) ключевые показатели эффективности. Этот инструмент помогает компании измерить результаты работы как отдельных сотрудников, так и целых отделов. Также используется для измерения и оценки производительности организации или конкретных бизнес-процессов.

А теперь переводим на человеческий :)

Чтобы в проекте/организации все работало, как часы, необходимо регулярно проверять работоспособность "механизма". Контролировать небольшую команду нетрудно — все сотрудники, как на ладони. Спросил, просмотрел отчет или подошел и оценил работу лично. Но как отслеживать эффективность работников в крупной компании, где штат насчитывает сотни и даже тысячи человек?

Здесь на помощь приходит KPI. Этот инструмент — попытка облечь все рабочие процессы в количественные и качественные показатели, чтобы с помощью сухих цифр оценить успехи в достижении ключевых целей. Показатели могут быть связаны с финансовыми результатами (в сфере продаж), уровнем удовлетворенности клиентов (в сфере услуг), производственной эффективностью, качеством продукции и другими аспектами деятельности. KPI также помогают управлять рисками, выявлять проблемные области и принимать более грамотные управленческие решения на основе полученных данных.

Например, чтобы оценить эффективность магазина или торговой точки, необходимо знать:

  • Сколько человек из общего числа посетителей совершили покупку?
  • Среднюю сумму покупки одного клиента.
  • Как быстро продаются товары и восполняются запасы?

Показатели для интернет-магазина будут выглядеть несколько иначе. Здесь нам важно выяснить:

  • Сколько посетителей сайта так и не дошли до оплаты покупки?
  • Сколько процентов покупателей совершают покупку повторно?
  • Прогноз предполагаемой прибыли с одного клиента

В целом все выглядит неплохо и довольно разумно. Однако, как и любой другой подход, KPI имеет свои преимущества и недостатки.

KPI — морковка спереди или сзади?

Плюсы и минусы KPI

Во многих компаниях этот инструмент используется не только для оценки эффективности, но и для мотивации сотрудников. Проще говоря, зарплата рассчитывается по схеме оклад + KPI. И у такого подхода есть свои положительные моменты:

  • Фокус на результате. Наличие ключевых показателей создает прозрачную систему ориентиров: сделал Х — получил Х. Это помогает сосредоточиться на конечных целях и стимулирует работать лучше.
  • Предметность. В большинстве случаев цифры не лгут. Значит, придется работать на результат и имитация бурной деятельности перед начальством тут не пройдет :)
  • Управление производительностью. KPI подсвечивает проблемные области и помогает оперативно находить решения для оптимизации. Например, если сотрудник не успевает обрабатывать входящие заявки, логично будет расширить команду.

Немаловажное «но»: все это отлично работает в сферах, где деятельность "завязана" исключительно на цифрах — продажи, производство материальных товаров и т.д. Однако KPI внедряется и в другие направления деятельности, и с этим тоже приходится как-то работать.

Например, как оценить эффективность в разработке? Тестировщикам можно выставить свои метрики: нет багов — есть премия. А как выставить KPI для остальных участников команды? Так же сложно измерить в цифрах дизайн, создание названий и слоганов, видеомонтаж, обработку фото… Отсюда следует, что у показателей эффективности есть свои "подводные камни":

  • Необъективность. Введение KPI в "неизмеримых" процессах вынуждает выбирать один аспект, игнорируя все остальные. Если результат измеряется своевременно закрытыми задачами, качество выполнения падает. Работаешь как полагается, времени уходит больше. Как говорится, среди "быстро", "качественно" и "дешево" выбрать можно только две характеристики :)
  • "Подгонка решения под ответ". Вернемся к примеру со сферой разработки. Каждому участнику проекта назначается личный KPI: дизайнеру — каждую неделю обновлять детали интерфейса, фронтенд-разработчику — вносить эти изменения в продукт, тестировщику — следить за отсутствием багов. Казалось бы, все просто. Вот только пока дизайнер выполняет свой план, разработчик тонет в задачах. Он оказывается "зажат" своими коллегами, как тисками: с одной стороны дизайнер с обновлениями, с другой — вернувшиеся задачи от тестировщика (к тому же, нет релизов = нет багов :). В попытке избежать конфликта команда может полностью развалиться.
  • Неоднозначность. Иногда в качестве показателей эффективности устанавливаются факторы, которые не зависят от сотрудника напрямую. Допустим, в KPI копирайтера включается количество заявок или даже продаж. Но ведь его работа лишь косвенно относится к этим данным! В процессе заключения сделок участвует множество других специалистов, а результаты копирайтера можно измерить разве что количеством символов или готовых текстов.

Так что же в итоге получается — KPI приносит больше вреда или пользы? Пишите свое мнение в комментариях, а мы пока подведем собственные итоги.

KPI — морковка спереди или сзади?

Блажь руководства или инструмент развития и мотивации?

Возможно, мы выразим непопулярное мнение, но: показатели эффективности хороши там, где действительно есть, что измерять. Деятельность далеко не каждого проекта или специалиста можно заключить в рамки "сухих цифр". Некоторые результаты можно отслеживать в эквиваленте рабочего времени или календарных дней, но в любом случае эти данные будут приблизительными (тему оценки задач мы подробнее раскрыли в этой статье).

Для улучшения контроля и отслеживания эффективности в подобных "неизмеримых" сферах можно использовать более мягкие инструменты. Например, квартальный план. Три месяца — довольно лояльный дедлайн, в который можно включить несколько объемных приоритетных задач, равномерно распределив нагрузку между сотрудниками. А если вы используете для организации работы систему ведения задач Zetep, то:

Ознакомьтесь с функционалом Zetep за 30 дней бесплатного пробного периода!

А мы будем рады почитать ваш опыт/мнение об использовании KPI в комментариях.

11
2 комментария

Блин, как подбираются темы для статьей? Вот вы не раскрыли чего-то вау, просто перечислили общеизвестную информацию!

Ответить
Автор

А какого "вау" вы ожидали?

Ответить