Больше, чем просто зарплата: зачем мотивировать сотрудников и почему премии — не гарантия продуктивности

Зарплата, статус, карьерный рост — у каждого в компании свои стимулы. Что еще, кроме денег, мотивирует сотрудников работать продуктивно, и как сочетать разные инструменты нематериальной мотивации — рассказываем в этой статье.

Больше, чем просто зарплата: зачем мотивировать сотрудников и почему премии — не гарантия продуктивности

Мы — StickPeek, производим мерч со съемными стикерами. К нам обращаются компании, которые заказывают мерч для поощрения и мотивации сотрудников, адаптации новичков, повышения эффективности команды.

Чтобы компания была успешной, а сотрудники вовлеченными и продуктивными, недостаточно просто поднимать бесконечно зарплату. Если единственный мотиватор для работы в вашей компании — это деньги, то всегда найдется тот, кто предложит вашему сотруднику больше, а компании снова придется тратить бюджет на поиск нового кандидата, его тестирование и адаптацию.

У нас накопилось немало кейсов компаний, которые мотивируют сотрудников не только с помощью денег. Как делать это грамотно — рассказываем в статье.

Содержание:

Что такое нематериальная мотивация

Нематериальная мотивация — важное дополнение к финансовому поощрению, инструмент для стимулирования сотрудников не через денежные вознаграждения. При этом поощрения могут быть и вполне вещественными, например, абонементы в фитнес-клуб, подарочные сертификаты, корпоративная одежда.

Согласно теории Маслоу, потребность в безопасности и стабильности обычно удовлетворяется материальными стимулами. Человек чувствует себя защищенным и уверенно смотрит в будущее, получив зарплату и бонусы. Когда базовые потребности закрыты, появляется необходимость в общении, хочется признания и самовыражения. Если в компании этого нет, сотрудники начинают подыскивать другое место работы, где смогут получить то, что не нашли на работе.

Успешные компании практикуют такой подход: платят зарплаты ниже среднерыночных показателей, и при этом ощутимо усиливают нематериальную часть. Благодаря развитой корпоративной культуре и выстроенной системе нематериальной мотивации люди вовлекаются в цели компании, разделяют ее миссию и ценности.

А без этого никак? Зачем нужна нематериальная мотивация

Почему вообще нужно кого-то мотивировать? Зарплату все получают вовремя — пусть работают, как положено.

На самом деле польза от мотивации сотрудников для бизнеса больше, чем кажется на первый взгляд. Обычно, когда люди довольны работой, а не только зарплатой, они трудятся с бОльшим рвением и искренне заинтересованы в развитии компании. Неденежные формы поощрения помогают бизнесу достигать сразу нескольких целей.

  • Увеличить прибыль. Когда сотрудник чувствует свою значимость и видит заботу и заинтересованность руководства, он работает энергичнее, болеет за свою компанию, предлагает идеи по развитию и проявляет инициативу.
  • Сохранить кадры и привлечь новых кандидатов. При наличии грамотной системы поощрения сотрудники не стремятся сменить место работы и не убегают по первому офферу с зарплатой побольше. Довольные работники становятся амбассадорами бренда, поддерживают репутацию компании и продукта, помогают привлекать в команду новых людей.
  • Повысить квалификацию сотрудников. Развитие профессиональных компетенций сотрудников, приобретение ими новых навыков и умений помогает компании становиться сильнее, выделяться на фоне конкурентов.
  • Сформировать дружескую обстановку в коллективе. Если люди работают исключительно ради денег, конкуренция обостряется. Сотрудники начинают бороться за бонусы, меряться зарплатами и премиями, сравнивать свою нагрузку с нагрузкой коллег. Нематериальное вознаграждение, напротив, сплачивает коллектив.

Как понять, что у сотрудника снижается мотивация. Основные признаки

Иногда можно увидеть только один из признаков падения мотивации, иногда — все сразу. Степень проявления зависит от личностных характеристик человека.

Падение продуктивности. Если раньше сотрудник делал отчет за два дня, а теперь у него на это уходит неделя (хотя условия и требования не изменились), скорее всего, мотивация снизилась.

Безынициативность и безразличие к ошибкам. Сотрудник, который всегда фонтанировал идеями, вдруг перестает их предлагать. В обсуждениях участвует вяло, если допустил ошибку, не спешит ее исправлять. И в целом складывается впечатление, что работа и задачи компании ему не интересны.

Повышение конфликтности. Сотрудник становится более раздражительным, в штыки воспринимает критику, зарождающийся конфликт не старается сгладить, а наоборот – раздувает.

Снижение мотивации можно заметить, когда появятся только первые симптомы. Для этого у сотрудников должна быть возможность открыто говорить о проблемах с руководством. Без доверительной атмосферы «болезнь» будет прогрессировать незаметно, пока не перейдет в полное нежелание работать.

Больше, чем просто зарплата: зачем мотивировать сотрудников и почему премии — не гарантия продуктивности

Виды нематериальной мотивации сотрудников

Условно виды нематериальной мотивации можно разделить на четыре категории.

Психологическая мотивация

Этот вид мотивации нацелен на психологическую поддержку коллектива. При выстраивании коммуникаций важно учитывать разные психотипы и интересы сотрудников, соблюдать баланс. Здесь можно задействовать следующие способы:

Анкетирование. С помощью опросов и анкет можно выяснить, что людям интересно, в чем они нуждаются. На основании ответов — определить лучший тип мотивации для каждого. Важно получить объективные данные и не отбить желание участвовать в следующих опросах. Согласитесь, зачастую они проводятся формально, и тогда это тоска смертная. Тут помогает геймификация. Вместо скучного заполнения форм, респонденты проходят квесты, получают баллы. Непринужденная атмосфера мотивирует оставлять более искренние и развернутые ответы.

Тренинги. Совместные тренинги повышают стрессоустойчивость и помогают наладить профессиональную коммуникацию. Во время таких занятий могут моделироваться ситуации, с которыми в повседневной жизни сотрудники не сталкиваются. Необходимость взаимодействовать и принимать решения в нестандартной обстановке помогает по-новому взглянуть на коллег и прокачать навыки, которые важны для командной работы.

Корпоративы. Неформальное общение помогает восполнить недостаток общения, в том числе с руководством. Такие мероприятия укрепляют командный дух, повышают лояльность к компании.

→ Как организовать корпоратив, который понравится сотрудникам и удовлетворит потребности бизнеса — полный гайд читайте в статье.

Социальная мотивация

Социальная мотивация помогает создать позитивную атмосферу в коллективе и повышает самооценку сотрудников. Важные составляющие социальной мотивации:

Обратная связь. В некоторых компаниях есть практика говорить «спасибо», когда в конце недели коллеги благодарят друг друга за помощь, интересные идеи и эффективные решения. В рекламном агентстве «Медиа 108» создали внутреннюю валюту, чтобы мотивировать сотрудников чаще благодарить друг друга. Монетами можно расплачиваться в корпоративном магазине: купить мерч или бизнес-ланч с руководителем.

Толстовки со стикерами — самая популярная категория, на которую сотрудники тратят монеты.
Толстовки со стикерами — самая популярная категория, на которую сотрудники тратят монеты.

Доверие. Многих сотрудников вдохновляет, когда им поручают важные задачи и позволяют брать на себя ответственность. Так люди понимают, что им доверяют. Например, руководитель видит, что специалист рекламного отдела предлагает нестандартные идеи. Сначала их обсуждают коллективно, а затем дают сотруднику возможность самому принять решение.

Личное и профессиональное развитие. Мощный мотиватор для многих — наличие возможностей для роста. Такие сотрудники будут с удовольствием участвовать в конференциях, тренингах, мастер-классах, понимая, что развивают свои компетенции.

Неформальные мероприятия. Встречи не по рабочим темам восполняют недостаток общения, дают возможность подчиненным поговорить с руководством в непринужденной обстановке. Это укрепляет командный дух и повышает лояльность к компании, особенно если делается не для галочки, а чтобы действительно порадовать и сплотить сотрудников.

Например, в компании tutu.ru запустили 10 клубов по интересам, в которых участвуют больше 200 сотрудников.

В компании Robusta по пятницам играют в настолки, а новогодний корпоратив ребята превратили в классный утренник. Для создания ностальгической атмосферы сотрудники принесли свои детские фотографии. Подарки тоже выбирали душевные, с посылом подчеркнуть вклад каждого и одновременно объединить команду. Заказали в StickPeek мягкие уютные толстовки, а фразы для стикеров выбирали всей командой. Потом тему с мерчем развили и заказали индивидуальные стикеры, чтобы у каждого сотрудника был свой набор.

Идеи для стикеров в Robusta генерили всей командой
Идеи для стикеров в Robusta генерили всей командой

Если вам нужен необычный креативный мерч, который сотрудники или ваши клиенты будут с удовольствием носить не только на конференциях и в офисе, а и в обычной жизни — наша команда StickPeek производит корпоративную одежду "под ключ".

Напишите нам в Телеграм или WhatsApp, мы подскажем идеи для решения ваших задач и сделаем качественный мерч.

Моральная мотивация

Моральная мотивация закрывает потребности человека в уважении и признании заслуг от коллег и руководства.

Публичная похвала. Благодаря признанию заслуг перед коллегами человек чувствует свою значимость и ценность в компании. Форм поощрения и выражения внимания много — похвалить на общем собрании перед коллективом, отметить на сайте или рассказать в статье в блоге, наградить на сцене на торжественной церемонии.

Высокий имидж компании. Человек гордится, что работает в известной компании, трудится с большей отдачей и с удовольствием рассказывает знакомым о месте работы, поддерживая тем самым позитивный имидж бренда.

Организационная мотивация

К данному типу относится всё, что улучшает условия труда и повышает комфорт на рабочем месте. Так сотрудники чувствуют внимание и заботу руководства.

Обустройство рабочих мест. Удобные стол и кресло, современный компьютер, микроклимат в помещении, даже продуманный интерьер — все, что помогает работать с комфортом. При удаленном формате компании выдают рабочие ноутбуки, оплачивают интернет или коворкинги.

Организация зон отдыха и питания. Когда в перерыве есть возможность выпить вкусный кофе, с комфортом пообедать, просто отдохнуть, на работу люди идут с бОльшим желанием.

Формирование удобного графика. Сюда относится предоставление дополнительных выходных лучшим сотрудникам и возможность немного скорректировать график. Например, родителям нужно забирать ребенка из детского сада/школы, поэтому просят начинать и, соответственно, заканчивать работу на час раньше.

Нематериальная мотивация — мощный hr-инструмент, который не стоит недооценивать. Это регулярная работа с персоналом, которая помогает удерживать сотрудников, повышает вовлеченность, ответственность и эффективность команды, усиливает лояльность к компании. Всё это работает на развитие бизнеса.

Коротко о главном

  • Сотрудники должны получать зарплаты не ниже рыночных, а еще — премии и бонусы. Но стимулировать только деньгами нельзя. Велик шанс, что кто-то предложит оклад побольше, и человек сразу уйдет к конкурентам. Дополнением к финансовому поощрению должна стать нематериальная мотивация. Именно она помогает чувствовать удовольствие от работы.
  • Сотрудники могут терять мотивацию, если не видят перспектив на этом месте. Среди других причин — отсутствие обратной связи, проблемы с управлением бизнеса, неподходящий график и формат работы.
  • Есть признаки, которые указывают, что у сотрудника упала мотивация. Это снижение продуктивности, безынициативность и безразличие к ошибкам, повышение конфликтности. Если в коллективе доверительная атмосфера, снижение мотивации можно угадать по первым симптомам.
  • Нематериальную мотивацию можно разделить на четыре вида: психологическую, социальную, моральную, организационную. Важно сочетать их все.

Обычно все делятся на 2 типа людей.

Одни убеждены, что только деньги способны удержать на работе, и все остальное абсолютно не нужно.

Вторым важна дружелюбная атмосфера в коллективе, заботливое отношение руководства, уважение и признание. Ну, и печеньки тоже).

А к какому типу относитесь вы?

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181 erid: 2VtzqwXq2ny

4646
170 комментариев

После первой картинки можно уже не читать ))) Аж орнул )))

6
Ответить

Правильнее говорить «Оруэллнул»))

6
Ответить

сложно представить такое в реальности))

2
Ответить

орден этому джентельмену и грамоту

2
Ответить

Я аж в картинки вернулась на начало😂😂😂

1
Ответить

Особенно про корпоративы улыбнуло

Ответить

во, уважение и признание заслуг - это важно. когда чувствуешь что ты важен для компании - работается лучше. я увольнялся из-за такого

4
Ответить