Лидерами не рождаются или принципы эффективного управления

Управление командами непростое занятие, требующее от руководителя концентрации, ответственности, целеустремленности, решительности и постоянного повышения квалификации, изучения методик управления и построения коммуникации с подчиненными. Обучение является важной частью любой работы, а тем более управленческой.

Как говорится: «Чтобы стоять на месте, нужно бежать, а вот чтобы двигаться вперёд, нужно бежать в два раза быстрее».

Чтобы не оставаться на месте, я регулярно стараюсь читать литературу посвященную управлению командами и проектами, для изучения опыта состоявшихся управленцев и имплементации их практик в свою работу. Также иногда я пишу рецензии на особо понравившиеся мне книги.

В этот раз хочу поделиться с вами книгой «Лидерами не рождаются. 12 правил эффективного руководства», Джоко Виллинк.

Лидерами не рождаются или принципы эффективного управления

Автор книги рассказывает о своём опыте становления в качестве руководителя. Это интересный путь от рядового до командира подразделения в армии, и в дальнейшем, до руководителя в частной компании, а также консультанта в области управления.

Джоко выделяет ряд качеств, которыми должен обладать хороший руководитель. А также формулирует правила, которые помогают сделать управление более эффективным.

Я тезисно зафиксировал рекомендации автора, которые помогут улучшить качество управления. Некоторые рекомендации довольно прозаичны, но тем не менее, далеко не все руководители их придерживаются:

  • «Проявляйте инициативу» — если командования нет или оно некачественное — необходимо проявлять инициативу, предлагать более эффективные решения.
  • «Умейте отстраняться» — необходимо смотреть на ситуацию со стороны перед принятием сложных решений.
  • Придерживайтесь принципа «Экстремальной ответственности» — в неудачах команды всегда виноват руководитель. Подчиненные допускают ошибки из-за недостаточной информированности или компетентности. Руководитель должен уметь доносить информацию и решать вопросы связанные с компетентностью сотрудников.
  • Придерживайтесь принципа «Превентивной ответственности» — руководитель должен предусмотреть все риски наперед, подготовить дополнительные планы действий на случай ЧП, в противном случае ответственность за провал должен нести руководитель.
  • Хороший руководитель не боится «тяжелой работы руками» вместе со своими подчиненными.
  • Если руководитель «командует на передовой» важно чтобы его «команды» не мешали работе.
  • «Не реагируйте слишком остро» — бурные реакции всегда плохо, в экстремальных ситуациях, перед тем как принять решение, сначала необходимо уравновесить себя и здраво оценить ситуацию, а после что-либо говорить людям или предпринимать действия.
  • «Все люди одинаковые и разные одновременно» — во всех командах присутствуют люди определенных архитипов, что делает их похожими, при этом у всех членов команды разные мотивы. Для успешного управления командой следует учитывать особенности каждого её участника.
  • «Понимайте что важно, а что нет» — эффективный лидер умеет понимать какие изменения оперативной обстановки действительно важны для исхода дела, а какие даже не стоят внимания. Когда подчиненные решают незначительные задачи самостоятельно — это позволяет руководителю сосредоточиться на более важных стратегических задачах.
  • «Работа каждого сотрудника самая важная» — необходимо, чтобы руководитель понимал важность и ценил работу каждого сотрудника. Благодаря работе каждого члена команды и удается достигать стратегических целей.
  • «Работайте с гордыней и эго» —когда гордость становится высокомерием, эго раздувается, профессиональный рост останавливается и все летит по нисходящей.
  • Не бывает плохих команд, бывают плохие руководители.
  • Не полагайтесь на надежду, а планируйте. Но надежда на успех всегда должна быть в сердцах и умах членов команды, без надежды воля не может выжить.
  • Ультиматумы не являются оптимальными инструментами лидерства. Ультиматумы нельзя отменять, они ставят всех в неудобное положение.
  • Похвалы должно быть в меру. Большое количество похвалы раздувает эго людей, делает их менее внимательными и способствует ухудшению результата работ.
  • Отражайте и смягчайте негативные эмоции подчиненных. В конфликтных ситуациях старайтесь выступать в роли их союзника.
  • На подчиненных можно повышать голос только в двух случаях — когда вас не слышно из-за шума, когда нужен более высокий уровень громкости, а не эмоции. Например, можно повысить голос в очень шумном помещении или для придания акцента сказанным словам. В остальных случаях повышение голоса воспринимается как потеря контроля.
  • Если сотрудники вас перебивают и хотят высказаться — дайте им слово, пусть они говорят.
  • Говорите по делу и больше слушайте. Впитывайте всю информацию, что транслируют вам коллеги. Краткость повышает ценность слов руководителя.
  • Извинения и признание ошибок не слабость, а признак силы руководителя, умения здраво мыслить.
  • Будьте примером для подчиненных. Люди сознательно и бессознательно копируют поведение своих руководителей. Если руководитель подаёт плохой пример — это скажется на состоянии команды.

В книге автор формирует 12 правил эффективного руководства, которые звучат следующим образом:

  • Будьте смиренными. Быть на руководящем посту - это честь.
  • Не ведите себя так, будто вы все знаете. Вы не знаете. А ваша команда знает. Задавайте умные вопросы.
  • Слушайте. Просите советов, интересуйтесь чужим мнением.
  • Относитесь к людям с уважением. Независимо от ранга каждый человек - личность. Он играет важную роль в коллективе. Относитесь к нему подобающим образом. Позаботьтесь о своих людях, и они позаботятся о вас.
  • Возьмите на себя ответственность за неудачи и ошибки.
  • Признавайте успех нижестоящих и вышестоящих сотрудников.
  • Усердно работайте. Как руководитель, вы должны работать упорнее, чем кто-либо другой в команде. Нет работы ниже вашего достоинства.
  • Будьте честны. Делайте, что говорите. Говорите, что делаете. Не врите своим сотрудникам.
  • Держите баланс. Крайние меры и противоречивые мнения обычно до добра не доводят.
  • Будьте решительны. Когда придет время принимать решение, сделайте это.
  • Выстраивайте отношения. Это ваша главная цель как лидера. Команда - это группа людей, которые поддерживают отношения и доверяют друг другу. В противном случае это просто несвязанная, непоследовательная группа людей.
  • Наконец, выполняйте свою работу. Цель руководителя - управлять командой при исполнении задачи. Если вы не выполните задание, то потерпите неудачу как лидер.

Также Джоко рассказывает что делать, чтобы вас выбрали руководителем, о синдроме самозванца и самоуверенности, неуверенности руководителей, попытках скрыть некомпетентность и последствиях таких действий, скромности, полезных навыках для руководителя и многом другом.

Одна из важнейших идей книги — прежде всего важен успех команды, а не реализация амбиций руководителя. Когда руководитель стремится развивать команду, достигать целей вместе с командой — у него все получается, как у руководителя и как у человека. А что самое важное — выигрывают его люди. Это и есть истинное лидерство.

Выражаю солидарность с утверждениями и рекомендациями изложенными в этой потрясной книге. Категорически рекомендую её всем, кто руководит людьми или хочет развиваться как управленец.

Больше полезных материалов на темы дизайна и правления командами в моём Телеграм канале. Также больше книжек по управлению в моей подборке на Литресе.

2 комментария

лидерами становятся как правило те, кто не боится взваливать на себя множество задач, с целью быть осведомленным во всех процессах работы и те кто берет инициативу в свои руки

1

Всё так. Спасибо за комментарий.)