Предпринимательство внутри: как корпорации поддерживают проекты сотрудников

Предпринимательство внутри: как корпорации поддерживают проекты сотрудников

Внутреннее предпринимательство - один из инструментов развития инноваций в крупных компаниях наряду с инкубаторами, акселераторами, конкурсами, хакатонами, M&A и инвестициями. Dsight провели опрос среди представителей корпораций в рамках ежегодного исследования “Венчурная Евразия 2023” о внедрении внутреннего предпринимательства и работе с мотивацией сотрудников создавать инновации in-house. В рамках дискуссии на презентации отчета представители VK, Ростех, Лента, ВкусВилл, и ФРИИ рассказали о собственных практиках развития инициатив сотрудников от идеи до инвестиционных проектов.


Андрей Батрименко, Директор центра развития новых продуктов, Академия Ростеха


Тренд на внутреннее предпринимательство в корпорациях - это скорее применение существующего инструмента развития в рамках современных подходов к управлению работой с инновациями. Многие корпорации с историей занимаются поддержкой предпринимательства внутри компании более 100 лет. Любой дизрапт, изменение изнутри можно назвать внутренним предпринимательством, которое возникает, когда инициативные сотрудники начинают работать над новым решением, которого раньше не было в компании. Основная задача, где необходимо проявить предпринимательские навыки - вытащить на свет этот проект, чтобы, преодолевая сопротивление, он стал магистральным продуктом.


Ольга Караева, Директор по инновациям, Лента

Внутреннее предпринимательство - это большое культурное изменение, когда любой сотрудник должен уметь находить решения для повышения эффективности и иметь возможность быть услышанным. Задача компании – проводить как можно больше экспериментов на местах и уметь масштабировать лучшие практики.

Предпринимательство внутри: как корпорации поддерживают проекты сотрудников

Анна Русакова, Руководитель направления внутренних инноваций и корпоративного предпринимательства «Акселератора ФРИИ»

Прежде всего корпоративное предпринимательство - это комплексная программа, которая учитывает работу с потребностями бизнеса, вмещает образовательный компонент и цикл от формирования гипотез до доведения предпринимателями гипотезы до mvp или проработки бизнес-модели, что не обеспечивают фабрики идей или банки инноваций.

Анна Кашницкая, Заместитель вице-президента по развитию бизнеса и стратегии VK

VK предоставляет возможность талантливым сотрудникам реализовать свои продуктовые идеи. В компании действует программа, в рамках которой сотрудники могут развивать личные продуктовые проекты или объединяться в команды, а VK поможет протестировать гипотезы и воплотить лучшие из них. Важная задача для компании - повышение уровня продуктовой экспертизы, усиление продуктового подхода среди коллег из разных подразделений, а также укрепление горизонтальных связей. Всё это помогает запускать новые инициативы внутри VK и находить новые таланты.

Внутреннее предпринимательство для долгосрочных целей

Большинство опрошенных компаний (71%) заинтересовано в поддержке идей и проектов сотрудников для улучшения существующих продуктов или оптимизации внутренних бизнес-процессов. 86% компаний используют предпринимательские идеи сотрудников для коммерциализации новых продуктов и выхода на неохваченные рынки с целью расширения своего присутствия. После запуска внутренних пилотов 10-20% проектов начинают масштабироваться.


Анна Русакова, руководитель направления «Внутренние инновации и корпоративное предпринимательство» Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ»

Программа корпоративного предпринимательства - один из важнейших инструментов развития инноваций. Его задача - диверсифицировать возможное использование инструментов по развитию инноваций в целом. Если нужны быстрые результаты и внедрение технологий, то приоритет может отдаваться другим направлениям работы с инновациями. Но если компании необходимо стабильное развитие инноваций в будущем и проверка гипотез, то программы внутреннего предпринимательства как раз тот инструмент, который поможет это обеспечить.

Андрей Батрименко, Директор центра развития новых продуктов, Академия Ростеха

Инструментарий должен быть комплементарен бизнес-целям компании. У многих российских компаний есть цель наращивать выручку от новых продуктов или экосистемы, что обеспечивает стабильность бизнеса. Например, на долгосрочной дистанции нам необходимо выйти на выручку 50% от гражданской продукции к 2025 году, потому что важно понимать, чем мы будем нагружать производство в будущем, чтобы сохранить более 600 тысяч рабочих мест. Мы позволяем сотрудникам запускать проекты в бережливом формате, что позволяет получить предпринимательский опыт, чтобы после попадания в инвестиционную вертикаль лидер проекта смог успешно взрастить и масштабировать свой проект. Любая инновация - это всегда риск, учитывая ситуацию высокой неопределенности.

Итого, внутреннее предпринимательство должно соответствовать потребностям компании, иметь влияние на параллельные процессы и решать задачу удержания и поддержки сотрудников.
Андрей Батрименко, Директор центра развития новых продуктов, Академия Ростеха

Ольга Караева, Директор по инновациям, Лента

Наши процессы во внутреннем предпринимательстве направлены на поиск лучших идей и лучших практик, которые позволяют повысить эффективность бизнес-процессов и улучшить клиентский опыт. Всего подано за 2023 год 2037 идей, из них реализовано 313. 90% пилотов по подтверждению инициатив были реализованы силами авторов и масштабированы силами сотрудников магазинов. Мы запускаем пилоты и находим роль автора в проекте в зависимости от его компетенций, в случае масштабирования проекта его автор может рассчитывать на карьерный рост.

Бережливые инновации - сэкономленные деньги

Согласно опросу Dsight, внутреннее предпринимательство требует менее 1% бюджета, однако, внутренние проекты не только самоокупаются и приносят прибыль компаниям в долгосрочной перспективе, но и экономят бюджеты при опровержении гипотез.

Предпринимательство внутри: как корпорации поддерживают проекты сотрудников


Анна Кашницкая, Заместитель вице-президента по развитию бизнеса и стратегии VK

Считаю, что не получится решить проблему с продуктовой экспертизой только покупками инноваций извне. VK готова инвестировать в программу корпоративного предпринимательства, понимает ее ценность и отдачу. Для оценки успешности продуктов в компании замеряются метрики запущенных проектов и достигнутые KPI, а что касается нефинансовой составляющей, оценивается количество вовлеченных в программу сотрудников и индекс их удовлетворенности.

Андрей Батрименко, Директор центра развития новых продуктов, Академия Ростеха

На выходе работы с проектами мы получаем mvp, который можно протестировать и получить первые продажи. Бережливые инновации - сэкономленные деньги: можно измерить не только потраченные ресурсы на создание проекта, но и сэкономленные средства от проверки нежизнеспособной идеи или гипотезы. Есть пирамида метрик - от количества проектов, выручки, сэкономленных денег до попадания проектов в инвестиционную программу. Один из kpi - количество проектов, дошедших до 6 уровня TRL- готовности технологического продукта. Мы меряем, сколько стартапы заработали в динамике: есть кейс, когда один из наших проектов вырос в 15 раз и заработал больше, чем мы потратили на все проекты.

Ольга Болбат, лидер программы внутреннего предпринимательства ВкусВилл

Во ВкусВилл уже достаточно много проектов, которые подтвердили эффективность развития внутреннего предпринимательства, например, Сгоряча, Микромаркеты, Кафе-пекарни, Вендинги и т.д. Проекты вместе с дополнительными ценностями для наших клиентов приносят также и прибыль для компании.Внутреннее предпринимательство во ВкусВилл - это не только возможность запустить новый сервис, но и возможность оптимизировать внутренние бизнес-процессы. Если с новым продуктом или сервисом до получение выручки должно пройти достаточно много времени, то оптимизационные проекты получается быстро масштабировать (за 4-5 месяцев) и получать экономический эффект.

Анна Русакова, руководитель направления «Внутренние инновации и корпоративное предпринимательство» Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ»

Результаты корпоративного предпринимательства измеряются показателями проверенных гипотез, количеством запущенных пилотов, масштабируемых проектов, процентом доли рынка проектов. С прошествием времени эти программы стали мериться еще HR-метриками, которые связаны с ротацией сотрудников, с прокачиванием компетенций не только продуктовых, но стратегических и лидерских, коэффициенты, связанные с удержанием не только основного костяка сотрудников, но и молодежи, и PR-метриками - развитием бренда работодателя.

Важно понимать, что гипотезы, которые не подтвердились - это сэкономленные деньги для корпорации.
Анна Русакова, Центр корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ»

Предпринимательство inhouse для карьерного роста

Согласно опросу, в 2023 году использовали разные инструменты для развития внутреннего предпринимательства: запускали программы инновационного обучения сотрудников и развития лидеров, привлекали экспертов и менторов, запускали внутренний акселератор, конкурсы идей и хакатоны. Выращивание лидеров для компании несет определенный риск того, что сотрудник-предприниматель захочет развивать свои идеи самостоятельно.

Предпринимательство внутри: как корпорации поддерживают проекты сотрудников

Также существенными проблемами для половины компаний становятся отсутствие ясной стратегии развития внутреннего предпринимательства и сложности интеграции этой системы в существующие бизнес-процессы. Топ-3 барьеров, с которыми сталкиваются компании при внедрении внутреннего предпринимательства: 57% выделили трудности с командной динамикой, 50% - отсутствие ясной стратегии для внутренних инноваций, 43% - проблемы совместимости с существующими системами. При этом наименьшими барьерами для реализации внутреннего предпринимательства стали отсутствие инициативных сотрудников и недостаток финансирования.

У 80% опрошенных компаний ежегодно растет количество инициативных сотрудников. В корпорациях стараются стимулировать внутреннее предпринимательство, обеспечивая сотрудникам возможность развивать собственные проекты (71%), поощряя инициативных лидеров материальными бонусами (64%) и выделяя таланты, обеспечивая карьерный рост.

Анна Русакова, руководитель направления «Внутренние инновации и корпоративное предпринимательство» Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ»


Компании должны понимать, насколько важно формировать инновационное комьюнити внутри, где сотрудники смогут свободно обмениваться опытом и идеями, – это важный элемент корпоративной культуры и ключ к укреплению инновационного потенциала компании. Во многом это зависит от уровня вовлеченности внутренних заказчиков и топ-менеджментав процесс принятия решений о внедрении продуктов, от плотности взаимодействия как внутри программ корпоративного предпринимательства, так и за их пределами.

Ольга Болбат, лидер программы внутреннего предпринимательства ВкусВилл

Мы легко относимся к запускам проектов, делаем это через lean подход, через тестирование гипотез - важно экспериментировать с максимальным числом инициатив на старте, т.к. сделать точный вывод о потенциале проекта на этапе идеи кажется невозможным. С точки зрения материальной мотивации мы поощряем команды, как за подтвержденные гипотезы, так и за те, которые доказали свою нежизнеспособность - это также важный артефакт для команд, который используется далее для новых запусков проектов.

У небольших проектов есть финансовая мотивация на разных этапах развития продукта - в виде бонусов за подтверждение гипотезы ценности, на следующем этапе - при доведении проекта до операционного нуля, и т.д.

Если речь идет уже о проектах, которые проверили гипотезу ценности, то команда развития получает 20% от прибыли проекта после окупаемости инвестиций.
Ольга Болбат, лидер программы внутреннего предпринимательства ВкусВилл

Ольга Караева, Директор по инновациям, Лента

Любой сотрудник может подать предложение по улучшению, и его идея может быть масштабирована на компанию. Для этого мы выстроили процесс и автоматизировали сбор, оценку и масштабирование идей и лучших практик. В Ленте существует нематериальная и денежная мотивации для сотрудников. Сотрудники, чьи идеи переданы на этап пилота и масштабирования, получают Лента баллы, значки, грамоты, кубки за поданные идеи, возможность защищать свои проекты перед руководством компании, карьерный рост.

Предпринимательство внутри: как корпорации поддерживают проекты сотрудников
11
Начать дискуссию