Карьера
Katerina Gavrilova
738

Как ИТ-компании в разных странах переживают пандемию: удалёнка, рекрутинг, эффективность

Команда рекрутингового агентства DigitalHR попросила рассказать партнёров и друзей, как в разных странах ИТ-компании переживают пандемию.

В закладки

Герои статьи из США, Германии, Белоруссии, Израиля и Австралии делятся, как изменился процесс найма, как поддерживать коммуникацию с командой и делятся лайфхаками, которые могут помочь коллегам из России.

В этом материале нет ответов на все вопросы. Мы обмениваемся опытом с другими компаниями и стараемся вместе отрефлексировать происходящее, чтобы понять, куда идёт бизнес и что нужно предпринимать в первую очередь.

Как COVID-19 переводил офисы на удалёнку

Через 10 дней после выявления первого случая коронавируса в Польше офис Google перешёл на удалённую работу. С момента объявления внутри компании о решении до закрытия офиса прошло два дня. Гигант предоставил сотрудникам возможность забрать вещи и помог в обеспечении домашних мест работы необходимым, вплоть до кабелей.

Анонимный разработчик из Австралии рассказал о том, как быстро пересматривались риски на примере коммуникации с генеральным директором: «В Австралии первые смерти от вируса были зарегистрированы в начале марта. CEO разрешила сотрудникам работать из дома и рекомендовала избегать часы пик в транспорте. Спустя неделю она уже написала: „Пожалуйста, работайте из дома“. Каждому предложили доставить домой мониторы, столы и стулья из офиса, если нужно, или помочь с настройкой интернета дома. На третью неделю уже строго запретили приходить в офис, и большинство ИТ-компаний в Сиднее перешли на удаленку. В последнюю неделю марта премьер-министр Австралии попросил всех закрыть офисы и самоизолироваться».

Александра, инвестиционный банкир, США: «Мы перешли на удалённую работу чуть меньше, чем за неделю. Во вторник подтвердили заразившегося в офисе, после этого в здании ввели дополнительные правила безопасности и уборки. В среду сотрудникам отправили сообщение, что банк работает над планом удаленной работы и что те, кто не чувствует себя комфортно, могут оставаться дома. Хотя большинство коллег продолжали ходить в офис, так как четкого одобрения работы из дома от руководителей группы не последовало.

В четверг всем рассказали про план „split workforce“. Сотрудников делят на две группы, одна группа с понедельника работает из дома в течение двух недель, а вторая продолжает ходить в офис. Такой режим просуществовал несколько дней, пока не разослали сообщение, что все должны оставаться дома».

Трифонова Алеся, рекрутер в PandaDoc, Белоруссия: «Как и большинство ИТ-компаний в Минске, мы перешли на удаленную работу с 16 марта. Сначала до середины апреля, потом продлили до первого мая».

Александр Цирлин, руководитель R&D в DV UVIRMA, Израиль: «В Израиле введен режим чрезвычайного положения, поэтому мы стали работать из дома. Этот переход произошел быстро и довольно безболезненно. Но мы занимаемся софтом, поэтому большой проблемы с таким форматом работы нет».

Как строить коммуникацию с командой в новой реальности

Сервисы, которые помогали выстроить рабочую коммуникацию с удалённым сотрудниками, испытывают многократную нагрузку. Команды используют видеозвонки не только для того, чтобы синхронизироваться по процессам, но и для выстраивания внутренней неформальной коммуникации.

Давид Джанджгава, генеральный директор в EQS Group, Германия: «Мы устраиваем онлайн-совещания два раза в неделю, чтобы обсудить насущные вопросы. Раз в две недели проводим внутренний BarCamp — это формат мини докладов, презентаций, обсуждений, на котором CEO Группы рассказывает про текущее положение дел, продуктовые менеджеры дают апдейт по сервисам, региональные директора информируют про статус на рынках присутствия. BarCamp мы проводим уже несколько лет, но всегда в онлайн-режиме, чтобы и сотрудники головного офиса и коллеги из других офисов участвовали в обсуждениях. В нынешние времена это еще актуальнее: более 400 коллег из разных городов, стран и континентов участвуют в собрании, которое затем плавно перетекает в неформальное общение».

Трифонова Алеся, рекрутер в PandaDoc, Белоруссия: «Проблем с коммуникацией не замечено. Используем Slack и Zoom. По коллегам, конечно, скучаем, поддерживаем друг друга виртуальными обнимашками в Slack и пятничным онлайн-баром с СТО».

Александр Цирлин, руководитель R&D в DV UVIRMA, Израиль: «Мы проводим видеовстречи через Zoom. Скорее всего, работа из дома менее продуктивна, чем когда все в офисе, но пока большой разницы не вижу. Для нас главное, что в Китае карантин закончился, и наше китайское отделение начало работать. На следующей неделе мы начинаем массовое производство, это очень важно для нас. Конечно, тоже минус, что никто не может полететь сейчас туда, но мы пытаемся участвовать в процессе дистанционно».

Александра, инвестиционный банкир, США: «В основном общаемся через почту, рабочий чат Symphony, по телефону и видеосвязь с помощью Webex. Zoom и Skype у нас запрещены, так как недостаточно безопасные с точки зрения нашей деятельности. По Zoom мы имеем право созваниваться, только если клиент инициировал звонок. И мы не имеем права вести в нем письменную коммуникацию».

Адар Ром, ведущий дизайнер в Whisk, США, напоминает вынужденно удалённым командам: “Всегда прописывайте ясную повестку встречи. Если вы хотите собрать с команды фидбэк, уточните, в каком виде вам нужна обратная связь”.

Как изменилась стратегия найма

Опрошенные компании не переходят на частичную занятость, но большинство приняло решение заморозить найм до лучших времён и работать с той командой, которая уже есть.

Давид Джанджгава, генеральный директор EQS Group Russia: «Мы полностью остановили рекрутинг новых сотрудников. Но после снятия ограничений и стабилизации ситуации обязательно вернемся к найму. Сейчас все стараются держаться за свои места и компании предпринимают усилия, чтобы сохранить персонал. Но по мере развития кризиса и сокращения персонала, на рынке труда будут появляться достойные кандидаты. Раньше на рынке ощущалась огромная нехватка квалифицированных кадров, так что в этом есть определенный плюс.

Рынок цифровых услуг — одна из немногих сфер экономики, которая растет, когда традиционные сферы падают. Конечно, экономический кризис обязательно затронет и ИТ, так как бюджеты и покупательская способность будут сокращаться. Поэтому важно правильно использовать возникающие прибыли для дальнейшего устойчивого развития бизнеса и не только сохранения, но и создания новых рабочих мест».

Александр Цирлин, руководитель R&D в DV UVIRMA, Израиль: «Мы за это время взяли одного человека. Все интервью проводили по видеосвязи. Вроде прошло неплохо. Каких-то принципиальных отличий от обычного интервью я не заметил. Дальнейший набор пока остановили, все-таки ситуация не до конца понятна».

Разработчик из Австралии: «В начале марта мы собеседовали ребят, сейчас заморозили найм. Нескольких клиентов коснулся кризис, и мы на всякий случай экономим до конца опасности вируса. Моего друга на днях уволили, и рекрутеры советуют ему брать только контракт, потому что компании сокращают расходы. Так что постоянную работу в ИТ-сфере Сиднея лучше искать после окончания самоизоляции. Хотя друзья, основатели стартапа, связанного с доставкой, наоборот активно нанимают, как и видеостриминговые компании».

Роб Наполи, руководитель в Hapday Group, США: «У нас нет никаких изменений, будем приглашать стажеров на лето. Мы планировали пересмотреть FTE (эквивалент полной занятости сотрудников компании) весной, но приостановили эту задачу, так как на некоторых наших клиентов повлияла ситуация с коронавирусом. Около десяти моих знакомых были уволены в Нью-Йорке из-за коронавируса, там многие компании замораживают найм и отзывают офферы».

Как изменится работа после пандемии

Несмотря на затянувшуюся неопределённость, можно отметить проступающие тенденции: «Люди больше будут работать из дома, а Zoom станет заметным игроком на рынке», — говорит ведущий дизайнер Whisk Адар Ром.

Возможно, удалённая работа придёт в отрасли, где раньше казалось невозможной.

Александра, инвестиционный банкир, США: «Интересно, что консалтинговые компании отправили своих работников домой раньше, чем инвестиционные банки. Вообще, удаленная работа для банкинга не очень типичный формат, хотя технически нет никаких препятствий. Я очень надеюсь, что двухмесячный опыт (все думают, что мы будем сидеть дома как минимум до июня) положительно повлияет на инвестбанковскую культуру. Если уж и работать допоздна, лучше это делать из дома, а не из офиса».

Роб Наполи, руководитель в Hapday Group, США: «Пандемия показывает, что крупные корпорации могут на самом деле работать из дома, но не всем сотрудникам нравится такой формат. Некоторые ценят офис и динамичную рабочую среду. Я думаю, что когда карантин прекратится, компании пересмотрят своё отношение к работе на дому, а сотрудники — к офису».

Давид Джанджгава, генеральный директор EQS Group Russia: «Весь мир сейчас живет или работает в онлайне. И многие продолжат работать в таком формате после окончания всей этой истории, ведь процессы будут выстроены и оцифрованы. Поэтому важно по итогам определить, что можно оставлять в онлайне, а что нужно возвращать в оффлайн.

Новая реальность должна помочь сформировать новые ценности. Работая удаленно из дома, зачастую стираются грани: садимся за рабочий стол и можно до самой ночи работать, пока члены семьи не станут требовать внимания. Работая в офисе, в коллективе, есть „внутренние часы“, которые стимулируют сделать работу качественно и в срок, понимая, что пора выезжать на встречу или рабочий день подходит к концу. Дома эти „внутренние часы“ могут дать сбой».

Что посоветуете коллегам из России

Роб Наполи, руководитель в Hapday Group, США: «Отмечайте даже маленькие достижения в команде. Поддерживайте онлайн-мероприятия, чтобы команда могла общаться. По вторникам и четвергам мы проводим часовой “Check In Time’’, когда любой может зайти в Zoom и поговорить или просто поработать над задачами вместе. Это отличный способ почувствовать поддержку команды.

Карантин — подходящее время, чтобы сосредоточиться на личном развитии, так как у команды есть больше свободного времени дома. Пройдите курс обучения, прокачайте новый навык или запустите сторонний проект, который всегда был на задворках».

Адар Ром, ведущий дизайнер в Whisk, США: «Мы не должны забывать о том, что окружающие могут испытывать сложность или стресс из-за удалённой работы, с детьми, с ненормированным графиком и так далее».

Давид Джанджгава, генеральный директор EQS Group Russia: «Эта история нужна еще и для того, чтобы мы не забывали про важное — общение с членами семьи, родителями и друзьями, пусть даже и дистанционно».

Трифонова Алеся, рекрутер в PandaDoc, Минск, Белоруссия: «Если вы любите свою работу, компанию и имеете возможность работать удаленно — продолжайте работать, несмотря на возможность безусловного сохранения зарплаты. Нужно поддерживать друг друга. Пандемия закончится, а вам, может быть, уже некуда будет возвращаться».

Иногда кризис — это возможность лучше подготовиться к следующему кризису.

Разработчик из Австралии: «Советы точно не могу давать. Настолько по-разному каждого затрагивает эта ситуация. Для меня это очередной урок всегда иметь сейвинг, абсолютно неприкосновенный запас, на который ты или твоя семья смогут прожить где-то полгода. Когда такая подушка безопасности есть, любые новости воспринимаются спокойно. Но такой совет давать поздно. Просто буду надеяться, что у большинства она есть».

Многие страны смягчают карантинные меры, как только замечают небольшие положительные тенденции в борьбе с коронавирусом. Даже если это заключается в незначительном уменьшении количества умерших за день. Их можно понять: экономический кризис заставляет идти на компромиссы с ограничительными мерами. В Германии число безработных будущем может составить до 6 миллионов человек, по расчетам Goldman Sachs, уровень безработицы в Италии может увеличиться на 17 процентов, а в США уже 22 миллиона человек подали заявления на получение пособий по безработице.

Что последует после этого — неизвестно. Известно, что бизнес-процессы и трансформации ускоряются, поэтому старайтесь следить за рынком труда: ИТ-сфера выстоит, как и всегда, но её тоже ждут изменения.

{ "author_name": "Katerina Gavrilova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 123453, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 28 Apr 2020 09:11:09 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Управление репутацией, или инструменты, увеличивающие конверсию в заказы (SERM, отзывы и другие инструменты ORM)
Здесь вы получите полный разбор управления репутацией в интернете.
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир