Рынок НR в 2024-м, или Как мы ищем кадры, которых нет

Рынок НR в 2024-м, или Как мы ищем кадры, которых нет

Всем привет! На связи Никита Веселов, заместитель операционного директора Сидорин Лаб – диджитал-агентства, которое занимается управлением репутацией брендов и персон. Наша компания регулярно растет, сейчас в штате более 300 сотрудников, и это не предел. При этом ситуация с поиском новых кадров оставляет желать лучшего.

Думаю, грустная статистика уже не секрет – доля российских предприятий, которые в этом году столкнулись с нехваткой рабочих рук, достигла 70% (по данным Центробанка). Сегодня обсудим, что сейчас происходит на рынке труда и как это влияет на бизнес.

Рекордно низкая безработица и отсутствие профильной подготовки в университетах

Дисклеймер: я не HR-директор, а управленец, который активно участвует в подборе сотрудников и онбординге, – мне не безразлично, кто работает в команде. Поэтому у меня накопился опыт, которым хочется поделиться.

Если говорить о ситуации в целом, то сейчас безработица в стране на рекордно низком уровне ― 2,8%. Бизнесу не хватает компетентных кадров, их просто неоткуда брать. Большинство профильных специалистов уже трудоустроены, а выпускники, чаще всего, оторваны от реальности.

Студенты мало погружены в отрасль. Возможно, упало качество подготовки в университетах. И дело не в том, что преподаватели стали хуже, просто тот же диджитал так быстро развивается, что теоретических знаний о нем мало для эффективной работы. Иногда единственный способ получить актуальные навыки ― пойти работать в сферу. Например, я сделал именно так.

Вспоминаю, как защищал диплом: объяснял своим же преподавателям, как в наше время работает маркетинг. Да, такое тоже бывает.

Радует, что в университеты все чаще приходят преподавать эксперты-практики. Например, из команды Сидорин Лаб это основатель компании Дмитрий Сидорин, исполнительный директор Никита Прохоров и операционный директор Дарья Свистунова.

При этом я считаю, что брать на работу студентов можно и даже нужно. Один из рабочих инструментов для этого – стажировки. Найти кандидатов на такую программу можно, отправив представителей компаний к студентам по профилю. Университеты обычно только рады таким инициативам. По итогу бизнес приглашает стажеров и получает шанс вырастить кадры с нуля. Но это долго: длительность стажировки ― от трех месяцев до года.

Мы пробовали такой вариант, но еще не внедрили на постоянной основе. Летом 2022 года у нас стажировалась студентка и спустя год пришла работать. Такого сотрудника было проще принимать в компанию: мы понимали, что она за человек и как выполняет задачи. И ей не требовалось много времени на адаптацию.

Рынок HR жив, но здесь приходится играть вдолгую

Конечно, на руководящие должности студентов, даже очень перспективных, не возьмешь. Мы все еще пользуемся HH, но сейчас найти подходящего кандидата в разы сложнее.

Решили, если кандидат не ищется быстро, главное не закрывать дыру кем попало. У такого решения могут быть последствия ― например, компания может испортить репутацию из-за некомпетентности сотрудника. Лучше подождать и какое-то время вести направление самим или нанять подрядчиков.

У нас была такая ситуация: ушел человек, который отвечал за SMM и реагирование. Мы разделили направления, и получилось так, что руководителя SMM мы нашли, а вот позицию по реагированию закрыли только через девять месяцев. Все это время выполняли задачи по ней вдвоем с операционным директором.

Конечно, находить кадры проще крупным брендам, у которых сложилось громкое имя. Нередко кандидаты могут устраиваться туда даже ради строчки в резюме, да и вакансий в больших компаниях много. Но там можно столкнуться с другой проблемой ― текучкой кадров. Сотрудники крупных организаций работают с одним продуктом или услугой, и это иногда стопорит профессиональное развитие. Тогда те, кому оно важнее, уходят.

Завышенные ожидания кандидата по зарплате

Сейчас мы проводим много собеседований на разные должности: менеджера по продажам, маркетолога, аккаунт-менеджера. И везде наблюдаем картину, которая уже стала большой болью бизнеса, ― кандидаты хотят получать много за владение небольшими компетенциями в сфере или даже с отсутствием опыта в отрасли.

Возможно, виной тому соцсети, в которых часто демонстрируется успешный успех. PR-специалисты и маркетологи в блогах рассказывают, как зарабатывают по 500 000 рублей в месяц. Подписчики видят красивую картинку и хотят так же, нередко не понимая, что получить такую зарплату можно только после нескольких лет упорного труда.

У новоиспеченных выпускников онлайн-курсов складывается впечатление, что если ты окончил дополнительное обучение, то сразу по его окончании можешь выставить ценник в разы больше средней оплаты по рынку.

Думаю, такое возможно в перспективе. Но в начале пути самое разумное ― посмотреть среднюю зарплату по похожим вакансиям и потом уже сформировать свои ожидания.

Например, в 2016 году я пришел в Сидорин Лаб на зарплату в 30 000 рублей. Через полгода стали платить 40 000. Когда стал младшим аккаунтом, заработок вырос в два раза по сравнению с начальным ― 60 000. Это случилось меньше, чем за год. В начале 2018 года я был уже на должности аккаунта и стабильно зарабатывал 100 000+ каждый месяц. Дальше доход только рос (за исключением кризисных периодов в экономике страны ― ковида, к примеру, но и то тогда он критически не падал).

Мой путь занял в восемь лет. Я вырос как специалист, и выросла зарплата. Но это произошло не за один месяц. Согласен, есть люди, которые идут по карьерной лестнице быстрее. Я ими восхищаюсь, но понимаю, что срок сильно зависит от характера человека, его мотивации и компетенций.

Безответственное отношение к себе и к компании

Представьте: устраиваешь собеседование для человека, договариваешься о времени, а он не приходит. И даже не сообщает о том, что не придет. Это и есть безответственное отношение к себе и к компании, куда ты, казалось бы, хотел устроиться.

Люди не понимают, что на рынке у них как у потенциальных сотрудников (особенно, когда мы говорим про тех, кто собеседуется на высокие должности) складывается своя репутация. Об этом могут узнать другие работодатели и с предубеждением относиться к кандидату.

Вот красные флаги на собеседовании, которые помогают мне отсекать неподходящих соискателей:

  • Противоречит сам себе, говорит неуверенно, путается в своей же истории.
  • Приукрашивает действительность, когда говорит о своих компетенциях в работе. Например, чересчур самоуверенно рассказывает, что решит все проблемы на раз-два.
  • Не знает компанию, не изучал продукт или услугу, которой она занимается. Странно, когда человек приходит на собеседование в никуда и ему все равно. Почему тогда компании не должно быть все равно на него?

Был кейс, когда человек пришел на собеседование и спрашивал, что мы за компания.

И наоборот, очень круто, когда человек честно рассказывает о себе и своем опыте, интересуется компанией – тогда хочется с ним работать. Например, недавно мы проводили собеседование с кандидаткой в аккаунтинг. Она была искренне заинтересована в нас, честно отвечала на вопросы и спрашивала о нюансах. Такие люди располагает к себе, и уже мы заинтересованы в них.

Идеальный сотрудник по версии Сидорин Лаб

Несмотря на грустные обстоятельства, хочу нарисовать портрет идеального сотрудника. Уверен, такие кандидаты еще остались :)

  • Хорошо относится к компании, интересуется ей и хочет работать здесь.
  • Умеет решать нестандартные задачи.
  • Несет ответственность за решения, которые принимает.
  • «Голодный» до денег. Это поможет прикладывать усилия, чтобы зарабатывать больше, и видеть возможности для себя и бренда.
  • Заинтересован в собственном развитии и развитии компании.

К сожалению, выходов из текущей ситуации HR-рынка пока видится не так много, но поделился тем, что имеем. А как вы решаете проблему поиска и онбординга сотрудников?

55
2 комментария

Ох, Никита, прям в душу статья, конечно.
Кадров совсем не хватает. И перегретость зп, конечно.
Хотя, будем честны, инфляция также не дремлет

1
Ответить

выпускники, чаще всего, оторваны от реальности.А работодатели нет.

Ответить