Оценка эффективности сотрудника, которую мы не заслужили

Performance review

Оценка эффективности сотрудника, которую мы не заслужили

Для оценки эффективности работы сотрудников Яндекс, Авито, Badoo, Google используют performance review. Наличие нескольких этапов и оценка 360 (самооценка, оценка коллег и руководителя) позволяет получить объективную картину.

Ревью решает проблему честного распределения бонусов. Если придумал и реализовал проект или облегчил жизнь коллегам, то держи повышенный бонус. Если всё в порядке, то держи стандартный бонус. Если есть проблемы, то держи развёрнутую обратную связь и сегодня без бонуса. Красиво?

Небольшое отступление. Недавно прочитал книгу Талера «Новая поведенческая экономика». В ней есть крутая идея: «Люди не всегда поступают рационально, даже если способны рассчитать самый выгодный для себя вариант». На этом основан весь современный маркетинг.

В отличие от выдуманного мира Рационалов, люди часто ведут себя неправильно, а это означает, что экономические модели дают ошибочные прогнозы.

Ричард Талер

Кажется, это утверждение справедливо и для performance review.

Проблема 1. Команда звезд

Признаемся себе, что людей, меняющих индустрию, 5% в мире. То есть даже в большой компании их может не быть вовсе. Просто смышлёных, очарованных жизнью, любящих «занырнуть» в глубины познания и получающих кайф от этого, ещё 20%. Остальные, как и ваш покорный слуга, обычные люди.

Проблема в том, что для реализации "супергероям" не нужно никакое ревью. А обычным людям — нормально быть обычными. Они могут реализовывать себя в творчестве, семье, и им не нужны прорывные проекты на работе. Но менеджерам нужно мерить, и они меряют.

Проблема 2. Два кита: открытость и честность

Завязано на построении «турбокоманды», которая всё делает самостоятельно и не нуждается ни в чьей помощи, нужно лишь подкидывать ей новые задачи. Она сама управляет своей работой и ставит цели, так как чувствует, что нужно компании, находясь в перманентной ретроспективе. То есть ей не нужны ни OKR, ни ревью. Наверное, это можно назвать бирюзовыми командами — утопия мира Рационалов.

На одном из сайтов описывающих реализацию Performance review:

Чтобы комментарии на ревью были объективными, мы просим респондентов отключать эмоции и субъективизм. А обратную связь сотруднику дают коллеги, которые взаимодействуют с ним в разных задачах и ролях, — так несколько человек говорят об одном и том же, и объективность выводов не вызывает сомнений.

В комментариях статьи про ревью в Авито:

Оценка эффективности сотрудника, которую мы не заслужили

Проблема 3. Руководитель - бутылочное горлышко

Как ни крути модель, но руководитель здесь — «бутылочное горлышко» и главный судья. Оценка в итоге отражает его видение вашей работы (утверждение несправедливо только для открытых систем без цензуры). Руководитель может «грызть за вас землю», а может и не делать этого.

Проблема 4. “Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор”

На примере разработчиков и инженеров из опыта могу сказать, что разработчик — это определённое мироощущение. Для крутого разработчика это справедливо вдвойне. Наверное, он не самый заметный, не умеет «продавать» свою идею, защищать достижения. Снова упираемся в руководителя. Если он готов это вытаскивать, заставлять оформлять, отслеживать и раз за разом объяснять, почему это нужно тебе и ему — отлично.

Хватит ли ресурса такому руководителю, если у него больше 10 человек в команде?

Простому работяге или команде работяг, которые день за днём пилят монолит и поддерживают работу системы в «лигу перформеров», путь заказан. По ощущениям.

Если не Performance review?

Определенно, нужно вознаграждать инициативу. Сотрудники, которые помогают компании больше зарабатывать или облегчают жизнь коллегам, должны понимать свои бенефиты. Времена пионерии, к сожалению, прошли.

Идея лежит на поверхности — оформлять как проект. Это может быть любое, даже самое маленькое начинание. После выполнения проект оформляется и защищается перед проектной комиссией. Комиссия может состоять из линейного руководителя, руководителя департамента и главы проектного офиса. Можно разработать систему уровней бонусов за выполненный проект (в зависимости от объёма, бюджета, показателей, охвата и так далее). Полученный бонус делится поровну между участниками.

Перформеры - перформят. Обычные люди наслаждаются своей обычностью. Все счастливы.

Если крупные компании не используют такой подход, значит, у него есть какие-то явные ограничения или недостатки. Пока не понимаю, в чём здесь загвоздка.

Приглашаю в комментарии для обсуждения. Если у вас в компании существует свой эффективный механизм ревью, буду рад почитать.

Полезные ссылки

Подписывайтесь на мой Telegram и до встречи в новых статьях <3

22
Начать дискуссию