Просто быть профессионалом — мало. Что нужно делать, чтобы расти в карьере? Разбираем по шагам

Почему у кого-то карьерный путь похож на американские горки: и скорость бешеная, и резкие взлёты, а у кого-то — на паровозик, уныло ездящий по кругу? Даже крутые специалисты могут застрять на одном месте и сидеть там годами, наблюдая, как повышают всех, кроме них. Эта статья — для крутых специалистов с амбициями.

В ней Дима Карпов, продакт-менеджер в Skyeng, рассказывает, как добиваться карьерных успехов, не перерабатывая и не теряя мотивации.

Просто быть профессионалом — мало. Что нужно делать, чтобы расти в карьере? Разбираем по шагам

Сразу ответим на три главных вопроса.

Кто растёт в профессии?

Те, кто приносит бизнесу пользу и помогает зарабатывать деньги самым простым способом.

Кто не растёт?

Те, кто просто делает свою работу и ориентируется только на один показатель — свою зарплату.

Что качать, чтобы выстроить карьеру?

Отношения с людьми. Для карьеры нужно уметь строить отношения с руководителями, коллегами и с самим собой.

Отношения с руководителями. Быть видимым, прозрачным и проявлять инициативу

Не молчите о своих достижениях — будьте «прозрачны»

Недостаточно просто делать хорошие дела — надо о них рассказывать. Скромность в сторону! Рассказывайте о себе. Выкатили новую фичу — напишите пост в общий канал для всех департаментов. Это поможет вам быть видимым, коллегам — перенимать позитивный опыт и улучшать свою работу, а руководителям — замечать, что вы не просто числитесь в штате, а делаете реальные дела.

Знайте, чем живёт компания

Представьте, что компания — это завод по производству автомобилей. В каждом цеху работают специалисты: кто-то собирает кузов из листов металла, кто-то красит его, кто-то налаживает электрику. Каждый цех важен для конечного результата, но ни один из них не производит автомобиль целиком.

Если компании будет нужно удешевить себестоимость или наладить новые цепочки поставок — кто с этим справится лучше: менеджер, который знает, что делает каждый цех и как это отражается на общем результате, или маляр, который очень качественно покрывает кузова краской, но не представляет себе, что происходит в соседнем цеху?

Чтобы действительно приносить компании пользу, помогать ей зарабатывать деньги и вместе с ней менять мир к лучшему, нужно знать всё и обо всём — внутри своего департамента и за его пределами. Как это сделать? Заведите привычку раз в неделю читать Википедию своей компании. Старайтесь чаще приходить на встречи с топами, где рассказывают о стратегии и целях компании. Быть в контексте, знать, чем живёт и к чему стремится компания, — вещи, которые реально помогают генерировать крутые решения.

Видите, как можно сделать лучше, — сделайте

Проактивность — это то, что отличает человека, которого ждёт карьера, от человека, которого не ждёт ничего.

Пример из моей практики: когда я только попал в IT стажёром, моей обязанностью было доставлять задачи из Jira разным исполнителям и рассказывать отделам, что нового у конкурентов. Это были все мои обязанности: монотонно таскать задачки, что-то гуглить, копировать и вставлять, тегая коллег. Я поработал так пару месяцев и решил, что хватит. Попросил своего друга написать софт, который парсил бы информацию из интернета и складывал в Google Sheets. Так я смог делать в десяток раз больше, чем если бы просто следовал своему job description.

Затем я стал работать уже над проблемой, которой занимались мои старшие коллеги. Откуда я, будучи стажёром, об этом знал? Наблюдал и читал Википедию. Проблема была такая — это было в телекоме 5 лет назад — мы не видели показателей по качеству связи и не могли их корректировать. Я пришёл к аналитикам, вместе мы собрали дашборд с детальными метриками и презентовали его руководителям. Так в компании начали видеть, где связь проседает, и оперативно исправлять это. Абоненты довольны, клиентов больше, денег больше, я — продакт-менеджер. Стал им спустя полгода с тех пор, как меня наняли стажёром. Потому что я показал руководителям главное:

  • Я знаю боли компании, и мне на них не всё равно.
  • Я могу делать больше, чем от меня ждут.

Если бы я все эти полгода просто таскал задачки в Jira, через год со мной бы попрощались. Сказали бы: «Спасибо, что помогал нашим менеджерам, а теперь пока».

Отношения с коллегами: дружить и соревноваться

Делайте, как коллеги. Делайте лучше коллег

Этот принцип напрямую связан с принципом прозрачности: компания работает лучше, когда показатели всех департаментов на виду, а сотрудники регулярно делятся своими достижениями. Это повышает общий уровень: никому же не хочется перформить хуже, чем коллеги, и получить вопросы от начальства в духе «Почему у отдела А KPI выполнен на 60%, а у вас только на 40%?» тоже не хочется, и поэтому сотрудники стараются — делают быстрее, качественнее, изобретают новые решения.

Смотрите, как делают коллеги, и постоянно старайтесь придумать, как делать то, что они делают хорошо, ещё лучше. Это работает на уровне департаментов и даже внутри одного отдела.

Специалисты других компаний — ваши друзья, а не враги

Находясь внутри компании, мы часто погружаемся в рутинные задачи и забываем смотреть на картину целиком. А именно это — умение оценивать потребности компании глобально — ключевое качество для человека, который строит карьеру.

Мы делаем лучший продукт на рынке? Если нет — то почему? Если да — какие решения мы можем взять у других, чтобы сделать продукт ещё лучше? Общайтесь с коллегами из других компаний вашей сферы, чтобы знать ответы на эти вопросы.

А как общаться? Можно просто написать: «Слушай, видел у вас эту фичу — расскажи», но это плохая идея. Гораздо больше пользы можно получить, предложив обмен: я тебе — то, что поможет твоей работе и твоей компании, а ты мне — то, что поможет моей.

Например, когда я начинал работать в EdTech, то за короткое время встретился с лидами продуктовых направлений вообще всех крупных EdTech-компаний в России. К этим встречам я готовился: анализировал данные о компании, находил показатели, которые проседают, и приходил уже с офером: давай я тебе расскажу, как пофиксить это, опираясь на наш опыт, а ты поделишься тем, что нужно мне. Это очень действенный инструмент, о котором часто забывают.

Будьте «неудобными». «Неудобные» делают более крутые результаты

Кто такой «удобный» сотрудник? «Удобный» — это любимец всех менеджеров, потому что он не задаёт вопросов. К нему приходишь и говоришь: «Сделай так, так надо», — и он делает. Но есть нюанс: «удобные» приносят бизнесу куда меньше пользы, чем могли бы, и гораздо чаще выгорают и увольняются. А как поступают «неудобные»?

К любому «так надо» задают вопросы. Это помогает:

  • Лучше проработать задачу. У всех бывает, что что-то не учли, что-то не поменяли, что-то забыли внести, — и если вы это видите, заявляте об этом и спрашивайте: а как это будет работать? А для кого мы это делаем? В какой момент происходит касание человека с брендом?
  • Организовать своё время и приоритизировать задачи. Пока менеджер будет отвечать на вопросы и прорабатывать задачу, вы сможете заниматься задачами с более высоким приоритетом и не отвлекаться на влёты.
  • Отделить важные задачи, которые надо выполнить, от неважных, которые можно не делать. Сама фраза «неважные задачи» смущает многих, особенно новичков. Как это? Если задачу поставили — значит, это кому-нибудь нужно. На самом деле, далеко не всегда. Чтобы понять, действительно ли задача важная, оцените, какую пользу она принесёт бизнесу. Есть много методик, но в деньгах — самая верная. Если эта задача поможет компании заработать — она в приоритете. Всё остальное можно подвинуть. Как ещё понять, насколько задача важна? Дайте ей «отлежаться», а не хватайтесь сразу. Если менеджер не вспоминает о задаче несколько недель — она не важная. А вы, не делая её, сэкономили компании деньги (как минимум на оплату вашего труда) — а значит, помогли заработать.

Отношения с собой: растить новые нейронные связи

Любой результат компании начинается с человека, сотрудника. С меня и вас. Если мы — главный фактор успеха для компании, то быть в порядке — наша обязанность. Из чего складывается «порядок» и как к нему прийти?

Спите, ешьте, тренируйтесь

«О боже, и здесь про это?» — разумеется. Невозможно быть продуктивным и создавать лучшие решения, если вы не выспались, если у вас болит спина или тревожные мысли то и дело отвлекают. Уделяйте время своему здоровью, без этого не получится.

Окружите себя контентом из вашей сферы и развивайте насмотренность

Наш мозг учится быстрее в те моменты, когда не осознаёт, что учится. Поэтому английские неправильные глаголы мы зубрим несколько уроков, а песня из рекламы жвачки запоминается сходу. Ваша задача — сделать так, чтобы как можно больше контента «на фоне» было из вашей сферы.

Залипаете в шортсах? Отлично: подпишитесь на экспертов, чтобы они появлялись у вас в ленте. Куда-то идёте или тренируетесь в зале? Включите не плейлист, а подкаст. Эта информация, которую вы получаете «из фона», обязательно пригодится. Когда вам нужно будет найти какое-то решение, оно уже будет у вас в голове.

Учитесь новому

Это помогает мозгу оставаться гибким и строить новые нейронные связи. Пробуйте что-то — в идеале каждую неделю, но можно, например, раз в месяц — что вы до этого никогда не делали. Каллиграфия, вейкборд, мозаика — что угодно. Когда мы день за днём делаем одно и то же на своём рабочем месте, мозг со временем автоматизирует эти процессы и почти в них не участвует. Вы делаете, как привыкли, а мозг тем временем стареет и деградирует. Учитесь новому — тренируйте мозг, чтобы не застревать в одной точке и стабильно генерить лучшие решения.

Активности, для которых не надо вставать из-за рабочего стола, тоже нужны. Изучайте софт, с которым работают смежные департаменты. Научитесь монтировать видео, собирать презентации в Фигме, делать дашборды. Это обязательно пригодится: например, если для питча новой идеи понадобится сделать презентацию, вы сможете создать её сами — от идеи до готовых слайдов, — не привлекая других специалистов и экономя бизнесу деньги.

Окружите себя крутыми специалистами

Если постоянно общаться с людьми выше по уровню, вы всегда будете стремиться дотянуться до них и начнёте расти куда быстрее, чем в окружении, которое слабее вас по скилам.Такой нетворкинг можно строить внутри компании, общаясь с коллегами и вашими руководителями, и извне — например, я, начиная свой путь в EdTech, выбрал несколько топовых специалистов в нашей сфере и купил у них менторство. Помните: правильное окружение делает ваш карьерный успех неизбежным.

Саммари для тех, у кого на чтение 2 минуты

Карьерных успехов добиваются те, кто приносит компании пользу и в каждом своём действии видит возможность изменить мир к лучшему. Для этого нужно прокачиваться на 3 уровнях.

На уровне руководителей

  • Знайте контекст компании и смотрите на неё целиком, а не только на свой департамент и своё рабочее место.
  • Делайте больше, чем от вас ждут.
  • Рассказывайте о своих достижениях, будьте видимыми.

На уровне коллег в компании и за её пределами

  • Соревнуйтесь между департаментами за лучшие показатели.
  • Обменивайтесь опытом с коллегами из компаний-конкурентов.
  • Будьте «неудобными» сотрудниками и задавайте вопросы.

На уровне личности

  • Заботьтесь о себе: не забывайте достаточно спать, есть и тренироваться.
  • Учите мозг новому и не давайте ему лениться: пробуйте хобби, осваивайте новый софт.
  • Окружите себя людьми, которые круче вас: так вы повысите личный уровень гораздо быстрее.
66
1 комментарий

Ребят, у вас так тут всё классно. Только ваши менеджеры по работе с клиентами со мной связаться не могут уже 2 дня и деньги за курс не хотят возвращать, хотя я только вчера купила этот курс и даже не начала проходить. Потому что мой запрос был - понимать австралийский акцент, а на курсе все преподы русские............. Я устала по 5 раз на дню в вашу службу поддержки писать, вот решила вам сюда написать. Даже досудебную претензию вам отправила на всякий случай, хотя надеюсь, до этого не дойдет......

Ответить