Выживут только высококвалифицированные: что ждет рынок труда после коронавируса
После выхода из режима самоизоляции конкуренция среди ищущих работу будет колоссальной, прогнозируют эксперты по подбору персонала. Уже сейчас число безработных россиян достигло отметки 1,6 млн. При этом, IT-специалисты продолжают пользоваться спросом на рынке труда.
Как адаптироваться к новой реальности владельцам бизнеса и рядовым сотрудникам, чтобы первым – сохранить производительность, а вторым – работу, рассказывают эксперты IT-холдинга TalentTech.
Санация кадрового потенциала
Во время кризиса бизнес избавляется от рабочей силы, которую не может продуктивно использовать. В странах ОЭСР с 2007 по 2010 годы число рабочих мест сократилось на 15,5 млн. Сокращения особенно сильно затронули работников низкои и среднеи квалификации, а спрос на высококвалифицированные кадры остался высоким или даже усилился.
Так, в IV квартале 2008-го в США уровень безработицы среди людей старше 25 лет рос обратно пропорционально уровню их образования:
- среди тех, кто не окончил среднюю школу, безработица выросла на 3,1 п. п. до 10,6%;
- среди окончивших только школу – на 2,4 п. п. до 7,0%;
- среди получивших высшее образование – на 1,2 п. п. до 3,3%.
Ситуация, вероятно, повторится и в этот раз: высококвалифицированные специалисты быстрее осваивают новые компетенции, успешнее адаптируются к меняющейся реальности и способны генерировать нестандартные решения, необходимые во время кризиса. Повышенная конкурентоспособность более образованных людей на рынке труда объясняется большей гибкостью работников этой категории, их способностью быстрее осваивать новые профессии и виды трудовой активности.
Уже в ближайшем будущем особенное значение приобретут цифровые навыки – понимание кибербезопасности, работы с данными, цифровизации процессов – и все, что касается креативности, прикладного творчества, умения работать в условиях неопределенности, эмоционального интеллекта, системного мышления и аналитики. "После карантина" остро понадобятся специалисты, которые будут способны развивать цифровые каналы взаимодействия, налаживать и управлять коммуникацией людей.
Специалисты из сферы бизнес-девелопмента – так называемые, бизнес-реаниматоры, – понадобятся ближе к концу этого года и началу следующего. Их основной задачей станет поиск возможностей для экономии и точек роста с помощью организационных и технологических инструментов. Это станет одним из источников организационных инноваций для HR.
Что касается HR-специалистов, то будут пользоваться высоким спросом те, кто смогут ускорить и нарастить эффективность компании. Обязательный пункт – владение цифровыми HR-инструментами.
Молодые в зоне риска
Сокращения, которые станут естественной реакцией бизнеса на кризис, в первую очередь могут коснуться молодежи – именно это произошло после последнего мирового экономического кризиса. Наиболее показателен пример Испании: там с 2008 по 2013 годы уровень безработицы среди молодежи вырос на 28 п. п., а среди работающих испанцев старше 25-ти – на 14 п. п.
Как считают аналитики, так происходит по двум причинам: во-первых, в большинстве случаев молодые специалисты проигрывают более опытным в своих компетенциях, и работодатели в первую очередь сокращают их, во-вторых, срабатывает принцип «последним нанят, первым уволен» (last-in first-out). Ситуацию в Испании также усугубило и то, что испанская экономика восстанавливалась значительно медленнее, чем молодые люди пополняли рынок труда.
При этом у многих компаний при оценке навыков возникает проблема: нет матрицы компетенций, непонятно, что именно оценивать и какие результаты нужно получить. Справиться с этим помогают технологии: решения по адаптивной оценке навыков, которые составляют индивидуальный образовательный трек для каждого человека и помогают быстро закрывать конкретные пробелы в знаниях.
Интересно, что в ряде стран в 2008-2009 годах увеличение безработицы происходило одновременно с ростом производительности труда – по всей видимости, из-за того, что работу сохраняли самые высококвалифицированные кадры. Так, в Германии за этот период уровень безработицы даже сократился (с 7,6% до 7,8%), а в США – вырос на треть (с 5,8% до 9,4%), но производительность труда при этом в Германии сократилась в 2009 году на 2,5%, а в США, наоборот, выросла на 2,9%. Поэтому прокачка существующих навыков и приобретение новых, актуальных прямо сейчас, – важное условие для роста эффективности бизнеса.
Переход на гибкие условия труда
После кризиса 2008 года компании массово переводили работников на неполную занятость и срочные контракты – так предприниматели хотели избежать полного увольнения сотрудников. Этой же стратегии часть бизнеса будет придерживаться и теперь. Работники, в свою очередь, уже начинают искать варианты дополнительного заработка.
В ближайшем будущем наиболее защищенным среди владельцев бизнеса станут те, кто смогут оперативно находить фрилансеров и аутсорсеров и успешно взаимодействовать с ними. Услуги таких работников будут незаменимы для решения непрофильных или периодически возникающих задач, поскольку набирать в штат специалистов достаточно дорого и сопряжено с большими рисками, и особенно – в условиях кризиса.
Поиск и адаптация фрилансеров станет одной из важнейших задач HR-специалистов на ближайшее будущее, которую им придется решать в том числе с помощью цифровых инструментов. Новая цель HR – изучить, как меняются организации, насколько сегодняшние технологические решения способны поддержать взаимодействие людей в смешанной организации, и выбрать необходимый инструментарий.
Самозанятым и владельцам мини-бизнеса нужно быть готовыми перепаковать свое мастерство в онлайн: после кризиса это может быть дополнительным форматом взаимодействия с клиентом или отдельным продуктом.
Экстренная цифровизация
Переход на удаленку вынуждает компании активнее использовать системы электронного документооборота и онлайн-инструменты для бизнеса, как, например, Trello или Asana, чтобы контролировать выполнение задач дистанционно, а также Zoom, Microsoft Teams или Google Hangouts Meet, чтобы проводить видеоконференции. Меняются процессы найма – здесь тоже есть возможность для автоматизации, особенно в сегменте массового набора.
Сервисы умеют с помощью искусственного интеллекта самостоятельно оценивать резюме на соответствие вакансии, связываться с кандидатами для первичного скрининга, приглашать их на видеоинтервью, делать запись и анализировать их ответы. Существовавшие до кризиса каналы привлечения пользователей – в том числе соискателей – расширятся за счет массового перехода в онлайн.
Яростный найм для одних, неясное будущее – для других
В отличие от последнего мирового кризиса, грянувшего в 2008 году, сегодня развитие событий на рынке труда сильно зависит от отрасли. Из-за пандемии и режима самоизоляции одни отрасли переживают тяжелейший кризис (так, обороты в ресторанном бизнесе, по данным Федерации рестораторов и отельеров, упали на 30-90%), а сервисы доставок, курьерские службы и продуктовый ритейл, наоборот, массово набирают сотрудников. Вне риска остаются те, без чьих услуг не обойтись: телеком-компании и предприятия, признанные системообразующими, а также бизнес, который успел вовремя уйти в онлайн, например, dark kitchen и телемедицина.
Компании, которые уже пострадали от сокращений или, наоборот, нехватки персонала, обращаются за помощью к технологиям. Так, уже почти 100 компаний обратились, чтобы трудоустроить сотрудников или найти персонал через бесплатное антикризисное решение, созданное IT-сервисами TalentTech Potok.io, Sever.ai и TalentTech.Адаптация. Компании, которые вынуждены сокращать штат, предлагают своих сотрудников другим организациям, а робот на базе искусственного интеллекта обзванивает их, проводит экспресс-собеседования и передает подходящих кандидатов рекрутерам с нанимающей стороны. Разработчики отмечают, что к ним обратились уже почти 100 российских компаний, в основном трудоустроить хотят административный персонал, а ищут работников склада и таксистов.
Как показывает опыт прошлого мирового экономического кризиса, первыми теряют работу специалисты с низкой квалификацией. Им, чтобы остаться востребованными и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, необходимо срочно наращивать экспертизу и осваивать новые навыки, в том числе, ставшие особенно актуальными в условиях удаленной работы, цифровые.
Для бизнеса кризис – возможность избавиться от лишнего и повысить свою производительность. Для этого нужно прямо сейчас уделить особенное внимание оценке эффективности сотрудников и в перспективе перенести часть задач на внешних специалистов – онлайн-инструменты помогут сделать это быстрее и задействуя минимум ресурсов.
Солидарны, в настоящее время рынок как никогда переполнен низкоквалифицированными специалистами. Вместе с тем, именно сейчас можно найти толковых людей без опыта работы и сделать из них действительно классных специалистов. Все зависит от развитости системы обучение и наставничества в компании, а также от ее возможностей.
Если смотреть со стороны бизнеса тут все понятно, что нужно делать. Жаль в такие года простых людей которые работают в той или иной структуре, а потом бац. И так люди всегда на дне. А вот разработчики и контенщики в данный момент считай не пострадали.
Думаю, всё-таки все так или иначе пострадали. Уточнял у знакомых: дизайнера, маркетолога и сммщика - у всех либо упало количество заказов, либо сократили персонал (что исходит из пункта 1), либо просто компания приостановила работу (тоже, наверное, из-за пункта 1).
Да, но есть разница спада заказов или например как ресторанный бизнес вообще стал. Или другие виды бизнеса. В таком случае за счастье.