{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Выживут только высококвалифицированные: что ждет рынок труда после коронавируса

После выхода из режима самоизоляции конкуренция среди ищущих работу будет колоссальной, прогнозируют эксперты по подбору персонала. Уже сейчас число безработных россиян достигло отметки 1,6 млн. При этом, IT-специалисты продолжают пользоваться спросом на рынке труда.

Как адаптироваться к новой реальности владельцам бизнеса и рядовым сотрудникам, чтобы первым – сохранить производительность, а вторым – работу, рассказывают эксперты IT-холдинга TalentTech.

Главные советы для HR:

1. Изучите, как меняются организации и какие современные технологические решения способны поддержать взаимодействие людей в смешанной организации. Выберите необходимый инструментарий.

2. Гарантированно понадобятся люди “реаниматоры выручки” и “оптимизаторы затрат” – начинайте собирать список потенциальных кандидатов уже сейчас.

3. Существовавшие до кризиса каналы привлечения пользователей расширятся – осваивайте новые инструменты, которые позволяют привлекать персонал в онлайне.

4. Учитесь работать с самозанятыми и фрилансерами: как их находить, адаптировать, ставить им задачи, контролировать и оценивать их выполнение, как мотивировать и развивать таких людей под цели компании – и как в этом могут помочь цифровые инструменты.

5. На рынке активно развиваются новые формы обучения – учитесь составлять цифровые учебно-методические комплексы, совмещать онлайн-контент с офлайн-взаимодействием, проводить тестирования, разбирать результаты с наставником. При этом нужно будет уметь минимизировать офлайн-взаимодействие обучаемого и тренера.

6. Обратите внимание на обязательные навыки: цифровые навыки (понимание кибербезопасности, работа с данными и аналитика, цифровизация процессов), креативность, умение работать в условиях неопределенности, эмоциональный интеллект, системное мышление.

Санация кадрового потенциала

Во время кризиса бизнес избавляется от рабочей силы, которую не может продуктивно использовать. В странах ОЭСР с 2007 по 2010 годы число рабочих мест сократилось на 15,5 млн. Сокращения особенно сильно затронули работников низкои и среднеи квалификации, а спрос на высококвалифицированные кадры остался высоким или даже усилился.

Так, в IV квартале 2008-го в США уровень безработицы среди людей старше 25 лет рос обратно пропорционально уровню их образования:

  • среди тех, кто не окончил среднюю школу, безработица выросла на 3,1 п. п. до 10,6%;
  • среди окончивших только школу – на 2,4 п. п. до 7,0%;
  • среди получивших высшее образование – на 1,2 п. п. до 3,3%.

Ситуация, вероятно, повторится и в этот раз: высококвалифицированные специалисты быстрее осваивают новые компетенции, успешнее адаптируются к меняющейся реальности и способны генерировать нестандартные решения, необходимые во время кризиса. Повышенная конкурентоспособность более образованных людей на рынке труда объясняется большей гибкостью работников этой категории, их способностью быстрее осваивать новые профессии и виды трудовой активности.

Уже в ближайшем будущем особенное значение приобретут цифровые навыки – понимание кибербезопасности, работы с данными, цифровизации процессов – и все, что касается креативности, прикладного творчества, умения работать в условиях неопределенности, эмоционального интеллекта, системного мышления и аналитики. "После карантина" остро понадобятся специалисты, которые будут способны развивать цифровые каналы взаимодействия, налаживать и управлять коммуникацией людей.

Специалисты из сферы бизнес-девелопмента – так называемые, бизнес-реаниматоры, – понадобятся ближе к концу этого года и началу следующего. Их основной задачей станет поиск возможностей для экономии и точек роста с помощью организационных и технологических инструментов. Это станет одним из источников организационных инноваций для HR.

То, что происходит сегодня, может привести к “оздоровлению” бизнеса: в кризис компании стараются сосредоточиться на главном, ищут нестандартные решения, даже меняют бизнес-модели. Компаниям нужно научиться быстро менять цели, а затем часто, короткими итерациями следить за их выполнением. К примеру, мы разработали специальный набор пульс-опросов на период карантина, который позволяет оценить эффективность и вовлеченность сотрудников в условиях удаленки. Он позволяет рассчитать индекс качества удаленной работы конкретного сотрудника на основе различных факторов: как налажена его коммуникация с руководителем и коллегами, соблюдает ли он баланс работы и личной жизни, способен ли организовать свой рабочий день и какой уровень стресса испытывает.

Эльза Егорова, руководитель продуктов TalentTech.Адаптация и TalentTech.Вовлеченность

Что касается HR-специалистов, то будут пользоваться высоким спросом те, кто смогут ускорить и нарастить эффективность компании. Обязательный пункт – владение цифровыми HR-инструментами.

Молодые в зоне риска

Сокращения, которые станут естественной реакцией бизнеса на кризис, в первую очередь могут коснуться молодежи – именно это произошло после последнего мирового экономического кризиса. Наиболее показателен пример Испании: там с 2008 по 2013 годы уровень безработицы среди молодежи вырос на 28 п. п., а среди работающих испанцев старше 25-ти – на 14 п. п.

Как считают аналитики, так происходит по двум причинам: во-первых, в большинстве случаев молодые специалисты проигрывают более опытным в своих компетенциях, и работодатели в первую очередь сокращают их, во-вторых, срабатывает принцип «последним нанят, первым уволен» (last-in first-out). Ситуацию в Испании также усугубило и то, что испанская экономика восстанавливалась значительно медленнее, чем молодые люди пополняли рынок труда.

Многим придется изменить профиль деятельности и переучиться на другие профессии, более востребованные в новых цифровых условиях. Мы увидим вытягивание рынка вакансий в сторону растущих отраслей: вакансии в онлайн, логистика, медицина, фарма, ритейл и товары повседневного спроса. Осваивать новые навыки можно начинать уже сейчас с помощью онлайн-курсов.

Эльза Егорова, руководитель продуктов TalentTech.Адаптация и TalentTech.Вовлеченность

При этом у многих компаний при оценке навыков возникает проблема: нет матрицы компетенций, непонятно, что именно оценивать и какие результаты нужно получить. Справиться с этим помогают технологии: решения по адаптивной оценке навыков, которые составляют индивидуальный образовательный трек для каждого человека и помогают быстро закрывать конкретные пробелы в знаниях.

Интересно, что в ряде стран в 2008-2009 годах увеличение безработицы происходило одновременно с ростом производительности труда – по всей видимости, из-за того, что работу сохраняли самые высококвалифицированные кадры. Так, в Германии за этот период уровень безработицы даже сократился (с 7,6% до 7,8%), а в США – вырос на треть (с 5,8% до 9,4%), но производительность труда при этом в Германии сократилась в 2009 году на 2,5%, а в США, наоборот, выросла на 2,9%. Поэтому прокачка существующих навыков и приобретение новых, актуальных прямо сейчас, – важное условие для роста эффективности бизнеса.

Переход на гибкие условия труда

После кризиса 2008 года компании массово переводили работников на неполную занятость и срочные контракты – так предприниматели хотели избежать полного увольнения сотрудников. Этой же стратегии часть бизнеса будет придерживаться и теперь. Работники, в свою очередь, уже начинают искать варианты дополнительного заработка.

Аналитики FL.ru зафиксировали бум регистраций фрилансеров в период майских праздников: исполнителей стало в 2,7 раза больше по сравнению с маем 2019, а в апреле количество регистраций увеличилось вдвое. Общее количество заказов также заметно выросло: плюс 73% к значениям сопоставимого периода в мае прошлого года. Мы связываем рост числа заказчиков и исполнителей, в основном, с текущей ситуацией в стране и мире. Многие люди потеряли свой постоянный доход, это подтолкнуло их к поиску других видов занятости. Фриланс остается одной из альтернатив постоянной занятости – те, кто раньше не рассматривал данный вариант, сейчас пришли к нам на площадку, отсюда рост по исполнителям в апреле год к году на 100%.

Анатолий Орлов, исполнительный директор фриланс-биржи FL.ru

В ближайшем будущем наиболее защищенным среди владельцев бизнеса станут те, кто смогут оперативно находить фрилансеров и аутсорсеров и успешно взаимодействовать с ними. Услуги таких работников будут незаменимы для решения непрофильных или периодически возникающих задач, поскольку набирать в штат специалистов достаточно дорого и сопряжено с большими рисками, и особенно – в условиях кризиса.

Поиск и адаптация фрилансеров станет одной из важнейших задач HR-специалистов на ближайшее будущее, которую им придется решать в том числе с помощью цифровых инструментов. Новая цель HR – изучить, как меняются организации, насколько сегодняшние технологические решения способны поддержать взаимодействие людей в смешанной организации, и выбрать необходимый инструментарий.

Бизнес стал искать дополнительные возможности оптимизации расходов и процессов. Держать сотрудника в штате только для редких, непрофильных задач неудобно. Оптимальнее найти исполнителя на проектную работу. Менеджерам в таких условиях важно уметь работать с гибридной формой организации, что, скорее всего, останется востребованным и после пандемии. Владельцам бизнеса полезно провести ревизию существующих компетенций в компании: возможно, не все нужны постоянно, что-то можно отдать фрилансерам, специализированным платформам или аутсорсерам. Следует пересмотреть KPI HR-отдела: сейчас зачастую выделяют только одну функцию – найм – и все KPI настроены на количество нанятых сотрудников. Такое больше не будет работать: теперь он должен быть направлен на закрытие всех потребностей компании с минимальным объемом найма.

Анатолий Орлов, исполнительный директор фриланс-биржи FL.ru

Самозанятым и владельцам мини-бизнеса нужно быть готовыми перепаковать свое мастерство в онлайн: после кризиса это может быть дополнительным форматом взаимодействия с клиентом или отдельным продуктом.

Экстренная цифровизация

Переход на удаленку вынуждает компании активнее использовать системы электронного документооборота и онлайн-инструменты для бизнеса, как, например, Trello или Asana, чтобы контролировать выполнение задач дистанционно, а также Zoom, Microsoft Teams или Google Hangouts Meet, чтобы проводить видеоконференции. Меняются процессы найма – здесь тоже есть возможность для автоматизации, особенно в сегменте массового набора.

Сервисы умеют с помощью искусственного интеллекта самостоятельно оценивать резюме на соответствие вакансии, связываться с кандидатами для первичного скрининга, приглашать их на видеоинтервью, делать запись и анализировать их ответы. Существовавшие до кризиса каналы привлечения пользователей – в том числе соискателей – расширятся за счет массового перехода в онлайн.

В видеоинтервью структура и формат традиционного собеседования сохраняются: все вопросы соискатель слышит впервые, у него ограничено время на ответ и нет возможности перезаписи. Рекрутер или бизнес-заказчик в любое время могут просмотреть видео с соискателем и оценить его навыки. Искусственный интеллект может с точностью до 92% определить, подходит ли кандидат компании, и освобождает рекрутера от рутинных функций в условиях нестабильной экономической ситуации, перехода на дистанционную работу и увольнений на фоне карантина, когда увеличилась нагрузка на HR-специалистов, особенно в медучреждениях, компаниях, осуществляющих доставку, интернет-магазинах. Количество откликов на вакансии выросло в разы, не все компании справляются с массивом данных.

Владимир Ли, CPO решения на базе ИИ Sever.AI

Яростный найм для одних, неясное будущее – для других

В отличие от последнего мирового кризиса, грянувшего в 2008 году, сегодня развитие событий на рынке труда сильно зависит от отрасли. Из-за пандемии и режима самоизоляции одни отрасли переживают тяжелейший кризис (так, обороты в ресторанном бизнесе, по данным Федерации рестораторов и отельеров, упали на 30-90%), а сервисы доставок, курьерские службы и продуктовый ритейл, наоборот, массово набирают сотрудников. Вне риска остаются те, без чьих услуг не обойтись: телеком-компании и предприятия, признанные системообразующими, а также бизнес, который успел вовремя уйти в онлайн, например, dark kitchen и телемедицина.

Эти отрасли сейчас перегружены, в том числе, с точки зрения HR. Поэтому мы решили предоставить возможность медучреждениям, доставкам и малому бизнесу в течение трех месяцев пользоваться базовой лицензией нашей платформы для рекрутмента бесплатно. Этим компаниям нужна поддержка, а наша система с искусственным интеллектом помогает значительно ускорить процесс найма.

Александра Томашевская, СЕО платформы для автоматизации найма Potok.io

Компании, которые уже пострадали от сокращений или, наоборот, нехватки персонала, обращаются за помощью к технологиям. Так, уже почти 100 компаний обратились, чтобы трудоустроить сотрудников или найти персонал через бесплатное антикризисное решение, созданное IT-сервисами TalentTech Potok.io, Sever.ai и TalentTech.Адаптация. Компании, которые вынуждены сокращать штат, предлагают своих сотрудников другим организациям, а робот на базе искусственного интеллекта обзванивает их, проводит экспресс-собеседования и передает подходящих кандидатов рекрутерам с нанимающей стороны. Разработчики отмечают, что к ним обратились уже почти 100 российских компаний, в основном трудоустроить хотят административный персонал, а ищут работников склада и таксистов.

Как показывает опыт прошлого мирового экономического кризиса, первыми теряют работу специалисты с низкой квалификацией. Им, чтобы остаться востребованными и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, необходимо срочно наращивать экспертизу и осваивать новые навыки, в том числе, ставшие особенно актуальными в условиях удаленной работы, цифровые.

Для бизнеса кризис – возможность избавиться от лишнего и повысить свою производительность. Для этого нужно прямо сейчас уделить особенное внимание оценке эффективности сотрудников и в перспективе перенести часть задач на внешних специалистов – онлайн-инструменты помогут сделать это быстрее и задействуя минимум ресурсов.

0
4 комментария
AdAurum 79

Солидарны, в настоящее время рынок как никогда переполнен низкоквалифицированными специалистами. Вместе с тем, именно сейчас можно найти толковых людей без опыта работы и сделать из них действительно классных специалистов. Все зависит от развитости системы обучение и наставничества в компании, а также от ее возможностей.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Если смотреть со стороны бизнеса тут все понятно, что нужно делать. Жаль в такие года простых людей которые работают в той или иной структуре, а потом бац. И так люди всегда на дне. А вот разработчики и контенщики в данный момент считай не пострадали.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кошкарёв

Думаю, всё-таки все так или иначе пострадали. Уточнял у знакомых: дизайнера, маркетолога и сммщика - у всех либо упало количество заказов, либо сократили персонал (что исходит из пункта 1), либо просто компания приостановила работу (тоже, наверное, из-за пункта 1). 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Да, но есть разница спада заказов или например как ресторанный бизнес вообще стал. Или другие виды бизнеса. В таком случае за счастье.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда