Идеальный бизнес-процесс. Какой он? И бывают ли такие?

Идеальный бизнес-процесс. Какой он? И бывают ли такие?

В данной короткой статье автор отвечает на 2 вопроса, актуальных для руководителей, которые управляют бизнес-процессами, и для специалистов, которые разрабатывают (моделируют) эти процессы.

1 вопрос. Какой бизнес-процесс является идеальным?

Показатели

- Быстрый, работает без задержек и очередей

- Имеет оптимальную себестоимость

- Показатели результативности и эффективности (факт) стабильно соответствуют планам и постоянно растут

- Показатели ошибок, дефектов, сбоев (операционные риски) на минимальных значениях

Управление

- Имеет владельца (ответственного) и постоянно действующую процессную команду

- Имеет регламенты и детальные графические модели с постоянной актуализацией

- Выполняется постоянное управление операционными рисками для процесса

Выполнение

- Имеет полное и достаточное обеспечение ресурсами и инфраструктурой

- Имеет высокий уровень цифровой зрелости (или автоматизации)

- Персонал (исполнители процесса) работает в точном соответствии с регламентами (соблюдает их)

- Применяются инновационные решения и технологии (роботизация, искусственный интеллект и т.п.)

Общие параметры

- Соответствует успешным отраслевым и общеотраслевым практикам (моделям)

- Соответствует внутренним, государственным и международным стандартам (при наличии таковых применительно к процессу)

2 вопрос. Бывают ли идеальные бизнес-процессы?

На 100% идеальные бизнес-процессы (по всем перечисленным выше требованиям) чаще встречаются в организациях высокотехнологичных и сильно регламентированных отраслей (банки, финансы, телекоммуникации, ИТ), но таких примеров пока не очень много. Если бизнес-процесс усовершенствован до высокого уровня зрелости (80% по чек-листу), то это уже отличный результат.

Важно понимать, что если один раз вложить большие ресурсы в оптимизацию бизнес-процесса и сделать его идеальным, то это не гарантирует, что он будет таким в течение многих лет. Работа по оптимизации процессов (особенно самых приоритетных) должна проводиться регулярно, хотя бы один раз в год.

Под приоритетными процессами подразумеваются такие:

- на которых организация хорошо зарабатывает (они приносят высокий доход);

- которые являются массовыми (часто выполняются);

- которые имеют постоянные проблемы и риски;

- которые важны для стратегии развития организации;

- для которых установлено много требований со стороны законодательства, органов государственной власти и стандартов.

Материал подготовил: Исаев Роман (www.isaevroman.ru).

--

Больше интересных примеров и полезных методик в нашем телеграм-канале "Бизнес-аналитики, специалисты по бизнес-процессам и орг. развитию".

44
3 комментария

Не бывает идеальных бизнесов, как и людей, к сожалению или к счастью, надо лишь стараться все делать правильно и вовремя!

легче сказать чем сделать🤣идеальные исполнители, показатели, уровень автоматизации и ежегодные оптимизации бываю только в сказках

Об этом сказано - цитата "таких примеров пока не очень много"