Польза ревью в том, что сотрудник получает не общую, а разностороннюю оценку: от руководителей, коллег и подчиненных. Так каждая сторона видит, как ее воспринимают люди, с которыми она соприкасается в разных рабочих контекстах. И это дает самую полную информацию о собственной эффективности.
Интересно, т.к. в моих предыдущих местах работы не было оценок и ревью, сейчас - есть. Хорошо увидеть, как организован процесс со стороны HR
Ну всех подводных камней вам все равно никто не раскроет, поэтому со стороны HR раскрыли вам поверхностно, но очень хорошо!
спасибо, очень интересно!
Ревью нужная штука, но затык тут есть с честностью и откровенностью сотрудника при заполнении анкет
Мне кажется, действительно самое важное - это чтобы участники понимали свою индивидуальную цель прохождения ревью
Здравствуйте! Спасибо, что поделились своим мнением. Нам жаль, что в вашей практике ревью выглядит подобным образом. Хотелось бы отметить, что ревью — это, в первую очередь, инструмент. И конечно, многое зависит от того, как именно, для чего и где его применять. А также от умения его использовать корректно и готовности сотрудников совместно работать над развитием команды (через развитие компетенций каждого отдельного участника). Одна и та же практика в разных местах может работать на разные цели и отличаться по содержанию.
Прокомментирую так, как это видим мы.
1) Чтобы получать полную, корректную и конструктивную обратную связь от коллег, важно, чтобы они умели ее давать. Эта компетенция не приходит сразу, особенно если не было ранее опыта оценки и обратной связи для других сотрудников. Чтобы вероятность полезной обратной связи повышалась, важно обучать сотрудников через предварительную установочную информацию/ встречи/ тренинги, проводить ревью с ними таким образом, чтобы они на собственном примере видели ценность подобных разборов и формировали свои критерии оценки деятельности, а также повышать доверие друг к другу и ценность развития на уровне организационной культуры компании. Конечно, если сотрудник опасается каких-либо последствий для себя в случае откровенной обратной связи (как положительной, так и отрицательной), он будет стараться дать ее максимально нейтральной = бесполезной для коллеги. Также, если сотрудник не видит ценности в оценке, то он не будет стараться сделать ее полной и полезной для другого, не будет анализировать его деятельность. В этом случае процесс становится формальным. Как избежать этого и выстроить развивающую и открытую корпоративную культуру — это тема для отдельной дискуссии.
2) Выбор сотрудников для оценки предоставляется самому человеку. Важно, чтобы анкеты ревью уходили тем, кто действительно в теме работы сотрудника и может поделиться своим видением (даже в рамках отдельного процесса). Сложность в том, можете вы оценить другого или нет, может находиться на этом этапе, если список оценщиков собран не совсем корректно. В случае, если Вы действительно не можете оценить другого, имеет смысл проговаривать это открыто и уточнять, почему сотрудник выбрал именно вас, что он хотел бы от вашей обратной связи. Это можно делать как напрямую, так и обсуждать с HR.
Также узкое место в данном случае может быть в области составленной анкеты: всегда ли понятны вопросы и компетенции, о которых спрашивают. Возможно, имеет смысл что-то уточнить или переформулировать, здесь может быть полезно тоже делиться своими мыслями и впечатлениями с HR или тем лицом, которое определяет методику оценки.
3) Относительно связи ревью и уровня должности и оклада по итогу разбора. В некоторых компаниях процесс ревью напрямую привязан к данным изменениям. Да, такие решения возможны, и у компаний есть на это свои аргументы. Мы много обсуждали это внутри команды и видим следующее ограничение: такой подход даёт возможность сотрудникам манипулировать обратной связью, тогда оценка может ощущаться небезопасной в некоторых случаях. Работая с темой оценки и роста, мы отражаем следующее видение: ревью может быть частью индивидуального плана развития сотрудника, решение же о его росте принимается на основании суммы параметров. Важно, чтобы ревью оставалось развивающей практикой, а не точкой давления, чтобы сотрудники могли оставаться открытыми и заинтересованными именно в профессиональном росте компетенций, который по итогу приводит их к карьерному продвижению.
Мы ещё раз благодарим вас за комментарий. И желаем, чтобы на вашем профессиональном пути встретились те кейсы, которые помогут увидеть пользу развивающих практик.
Гладко пишут на бумаге, но я нигде не видел, чтобы такие ревью проводились не для галочки. Да и откуда мне знать какие стороны у коллеги, если я не его руководитель или ментор? Соответственно, и коллегам обо мне? А чтобы приходила конструктивная обратная связь — это вообще фантастика. По итогу оценка всё равно ставится руководителем «на глазок», и хорошо, если вам повезло с руководителем.
По факту такие ревью используются лишь как предлог, чтобы объяснить, почему не повышают зарплату. Ну и доносить что-то до сотрудников при типичном подходе бесполезно. Они быстро увидят лицемерие от таких заявлений.