Преимущество МоегоСклада — очень сильный коллектив

В 2007 году был создан первый в России SaaS‑сервис по автоматизации управления торговлей и производством для малого и среднего бизнеса. Сейчас МойСклад стал ERP номер один в сегменте малого бизнеса, и во многом это заслуга тех людей, которые работают в компании.

В интервью сооснователь МоегоСклада Аскар Рахимбердиев поделился, кто влияет на развитие продукта, что он больше всего ценит в сотрудниках, как относится к экспериментам в бизнесе и о многом другом.

Аскар Рахимбердиев
Генеральный директор и сооснователь МоегоСклада

— Аскар, расскажи, как появился МойСклад?

— В 2007 году мы с Олегом Алексеевым (сейчас — совладелец и технический директор МоегоСклада) решили создать технологическую компанию для большого количества пользователей.

Мы изначально задумывали, что продукт должен быть именно облачным — тогда в России вообще не было SaaS, и интересно было стать первыми.

Торговля в нашей стране — одна из самых массовых сфер, а облачного продукта для небольших и несетевых магазинов тогда не было. И мы решили его сделать.

— Как разрабатывается МойСклад и кто влияет на развитие продукта?

— Планы разработки составляются с учетом интересов бизнеса, пожеланий пользователей и технических аспектов.

Сначала мы формулируем общую стратегию развития продукта на уровне топов. Определяем цели по каждому сегменту (розница, опт, производство, маркетплейсы) и каждой стране присутствия МоегоСклада.

Дальше начинается работа менеджеров по продукту. Именно они превращают верхнеуровневые бизнес-требования в конкретные планы по доработкам и новым фичам. Продакты не только обрабатывают входящие обращения, но и сами проводят исследования, изучают пользовательское поведение, тестируют сервис на удобство.

Сейчас у нас более 50 000 клиентов, и недостатка в идеях точно нет. Скорее мы постоянно решаем большую задачу — как выстроить приоритеты. В целом стараемся сделать наиболее универсальные вещи, которые будут полезны всем.

Также мы стремимся использовать современные технологии и улучшать продукт в этом направлении. Например, запускался МойСклад как единый монолит, а теперь у нас более 350 интеграций.

— Есть ли разница между управлением компании в 100 человек и в 350? Какая сейчас у тебя зона ответственности?

— Разница очень большая. Когда в МоемСкладе было 100 сотрудников, я достаточно активно вовлекался в работу всех подразделений. При таком подходе весомую роль играла моя личная экспертиза. По мере роста количества людей мои задачи кардинально поменялись, важность собственной экспертизы отошла на второй план. Более приоритетным стало умение найти людей, которые обладают высоким уровнем компетенций в своей области. Сейчас в зоне моей ответственности — наём руководителей отделов, финансовое планирование, маркетинг и стратегия развития компании.

— Что тебе больше всего интересно делать в МоемСкладе?

— Заниматься развитием продукта. Мне совершенно точно не было бы интересно взять готовое, пусть даже хорошее, решение и его продавать. Я стараюсь понимать, как дальше делать МойСклад и что именно разрабатывать, чтобы большему количеству наших пользователей это было полезно.

— Изменилось ли что-то в процессах управления компанией за период 2020‑2024?

— С момента основания компании процессы были выстроены так, что сотрудники могли работать одинаково результативно и в офисе, и удаленно. Все наши инструменты командного взаимодействия всегда были онлайновыми по сути.

После пандемии мы официально перешли на свободное посещение, но отрицательно на эффективности компании это не сказывается. Сейчас 90% сотрудников работают удаленно, при этом они раскиданы не только по разным городам России, но и разным странам.

— Что ты больше всего ценишь в сотрудниках?

— Экспертность, самостоятельность и инициативу.

Человек должен хорошо выполнять свою работу, иметь профессиональное мнение, уметь его доказать и применить на практике. С таким сотрудником не очень просто: у него есть идеи, он спорит, знает, как аргументировать. Это важно. Нам не нужны исполнители-андроиды. Иначе есть риск, что они массово воплотят в жизнь ошибки руководителей.

— А кого никогда не возьмешь на работу?

— Того, кто не совпадает с нами по ценностям. Самая главная ценность у нас по большому счету одна. Мы любим малый бизнес и помогаем ему с помощью нашего продукта.

— Какие планы у компании на ближайшие 5 лет?

— В России мы стабильно растем на 30‑40% в год, и наша первая цель — просто продолжить это делать.

Также планируем дальше развиваться в Центральной Азии: Казахстане, Узбекистане и Киргизии. Для нас это очень перспективный макрорегион, который быстро растет экономически и демографически, поэтому в следующие 5 лет мы ожидаем десятикратного роста. Это вторая цель.

Третья глобальная цель — собрать стартовую клиентскую базу на новом, не русскоговорящем рынке. Сейчас мы работаем с Индией под брендом Kladana, но планируем штурмовать и другие страны.

— Как ты относишься к экспериментам в бизнесе? Расскажи о самом интересном примере.

— К экспериментам отношусь очень позитивно.

Самый интересный кейс, пожалуй, такой. Когда в 2020 году вводили систему СБП с оплатой по QR‑кодам, мы в числе первых ее запустили. Вложились в разработку, сделали интеграции с пилотными банками и с тех пор вообще никак этим не пользовались. Казалось, что этот эксперимент был бесполезным. В 2022 начались проблемы с Visa и MasterCard, и платежи по QR‑кодам стали очень популярны. В итоге вынужденная альтернатива привела к новым возможностям, а наш эксперимент очень хорошо полетел.

— Ты быстро принимаешь сложные решения в бизнесе?

— Скорее нет. Есть компании, где руководитель выступает в роли лидера-визионера. Он говорит сотрудникам: «Все полетели на Марс», и все готовятся полететь на Марс. У нас другая модель.

Преимущество МоегоСклада — очень сильный коллектив, поэтому мы коллегиально решаем какие-то серьезные вопросы. Как правило, самые лучшие идеи приходят в процессе совместного обсуждения.

Но сказать, что решения в МоемСкладе принимаются медленно, тоже нельзя. Мы не сторонники бесконечных митингов и долгих согласований, все вопросы решаем за вполне предсказуемый отрезок времени. При этом не откладываем идеи в долгий ящик, а сразу начинаем делать то, о чем договорились. И это на самом деле — часть ДНК компании.

— Как ты планируешь свой рабочий день?

— Мой рабочий день вполне естественно выстраивается вокруг митингов, которых много. Сейчас минимум 50% времени уходит на рутинные процессы: планирование и созвоны. Оставшееся время использую для решения собственных задач. Чем больше становится компания, тем больше таких регулярных активностей появляется.

— Как ты считаешь, выгорание — это лень или действительно существует?

— Безусловно, выгорание существует. До запуска МоегоСклада был период, когда я не понимал, чем мне хочется заниматься. Потом стартовал МойСклад, и выгорать стало некогда.

Моя мотивация и лекарство от выгорания — наши результаты и успешные проекты. А главное — то, что компания с ростом постоянно меняется. Если бы у нас по-прежнему работали 100 человек, давно бы уже надоело.

— А как ты относишься к неудачам в бизнесе?

— Неудачи воспринимаю спокойно. Если не получилось, но цель достойная — надо думать, как ее добиться. А если после неудачи вы поняли, что цель была не очень, то это повод придумать новую.

— МоемуСкладу больше 17 лет. Чем можно гордиться?

— В свое время мы первыми запустили SaaS‑сервис для учета. Тогда все пользовались ПО из коробки, а мы стали доступными в интернете.

По сути, МойСклад — одна из тех компаний, которая принесла в Россию облачные технологии.

На рынке B2B‑решений есть три основных направления: бухгалтерия, CRM и ERP. МойСклад в сегменте малого бизнеса стал ERP номер один.

— Чем занимаешься в свободное время? Как относишься к чтению бизнес-книг?

— Люблю играть на гитаре.

Раньше много читал профессиональную литературу, но в какой-то момент понял, что в плане обмена опытом для меня гораздо полезнее пообщаться с коллегами. Живого общения с людьми не заменят никакие книги.

— Есть ли примеры историй успеха в бизнесе, которые тебя вдохновляют?

— Мои любимые персонажи — не предприниматели, а музыканты.

Конечно, то, что мы делаем в бизнесе — это хорошо и полезно. Но лет через 100 никто не вспомнит, какая у кого была выручка, а Yesterday люди по‑прежнему будут слушать и играть. Музыка вечна.
11
1 комментарий

Важно, что компания смогла адаптироваться к изменениям на рынке и продолжает расти

1
Ответить