В начале было слово: формула успеха на деловых мероприятиях

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Антон Купринов, исполнительный директор Московского гарантийного фонда, ведущий подкаста «Купринов на связи».

Регулярно в стране проходят деловые встречи, на которых предприниматели делятся опытом, находят партнеров и единомышленников. В моем телеграм-канале ежемесячно публикуется анонс подобных мероприятий в рубрике «Клуб нетворкинга». А нетворкингом тоже нужно уметь пользоваться.

Высокая коммуникабельность, способность быстро заводить связи, ясно и кратко представить свою компанию – это важнейшее конкурентное преимущество для контактов предпринимателя как с аудиторией, так и с одним человеком. Бывает, руководители и собственники компаний отказываются выступать, не знают, как наладить контакт, избегают публичных событий, пропускают важные бизнес-мероприятия, прикрываются занятостью. А ведь часто это страх провала. Поделюсь советами на эту тему гостей моего подкаста «Купринов на связи».

Правило 8 секунд

У выступающего только 8 секунд, чтобы захватить внимание аудитории. Именно за это время люди решают, слушать дальше спикера или нет. Поэтому выступление нужно начинать с самого важного – представить главную мысль. «Мысль эта должна быть яркой, неожиданной, высказать ее надо быстро, сразу в первой фразе, и затем уже доказать. Потому что больше времени не будет: люди сразу определяются с тем, слушать вас дальше или нет. Аудиторию с самого начала надо удивить, шокировать, расшевелить», – объясняет гость моего подкаста тележурналист, бизнес-тренер Нина Зверева.

Люди любят шоу

Надо говорить так, чтобы вас не просто хотели слушать, а запомнили сказанное. Поэтому в речи важно совместить три фактора, которые любит публика: говорить о полезном для нее, о ней самой и при этом развлекать.

Выберите три тезиса, продумайте порядок и постройте структуру выступления. Это поможет выделить главную мысль и не растеряться. С опытом три тезиса будут приходить к вам автоматически.

Голос должен звучать убедительно, важны тембр и темп речи. Спокойная и уверенная интонация вызывает доверие, высокие тона и спешка выдают нервозность. Проверьте, как звучит ваша речь: запишите голос на диктофон, прослушайте свои голосовые сообщения – и вы поймете, что скорректировать.

Беспокойство может выдавать и тело спикера. Часто люди не знают, как встать, куда деть руки. Посмотрите, как ведут себя другие спикеры. Ищите свой стиль, оцените себя со стороны, например на видеозаписи.

Не читайте публике презентацию!

Следующая важная составляющая успешного выступления – презентация. Часто спикер стремится представить на слайдах слишком много информации, длинные абзацы, мелкий шрифт. Худшее, что делает неопытный оратор, – читает текст на слайдах или по бумажке. На экране нужны только интересные цифры или неожиданные факты. Все остальное комментируйте, доносите устно, вербально.

Открою секрет: слайды никто не смотрит. Публике гораздо интереснее предмет в руках или картинка, фотография. В общем, нужно шоу, тогда люди не останутся равнодушными, вы получите шанс получить обратную реакцию и желание продолжить с вами общение.

Помните, что после выступления одни спикеры молча уходят, а вокруг других сразу собирается толпа с вопросами, предложениями, бизнес-инициативами.

Не говорите пустых фраз и не тратьте время

Главное – это не то, что вы сказали, а то, что люди запомнили. Фразы-штампы, такие как «доброго времени суток», неуклюжая реклама («мы лучшие на рынке») портят выступление.

Заранее узнайте продолжительность речи, кто слушатели, время дня, место, обстановку. Утром выступления должны быть максимально четкими и логичными, вечером лучше добавить эмоциональности. Самое сложное – выступать непосредственно до и после перерыва на обед, проголодавшиеся и пообедавшие слушатели с трудом воспринимают информацию. Разбудить аудиторию и привлечь внимание помогут шутка, забавная история, вопросы к аудитории. Если среди публики больше женщин, сделайте акцент на эмоциях, образах, жизненных ситуациях. Мужчины предпочитают детали, факты, статистику.

Бывает, на мероприятии у вас имеется шанс заинтересовать своим проектом важную персону, но есть всего минута, поэтому подготовьтесь, не излагайте подробности, ведь ваша цель в этот момент не мгновенное решение глобальной проблемы, а получение контакта его помощника и просьба о специальной встрече.

Репетируйте выступление

Проговаривайте текст вслух при подготовке. Аудио- или видеозапись покажут, справляетесь ли вы с задачей донесения главной мысли. Заучивать текст наизусть – плохая идея, вы можете сбиться, забыть часть речи. Начинающий спикер может подключать к репетиции коллег, друзей или семью. Хорошо, если они не знакомы с темой выступления, их реакция покажет, что в речи нужно дополнить или убрать, попросите их задать вопросы.

Заранее предположите, какие реплики могут поступить из зала, и избегайте превращения своей речи в монолог. Спикер должен взаимодействовать с аудиторией, хотя бы зрительно и через риторические вопросы. Это возвращает внимание слушателей и делает выступление более живым.

Подготовьте подсказки

Растеряться перед аудиторией может даже успешный и опытный оратор. Быстро восстановить логику повествования помогут заготовки, например небольшие карточки с планом выступления, ключевыми фактами и цифрами. Можно записать информацию в телефон, который удобно держать в руках, незаметно поглядывая на экран. А вот писать всю речь на листах формата А4 не стоит, это слишком очевидная шпаргалка, и в тексте можно запутаться.

Предположите, какие провокационные вопросы вам могут задать из зала, опередите их и сами предложите ответы. Помните, что ни один человек не может быть знатоком во всех областях, поэтому если вопрос окажется вне сферы вашей компетенции, поясните это аудитории, вы всегда можете предложить переадресовать его коллегам. Если вы начинающий спикер, не изображайте из себя опытного, не берите на себя ответственность за решения, которые вы не принимаете и на которые не влияете. Увы, аудитория сразу это видит. Лучше пошутите, смягчите обстановку, искренность и честность всегда располагают к себе людей.

Соберите обратную связь

После выступления соберите обратную связь от организаторов и аудитории. Спросите в перерыве тех, кто сидел в зале, что они запомнили, было ли им понятно. Можно найти высказывания о себе в соцсетях, где люди делятся впечатлениями о спикере. Читайте посты, комментарии и анализируйте, послушайте выступления других спикеров, воспользуйтесь их приемами, попросите у организаторов видео и в спокойной обстановке оцените себя со стороны.

10 основных ошибок спикеров

  • Отсутствие цели и структуры выступления.
  • Заучивание речи наизусть или чтение слайдов.
  • Монотонность и отсутствие эмоций в выступлении.
  • Переизбыток информации в одном выступлении.
  • Уход за рамки регламента и использование времени других спикеров.
  • Отсутствие взаимодействия с публикой.
  • Незнание состава аудитории, ее ожиданий и потребностей.
  • Некомпетентное суждение по профессиональной теме.
  • Отказ от репетиции выступления.

Учтите все эти моменты, когда будете готовить следующие выступления, набирайтесь опыта – и у вас все получится.

11
Начать дискуссию