Калибровка Life Work Balance. Система планирования, которую я развиваю уже 14 лет
У вас бывает ощущение, что год прошел зря? Коллеги влетают на вершины карьерной лестницы, бизнес знакомых активно развивается, друзья объездили весь мир и покупают очередную квартиру? А у нас жопа в огне, мы тонем в рабочих задачах, едва успевая найти время на бытовую рутину, не оставляя время на себя?
Мне кажется, мне удалось создать систему, которая действительно помогает найти тот самый баланс между работой и личной жизнью. Нет, давайте так: найти баланс между личной жизнью и работой, и наконец избавиться от состояния цейтнота.
Я занимаюсь личным планированием с 2010 года, за это время в мою систему планирования вписались самые разные методики. Getting Things Done — как основа, Матрица Эйзенхауэра и метод “съесть лягушку” — как способ делать главное, SWOT-анализ — как способ жить осознанную жизнь, ахаххах, я знаю, что это звучит смешно, но как связан swot c личным планированием читайте дальше.
Короче, это сборник всего моего опыта в планировании за 14 лет. Статья получилась объемной, поэтому делю её сразу же на две части. (вторая часть с инструкциями на каждый день тут) Очень надеюсь, что она найдет своего читателя, поможет найти тот самый баланс и, главное, как и мне, поможет достигать большего.
Теперь кратко о себе. Сейчас я развиваю интернет-банк для юрлиц в «Альфа-Банке», до этого запускал B2B-экосистему в Сбере, до банков работал в VK (ex Mail. ru Group) и «Яндексе», где придумал и запустил «Яндекс Диск». Недавно запустил свой авторский telegram-канал, где пишу про fintech, менеджмент, рефлексирую на тему моей вечной борьбы гедониста и зожника — короче, про всё, что меня сегодня интересует, подписывайтесь!
Баланс между работой и жизнью
Моё окружение часто сетует на отсутствие баланса между работой и личной жизнью. И у меня есть простой ответ: баланса между работой и личной жизнью нет, потому что в их “оперативной памяти” существуют только рабочие задачи.
На работе нас учат планировать: мы верстаем дорожные карты на год, ставим квартальные цели и раскладываем их на двухнедельные спринты. А баланса между работой и личной жизнью у нас нет, потому что мы не ставим себе задачи вне работы: запустить блог или набрать первую 1000 подписчиков, выучить английский, похудеть на 5 кг, купить новый сноуборд.
Как может быть баланс, если мы на самом деле ничего не планируем, кроме работы? Его физически не может существовать.
Корпоративные инструменты
Есть много полезных инструментов и процессов из корпоративного мира, которые мы, как физические лица, не применяем.
В корпоративном мире мы понимаем, что очень важен режим: приходить на работу в одинаковое время, потому что так синхронизируется “рабочий организм”. Все элементы этого “организма” понимают, когда могут рассчитывать друг на друга, привыкают к этому, и так выстраивается рабочий такт.
Понятный рабочий ритм позволяет синхронизировать работу разных подразделений, процессов, людей и, конечно, снижает стресс. Но в личной жизни единицы соблюдают режим и, например, ложатся в одинаковое время. А ведь нашему организму нужен устойчивый ритм — чтобы стабилизировать циркадные ритмы, которые регулируют цикл сна и бодрствования, а также оптимизировать выработку гормонов, таких как мелатонин, регулирующий сон, и адреналин, обеспечивающий необходимую энергию для физической активности и работы. Нарушение циркадных ритмов может привести к проблемам со сном, снижению энергии и ухудшению общего состояния здоровья, так же как и нарушение трудового распорядка дня может снизить эффективность работы и увеличить стресс.
На работе любой корпоративный сотрудник прекрасно знает, что надо планировать: мы верстаем годовые дорожные карты, делаем квартальные планы, декомпозируем цели на задачи в спринтах. В личной жизни практически никто этого не делает.
Нам, физическим лицам, не нужно ничего сочинять — в корпоративном мире уже существуют практики, которые помогут нам в личной жизни.
Бюджетирование
Тема финансов немного не из этого цикла, но хорошо описывает пользу переиспользования рабочих инструментов в личной жизни. В корпоративном мире не надо никому объяснять, что нужно что-то бюджетировать — ты должен выделять бюджет и контролировать его.
Очень мало моих знакомых занимается версткой персонального бюджета. Единицы умеют управлять своим капиталом. У меня, кстати, для этого есть прикольная табличка в google docs, которая позволяет управлять ежемесячным бюджетом и трекать динамику своего капитала в течение года в игровой форме. Если интересно, полайкате пост с этой статьей. Наберем 300 лайков (знаю что много, но и делать публичную табличку непросто) под постом, и я подготовлю для вас такую. Без лайков тоже сделаю, но когда-то в будущем.
У меня есть большие статьи затрат. Например, семейный отпуск, осеннее обновление гаджетов для семьи, страховки, учеба и так далее. Эти вещи невозможно приобрести внезапно вместе, так как это значительная финансовая нагрузка, которую сложно покрыть из одной месячной зарплаты. Чтобы распределить финансовую нагрузку, на помощь приходит практика с работы: календаризация и бюджетирование. Планируя такие затраты заранее и откладывая понемногу, можно избежать необходимости брать кредиты.
Многие люди, которые на работе применяют практики бюджетирования, в личной жизни их игнорируют и поэтому живут "в обратную сторону" — в минус. У многих открыто несколько кредитных карт, и они пытаются погашать траты, которые сделали когда-то в прошлом. А из-за отсутствия бюджетного плана что-то может пойти не так, и часто идет — им приходится платить проценты. Бюджетирование позволяет жить вперед. Я кстати сам таким был :) И одна из моих годовых целей в секции “Финансы” как раз была закрыть долги по кредитным картам.
Жизнь без планирования похожа на спортивное ориентирование на местности без карты. Ты бежишь по лесу в какую-то точку, и без карты это достаточно сложно сделать. Можно добежать и так, но с картой намного удобнее, карта — хороший инструмент, который помогает понять, куда бежать.
Или выходя в открытое плавание, наверное, можно приплыть куда-то и без карты, но гораздо проще это сделать, ориентируясь по координатам.
Поэтому годовой план — это хорошо, можно без него, но с ним понятнее намного.
Дневник — план на год
Впервые с дневником я столкнулся на Executive MBA LWB, где изучают инструменты управления бизнесом, корпоративные финансы, менеджмент и предпринимательство в целом.
Дополнительной веткой моей программы MBA был курс LWB — LifeWorkBalance — он включал вопросы общего развития, лидерства и наслаждения жизнью. Вот там мне рассказали, как планировать год. Причем, как потом выяснилось, это нам преподавала Ланда — достаточно известный коуч. И она дала нам вордовский файл — шаблон дневника.
Он мне тогда не зашел. Я был молодой, искал пилюли успеха, хотел изучать стратегический менеджмент, ахахахах. Сегодня у меня 20 лет работы за плечами, и теперь я понимаю, что мало что понимаю в стратегическом менеджменте. Короче, я не принял истории вроде “как похудеть” или “как найти мужа”. Там еще были бытовые вопросы “что тебя расстраивает”, “что тебя радует”, и в итоге это всё заканчивалось предложением подумать, что бы я сделал по-другому. Ну и картинки там были соответствующие: мужик в гольфах и трекинговых ботинках взбирается на гору — самый такой shutterstock.
И я подумал, ну какая же это кринжатина!
В итоге я на это забил, потому что подумал, мне это не нужно.
А потом у меня уже был курс по стратегическому менеджменту, где нам рассказывали про SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Этот метод был представлен в Гарварде в 1963 профессором Кеннетом Эндрюсом, и сегодня применяется для разработки стратегии поведения компаний.
Прорабывая сильные и слабые стороны своей компании (тогда я руководил своей дизайн студией XQ Design), я вдруг понял, что вопросы из “кринжового файлика” и в SWOT-анализе — по смыслу совпадают. В одном случае меня спрашивают, “что меня расстраивает” или “где я был недоволен собой”, а в другом просят назвать свои слабые стороны — что, по сути, одни и те же вопросы, просто заданы разным языком.
После этого я решил заполнить этот дневник. Cкачать шаблон оригинального дневника можно в моём telegram-канале. Он не потерял своей актуальности и я всем его крайне рекомендую.
Зачем заполнять дневник и как
Дневник на самом деле задаёт тебе достаточно простые вопросы, которые позволяют понять, что для тебя важно, что получается хорошо и к чему ты стремишься. Например, там просят описать ключевые достижения в жизни или каким моментам ты радовался, а какие огорчали.
Даже если ты очень скромный, и кажется, что никаких достижений нет, можно просто написать, какие моменты тебя радуют или огорчают, и с чем это связано — для начала этого хватит.
Колесо жизни
После серии вопросов, дневник плавно подводит к “колесу жизни”, где нужно подумать о жизненных приоритетах: семья, друзья, духовное развитие, спорт, здоровье, работа, карьера.
Не все элементы колеса жизни попали в зону моих интересов. Лично я для себя выделяю несколько зон: здоровье, спорт, нетворкинг, личную жизнь и, конечно же, работу.
Формулирование важных областей жизни, и оценка обстановки в этих областях — важный шаг к сбалансированному развитию в этих областях. По сути, баланс жизни и работы, о котором мы говорили выше, можно визуально отобразить на этом колесе.
Кстати, когда ты сформулируешь важные области в жизни, их можно использовать в трекере задач — для распределения внутри областей. Об этом мы поговорим во второй части статьи. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Личные убеждения и руководящие принципы
Ключевая фишка дневника в том, что через наводящие вопросы ты формулируешь личные убеждения и руководящие принципы, но я проникся этим инструментом буквального несколько лет назад. Первые 10 лет я формулировал их, потому что про это много говорят: “сформулируйте свою миссию, напишите эпитафию” и так далее, и тут в дневнике попросили написать личные убеждения.
Но может я старею или мудрею? И то и то, конечно, но еще я расту по карьерной лестнице, передо мной постоянно усложняются задачи, растет количество подчиненных. Сейчас, например, я отвечаю за команду в 1000 человек, которые занимаются развитием интернет-банка для юрлиц в Альфе. Мир вокруг меня тоже меняется, и вместе с этой нагрузкой катастрофически растет поток входящей информации. А еще постоянно чего-то хочется. В какой-то момент меня просто разрывало на части, хотелось на что-то опереться.
И помощь пришла сверх неожиданно, в одном интервью всем известный предприниматель, начинавший когда-то в Лужниках, сказал: “без радикальных изменений качество жизни не изменится”. Понятно, что тут был свой контекст, но эта фраза впечаталась мне в мозг и я резко понял, что и мне нужно что-то радикально менять.
Я так часто вспоминал эту цитату, что захотел ее где-то зафиксировать, и при очередной итерации заполнения дневника я осознал, что это и было моим личным убеждением, и остается на протяжении уже нескольких лет.
Именно благодаря этому убеждению я решил завести свой личный блог. Хотел делиться своим опытом и мне нужно было радикальное решение, и вдруг я сделал канал — без нормального названия и контент-плана. Посмотрите мой первый пост, я просто утром прочитал это убеждение и понял, что нужно что-то менять.
Это же убеждение помогло мне принять решение бросить пить алкоголь, ложиться до 22, вести встречи на работе не по 60 минут, а по 45. В общем, это убеждение пока для меня отлично работает и всегда помогает думать и что-то делать, чтобы кардинально изменить жизнь к лучшему.
Этот принцип помог мне бросить пить и курить, сократить встречи с 60 до 45 мин, пересобрать команду. Причем, интересно, что он помогал весь 2023 год подумать, что можно сделать по-другому, что надо изменить и закрепить, чтобы жить и работать на качественно новом уровне.
Цели
Апофеоз заполнения дневника это формулирование личных целей на год. И тут в дело идут все прошлые наработки из дневника. Ты фиксируешь области жизни, которыми хочется заниматься. Как уже говорил, у меня это здоровье, спорт, нетворкинг, личная жизнь и конечно работа.
Легче всего дается заполнение секции про работу. Главное, не перетумачить и взять основное. Я стараюсь не брать больше 5 целей в каждую секцию, но для работы все-таки выделяю 10 строк. Я трудоголик :)
Когда я начинал работать с дневником, декомпозировал цели на квартальные, месячные и даже недельные. Сегодня у меня нет потребности в недельном и месячном планировании — слишком много шума, оставляю оптимальное количество ориентиров, чтобы держать их в фокусе внимания.
Я даже думал отказаться от квартальных целей, но не решился. Определенный уровень декомпозиции все-таки должен быть.
Получилось так, что я заменил такую чрезмерную детализацию планов принципами и убеждениями с выделением времени на думание утром — моя интерпретация книги Магия Утра, но об этом уже в следующей статье.
Как работать с дневником регулярно
Этот дневник я заполняю один раз в год, и очень редко перечитываю — он довольно объёмный. Но чтобы постоянно сверяться с его содержимым, делаю executive summary на 1 страницу, которое состоит из руководящих принципов и годовых целей.
Это plain text формат, сохраненный в заметках, который открывается буквально за секунду и весь контент умещается на одном экране (правда, у меня монитор 27 дюймов))))
Послесловие
На первое заполнение дневника мне потребовалось 4 месяца. Безумно сложно отвечать правду самому себе по тем или иным вещам, и ведь до этой правды ещё нужно докопаться. Поэтому 4 месяца. Потом, конечно, быстрее, но всё равно это каждый раз не быстро.
В первый год я получил дофаминовый хэдшот. Я долго отвечал на вопросы, впервые формулировал для себя годовые цели, как мне казалось, экстремально амбициозные, и в конце года, оценив результат, я просто офигел. Офигел от того, как много получилось добиться.
Это был мой личный proof of work, и дневник стал ежегодной привычкой.
Я думаю, это работает очень просто. Формулируя и записывая цель, ты подсознательно стремишься ее реализовать. Возможно, ты даже этого не замечаешь, но при какой-либо управленческой или личной развилке, ты выбираешь трек к намеченной цели.
Фокус внимания переместился на убеждения и принципы. По мере того, как я становился всё большим руководителем, моё внимание ушло в сторону принципов, которые я использую в принятии тех или иных решений.
У меня много таких практических наблюдений, опыта, которым я поделюсь во второй части статьи — там будет про конкретные инструменты и методики, которыми я пользуюсь в ежедневном планировании. Кстати, в своём телеграм-канале я чаще пишу на эти и другие темы, поэтому подписывайтесь!
---
update
Ребят, спустя месяц дописал продолжение статьи. Без лирики, воды и реврайтов. Ловите мануал какие кнопки нажимать, какие теги ставить и каким софтом пользоваться для ежедневного планирования. Читайте тут.
Я фронтенд-разработчик в небольшой команде и 2 месяца назад я чуть не лишился работы. После двух лет в компании, сотен часов переработок и десятков исправленных багов меня собирались уволить. И они были правы.
Чем регулярные задачи отличаются от нерегулярных и нужно ли учитывать регулярные? В чем особенность задач без конкретного дедлайна? Как в приложении Obsidian внедрить чек-листы открытия и закрытия дня, планировать регулярные и несрочные задачи?
Немного статистики о новогодних целях, которые мы ставим перед собой: около 40% людей дают себе новогодние обещания, но только ≈ 10% достигают их или продолжают придерживаться нововведённых привычек к концу года.
Привет, меня зовут Павел Комаровский – и я из тех душнил, которые в начале января усиленно строят всякие акульи планы на год. Так как делаю я это уже много лет, у меня выработался довольно своеобразный подход к процессу, которым я и хотел с вами поделиться – надеюсь, это поможет вам избежать ошибок, которых в свое время наделал я.
Термин HoReCa стал символом профессиональной сферы обслуживания. Стремительно развивающиеся Объединённые Арабские Эмираты представляют собой картину величественных небоскрёбов и современной инфраструктуры, где высокий уровень технологий проявляется в бесконечных возможностях — от автомобилей с автопилотом до диагностики заболеваний с помощью нейрос…
Зачем нужна система учета задач? Стоит ли разделять личные и рабочие задачи? Каким 3 базовым требованиям должен соответствовать сервис для управления задачами? Почему приложение Obsidian — идеальный стартовый вариант для простого и удобного учета задач?
Это до первого серьёзного проекта. Ворк-лайф баланс может быть только в найме, в бизнесе крайне сложно усидеть на трех стульях: семья, работа, хобби.
Это точка зрения, что никогда ничего не получится. Здорово, что она не единственная
Ворк лайф баланс может присутствовать или отсутствовать одинаково и в бизнесе, и в найме. Ключевое не форма, а содержание, т.е. человек. Ворк лайф баланс требует дисциплины, как в найме, так и в бизнесе, а это как минимум начинать и заканчивать рабочий день вовремя и в рабочее время работать, а вне рабочее не работать. Это у многих сбоит, особенно в бизнесе
Вы забываете одну очень важную вещь: мы люди, а не роботы. На выполнение всех ваших задач нужно хорошее здоровье и большой энергетический ресурс. Лет через 10, а может и раньше вас начнет тошнить от своих собственных списков задач. Я очень много изучала разных систем планирования жизни, применяла их, пока не поняла, что произвожу ежедневное насилие над собой. У меня и сейчас есть все эти списки и планы, но теперь я предпочитаю наслаждаться жизнью: я хочу конкретно сегодня делать то, что мне нравится, то, что я хочу делать именно сегодня, а не то, что надо, что написано в этих бесконечных списках. И моя жизнь выстроилась таким образом, что я могу посмотреть на список дел и позволить себе выбрать в этот день ничего не делать или пойти в парк гулять с семьей или делать то, что мне прям сейчас пришло в голову. Наслаждаться, вдыхать полной грудью и чувствовать себя живой. И мне плевать, что от этого страдают какие-то цели. Все эти цели в конечном итоге просто тлен.
Про какие «мои задачи» вы говорите, и почему решили, что я прошу их все выполнять?)
По сути, баланс жизни и работы, о котором мы говорили выше, можно визуально отобразить на этом колесе.
Какой то фейковый инструмент. Каждый раз когда пытался его применять получалось что все сферы (ну кроме семьи может) 3-4 из 10.
А чтобы вывести на более высокий уровень эти сферы надо больше денег.
Чтобы было больше времени тоже надо больше денег.
Короче надо лучше работать, вот и весь инструмент.
Почему фейковый? Обычный. Инструмент. Как теннисная ракетка или штанга. С первого раза не получается, надо приложить усилия. Что вам мешает развивать окружение? Сбрасывать вес, учиться? Выигрывать турниры? Тут важно желание. Попробуйте сначала заполнить дневник, а то вы сразу пишите, что не получается и нужны деньги.