Директор по процессам и организационному развитию

Директор по процессам и организационному развитию

В России есть довольно много организаций, которые профессионально занимаются описанием, оптимизацией и управлением своими бизнес-процессами на протяжении длительного времени. Соответственно есть руководители и специалисты (бизнес-аналитики), которые всё это начинали много лет назад, прошли через множество проблем и испытаний, стали мастерами своего дела.

Профессионализм директора по процессам и организационному развитию (далее – руководитель) оценивается не только по объёму знаний и навыков, а в первую очередь по объёму выполненных проектов. Но особенно большое значение в опыте работы имеет количество сложных рабочих ситуаций, которые удалось успешно преодолеть (приведены далее).

Краткий список трудовых достижений профессионального руководителя

  • Управлял изменениями и успешно оптимизировал бизнес-процессы в условиях экономического кризиса (особенно 2008-2009 годов)
  • Управлял изменениями и успешно оптимизировал бизнес-процессы в условиях глобальной пандемии Covid19

  • Сохранял и продолжал деятельность по процессному управлению в организации в условиях смены высшего руководства (особенно многократного) или смены стратегии

  • Запускал проекты оптимизации бизнес-процессов в условиях сильного сопротивления персонала и преодолевал этот сопротивление

  • Когда высшее руководство не понимало важность оптимизации бизнес-процессов, убеждал и получал одобрение (поддержку) данных работ

  • В условиях недостатка ресурсов и времени выполнял все проекты качественно и в срок

  • Как минимум в одной организации в одиночку своими руками разрабатывал модели всех приоритетных бизнес-процессов

  • Внедрял и применял профессиональные системы бизнес-моделирования (например, Business Studio) не локально в своём управлении, а в масштабе всей организации

  • Находил способы решения сложных проблем в бизнес-процессах (снижение издержек, рисков, очередей), когда никто не знал, как это сделать

  • Создавал процессный офис и команду бизнес-аналитиков в организации с нуля, когда раньше никто и никогда в организации этим не занимался

  • С помощью современных технологий процессного управления и оптимизации добивался существенного улучшения показателей результативности бизнес-процессов (продажи, прибыль, количество клиентов, объём производства и т.п.), что подтверждено статистикой

Если руководитель прошёл через все эти ситуации, то можно сказать, что он испытал практически всё в своей профессиональной жизни, и его будет сложно чем-то удивить.

Главные функции и задачи директора по процессам и организационному развитию

  • Руководство деятельностью процессного офиса или департамента организационного развития (далее – своего подразделения), включая планирование, решение оперативных вопросов, контроль и отчётность
  • Формирование команды специалистов (бизнес-аналитиков) и обеспечение их эффективной работы

  • Обеспечение взаимозаменяемости сотрудников своего подразделения

  • Моделирование, оптимизация, регламентация и актуализация процессов организации (как руководитель работ)

  • Управление разработкой комплексной цифровой модели организации (корпоративной архитектуры)

  • Согласование разработанных нормативных документов (политики, положения, порядки, инструкции, регламенты), согласование форм документов для процессов (приказы, заявления, анкеты, планы, отчёты и т.п.)

  • Управление проектами по своей компетенции

  • Участие в командах (рабочих группах) смежных проектов (в первую очередь в части ИТ и цифровизации)

  • Участие в работе комитетов и коллегиальных органов управления

  • Организация обучения и тестирования исполнителей процессов (персонала) по новым моделям и регламентам

  • Координация работы бизнес-аналитиков в подразделениях (центры компетенции), которые самостоятельно описывают и оптимизируют свои процессы

  • Управление показателями KPI процессов (разработка, мониторинг, отчётность)

  • Контроль и аудит процессов вместе с владельцами процессов и подразделениями внутреннего контроля и аудита (СВК, СВА)

  • Анализ и применение типовых отраслевых решений и успешных практик в области процессного управления, например «Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам», «Сборник типовых моделей процессов для организаций всех отраслей»

  • Анализ инноваций и новых технологий в области процессного управления

  • Управление обратной связью по процессам в организации, обработка предложений (замечаний) от исполнителей процессов

  • Участие в проектах и задачах по оптимизации организационной структуры совместно с департаментом персонала

  • Разработка стратегии процессного управления

  • Участие в разработке стратегии развития организации совместно с планово-аналитическим управлением

  • Участие в проектах и задачах управления операционными рисками совместно с департаментом рисков

  • Организация эффективного функционирования системы бизнес-моделирования (например, Business Studio)

Права директора по процессам и организационному развитию

  • Давать сотрудникам своего подразделения задания (поручения)
  • Контролировать сроки, качество и полноту исполнения функциональных обязанностей и заданий (поручений) сотрудниками своего подразделения

  • Привлекать к выполнению задач сотрудников других подразделений организации в рамках кросс-функциональных рабочих групп, процессных и проектных команд

  • Формировать самостоятельный бюджет расходов своего подразделения в рамках процесса бюджетирования в организации

  • Запрашивать и получать от подразделений организации материалы и документы, необходимые для работы

  • Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних организаций для решения вопросов, входящих в функциональные обязанности

  • Заказывать внешнее обучение (повышение квалификации) для своего подразделения в рамках выделенного бюджета

  • Заказывать внешние консультационные услуги для выполнения проектов и задач в рамках выделенного бюджета

  • Приобретать практические пособия для выполнения проектов и задач

  • Подписывать документы в пределах своей компетенции и полномочий

  • Вносить предложения высшему руководству по совершенствованию работы организации (в первую очередь бизнес-процессов и бизнес-архитектуры)

  • В приоритетном порядке увеличивать количество ставок (штатных единиц) в своём подразделении для целей выполнения критически важных и крупных проектов организации (при согласовании первого зампреда)

  • Другие права, предусмотренные трудовым договором и законодательством

Показатели KPI директора по процессам и организационному развитию

1. Качество работы

  • Индекс удовлетворённости сотрудников организации процессами и регламентами (по опросам)
  • Количество нарушений SLA (Service Level Agreement) со стороны процессного офиса

  • Количество нарушений, выявленных при аудитах системы управления бизнес-процессами

  • Количество претензий (замечаний) к процессам в результате их неправильного или некачественного моделирования или регламентации

  • Текучесть кадров в процессном офисе

2. Время

  • Доля (процент) проектов / задач организационного развития с нарушением сроков выполнения
  • Среднее время (длительность) актуализации / оптимизации процесса (из расчёта на количество моделей)

  • Среднее время (длительность) разработки нового процесса (из расчёта на количество моделей)

3. Результативность и эффективность

  • Количество оптимизированных / актуализированных процессов (за период)
  • Количество разработанных и внедрённых на практике новых процессов (за период)

  • Суммарный рост продаж (производства) по оптимизированным бизнес-процессам (за период)

  • Суммарное снижение издержек (или экономия) по оптимизированным бизнес-процессам (за период)

  • Суммарное снижение фактической трудоёмкости (или времени выполнения) по оптимизированным бизнес-процессам (за период)

  • Суммарное снижение очередей или временных задержек по оптимизированным бизнес-процессам (за период)

4. Текущий статус

  • Доля (процент) актуальных графических моделей процессов
  • Доля (процент) описанных (формализованных) процессов от общего количества процессов

  • Доля (процент) процессов, имеющих показатели KPI и постоянно измеряемых

  • Средний уровень зрелости процессов (по чек-листам)

Автор

Исаев Роман, www.isaevroman.ru

Полезные практические материалы и примеры из проектов по процессному управлению и организационному развитию в наших каналах: Вконтакте и Телеграм. Подключайтесь!

1111
Начать дискуссию