Вы случайно не PHP Middle?
Карьера
hh.ru
4694

Какой срок поиска работы считается нормальным?

Кто-то находится в поисках работы по полгода и больше, а кто-то получает оффер уже через пару недель. Как понять — у вас процесс идет нормально или уже пора начинать волноваться из-за того, что поиск затянулся? Рассказываем, какой срок можно считать нормальным.

В закладки

От чего зависит срок поиска работы

Скажем сразу: универсального для всех случаев срока не существует. Очень условная средняя норма длительности поисков — 2–3 месяца. Но в разных профобластях, регионах может быть своя средняя норма, хотя и она тоже будет очень условной.

Сколько продлится именно ваш поиск, зависит от целого ряда факторов:

  • Актуальной ситуации на рынке труда в целом. За примером далеко ходить не надо: не секрет, что весной, во время пандемии коронавируса многие работодатели вынужденно заморозили процессы найма, а кто-то и вовсе приостановил деятельность (сферы туризма, гостиниц и ресторанов, фитнеса и красоты и так далее), и найти работу стало гораздо труднее;
  • Спроса работодателей на сотрудников вашей специальности, а также уровня конкуренции в соответствующей профобласти. Если специалистов в 7–8 раз больше, чем вакансий, или этот показатель еще выше, то это высокая конкуренция, она осложняет поиск работы. Уровень конкуренции можно отслеживать в разделе статистики на hh.ru — мы называем его hh.индексом (соотношение количества вакансий и активных резюме на сайте). Там же вы увидите уровень спроса и другие важные показатели рынка труда;
  • Вашей стратегии поиска работы: ищете ли вы активно, откликаясь на вакансии, или только пассивно ждете предложений после того, как разместили резюме. Мы знаем, что даже в нормальной ситуации на рынке труда в среднем требуется не меньше 10 откликов на вакансии для того, чтобы получить одно приглашение на собеседование (конечно, без гарантии, что по итогам этой встречи вы получите приглашение на работу и примете его);
  • Соответствия вашего опыта и навыков требованиям рынка труда, а также соответствия ваших ожиданий от работы реальным предложениям на рынке. Бывает, что поиск продолжается долго, потому что соискатель не согласен на те зарплатные условия, которые предлагают в большинстве вакансий, но при этом работодатели, к сожалению, не готовы предложить ему столько, сколько он считает оптимальным, — столько предлагают специалистам более высокого уровня;
  • Специфики организации процесса подбора сотрудников в вашей отрасли или у работодателей определенного типа (где-то решения принимаются быстро, без лишней волокиты, где-то требуется много длительных согласований кандидатуры, где-то кандидатам дают объемные тестовые задания, где-то тестовых заданий вообще не бывает).

Все эти факторы действуют совокупно. Можно быть представителем супервостребованной и дефицитной профессии (например, редким ИТ-специалистом), получать по несколько предложений о работе в неделю, но искать подходящую работу больше года — потому что ни одно предложение не соответствует полному набору пожеланий к будущей работе. Чем шире перечень ожиданий от работы и чем выше планка этих ожиданий, тем труднее найти такое идеальное место. Это естественно.

Когда соискатель начинает искать работу, то наиболее активен он первые 2–3 месяца. Именно этот период считается условной средней нормой поиска работы. Человек активно откликается на вакансии, ездит на собеседования и в некоторых случаях успевает получить оффер. Однако я не случайно назвала норму условной. На время поиска работы влияют различные факторы, например дефицитность профессии, специализация, активность кандидатов и работодателей, конкуренция, трансформация самого процесса подбора и в целом экономическая ситуация.

Последние несколько лет рынок труда стал более конкурентным. Компании более тщательно подбирают кандидатов, чтобы нанять лучших из лучших. Поток кандидатов растет, поэтому рекрутеру нужно больше времени, чтобы изучить резюме кандидата и решить, кого приглашать на собеседование. Еще один тренд — использование нескольких этапов отбора, особенно в крупных компаниях, что удлиняет сам процесс найма. Вполне нормально при трудоустройстве в компанию сделать тестовое задание и провести несколько очных встреч с руководителями, а загрузка последних так велика, что они не всегда доступны день в день. Кандидаты тоже достаточно избирательны и зачастую хотят работать в конкретных компаниях или на конкретных условиях, отклоняя другие предложения. В таких случаях такой поиск может длиться и до 6 месяцев, что тоже нормально.

Мария Игнатова
руководитель Службы исследований hh.ru

В каких профобластях полугодовым сроком поиска работы никого не удивишь

Служба исследований hh.ru провела опрос 11 тысяч соискателей. Мы выяснили, что длительный период поиска работы (свыше полугода) наиболее характерен для представителей определенных профобластей, а также, к сожалению, для соискателей старше 45 лет (про сложности, связанные с возрастом, мы скоро представим отдельное большое исследование).

Кто чаще всего ищет работу по полгода и более

Мы спрашивали участников опроса, как долго они находятся в поиске работы. Вот топ-6 профобластей, среди представителей которых оказалась наиболее заметной доля тех, кто ищет работу более полугода:

  • Высший менеджмент* — 33% находятся в поиске больше 6 месяцев;
  • Юристы — 26% находятся в поиске больше 6 месяцев;
  • Безопасность — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев;
  • Наука, образование — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев;
  • Госслужба — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев;
  • Производство, сельское хозяйство — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев.

*Профобласти на hh.ru представлены теми соискателями, которые отнесли свои резюме к соответствующей профобласти. Поэтому в категорию «Высший менеджмент» на hh.ru часто попадают не только топ-менеджеры крупных компаний, но и руководители абсолютно разного уровня (например, начальники небольших отделов, заведующие аптеками и так далее).

Попробуем на примере этих областей показать, с чем связан длительный срок поиска работы.

Среди представителей высшего менеджмента, юристов и сотрудников госсектора традиционно один из самых высоких уровней конкуренции за рабочее место: соискателей в этих сферах обычно раз в 8–10 больше, чем вакансий для них. А в настоящее время конкуренция стала еще выше: например, юристов стало в 9, а топ-менеджеров в 14 раз больше, чем вакансий для них.

При этом человек, претендующий на руководящую позицию, как правило, выбирает подходящее место очень тщательно и вряд ли согласится на первый попавшийся вариант. А решение о найме руководителей обсуждается и принимается в организации всегда дольше, чем решение о найме рядового специалиста.

Конкуренция, плюс ожидания соискателя выше среднего, тщательный отбор вариантов и долгий процесс принятия решения со стороны работодателя — всё это в сумме превращает поиск работы в длительный процесс. Поэтому для категории высшего менеджмента искать работу больше двух-трех месяцев и даже больше полугода — вполне нормально. В категории госсектора решение о найме тоже принимается, как правило, не быстро.

У юристов длительный поиск обусловлен тоже высокой конкуренцией, а также нередко — несоответствием ожиданий соискателей условиям работы, которые предлагают работодатели (прежде всего в части уровня зарплат).

В производственной сфере конкуренция между соискателями низкая, специалисты востребованы, однако и здесь высока доля тех, кто долго находится в поисках работы. В чем же дело? Проблема в том, что соискатели в этой сфере часто не соответствуют ожиданиям работодателей. Представители старшего поколения зачастую не знакомы с новыми современными производственными технологиями, но и молодежь тоже часто не соответствует требованиям современных реалий, потому что программы вузов инженерной направленности морально устарели. В результате и те и другие подолгу не могут найти работу, а работодателям подолгу не удается закрыть вакансии.

Кто реже всего ищет работу по полгода и более

Ниже перечислены профобласти, среди представителей которых оказалось меньше всего тех, кто ищет работу более полугода:

  • Туризм, гостиницы, рестораны — 8%;
  • Спортклубы, фитнес, салоны красоты — 11%;
  • Маркетинг, реклама, PR — 13%;
  • Автомобильный бизнес — 13%.

В чем особенность этих профобластей? Они (кроме маркетинга и рекламы), отличаются «легким входом». Дело в том, что:

  • Работа в сфере обслуживания есть почти всегда (но период неожиданной пандемии временно нарушил это правило, перевернув привычный жизненный уклад людей);
  • Особых сложных навыков для работы в этих сферах обычно не требуется;
  • Завышенных требований друг к другу работодатели и соискатели, как правило, не предъявляют;
  • Процесс найма простой и быстрый.

Совокупность всех этих причин обеспечивает хорошие шансы найти работу быстро. Но, разумеется, лишь в нормальных реалиях рынка, а не когда вся сфера обслуживания закрыта из-за эпидемии.

Что касается сферы маркетинга, рекламы и PR, то она отличается относительно невысоким уровнем конкуренции за рабочие места при довольно высоком спросе на таких специалистов у работодателей, и нет большого разрыва между требованиями (ожиданиями) и реальностью.

Представителям каких профобластей сложнее всего искать работу

Мы также спросили участников нашего опроса, насколько сложно, по их ощущениям, искать работу. Вот как распределились ответы:

  • Очень сложно — 43%;
  • Скорее сложно — 41%;
  • Скорее несложно — 6%;
  • Совершенно несложно — 2%.
  • Затруднились с ответом 8%.

Топ-7 профобластей, среди представителей которых оказалось больше всего тех, кому искать работу очень сложно, выглядит так:

  • Сервис — 59%;
  • Высший менеджмент — 55%;
  • Юристы — 52%;
  • Банки, инвестиции, лизинг — 49%;
  • Безопасность (это прежде всего сотрудники охраны) — 49%;
  • Государственная служба — 48%;
  • Искусство, развлечения, массмедиа — 48%.

Топ-4 профобластей, среди представителей которых оказались самые незначительные доли ответивших, что искать работу очень сложно:

  • ИТ, интернет, телеком — 35%;
  • Консультирование — 36%;
  • Начало карьеры, студенты — 38%;
  • Добыча сырья — 39%.

Во всех остальных профобластях доля выбравших ответ «очень трудно» составила от 40% и выше.

А вот как выглядит топ-9 профобластей, среди представителей которых оказалось больше всего тех, кому искать работу скорее несложно или даже совершенно несложно:

  • Автомобильный бизнес — 14%;
  • ИТ, интернет, телеком — 13%;
  • Домашний персонал — 12%;
  • Строительство, недвижимость — 10%.

В остальных профобластях доля считающих, что искать работу легко, оказалась меньше 10%.

Данные из этой статьи можно использовать как ориентир: если ваша профобласть оказалась среди тех, представители которых отметили большие сложности с поиском работы, или среди которых велика доля ищущих работу по полгода, значит, вряд ли стоит рассчитывать на быстрые результаты поиска. Но главное — это сигнал к тому, что искать нужно очень активно, уделяя этому время каждый день (как минимум — просматривая рекомендованные вакансии и откликаясь на подходящие), и начинать сразу, как только вы остались без работы, а в идеале — заранее, как только поняли, что предстоит расставание с текущим работодателем. Если же ваша профобласть — из тех, в которой найти работу несложно (например, вы представитель дефицитной специальности), но в вашем случае поиск затянулся, то стоит проанализировать свои опыт, резюме и стратегию поиска.

Крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутмента.
{ "author_name": "hh.ru", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 17, "likes": -3, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 141909, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 14 Jul 2020 11:23:19 +0300", "is_special": false }
Insense
Российская платформа Insense стала первым в России креативным партнером Facebook
Российская платформа для создания и оптимизации мобильного контента в Instagram и Facebook получила статус партнера…
Объявление на vc.ru
0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

С 17.10.19 в поисках работы на сайте hh и джобмо, опыт с 2008 в логистике.Итог-сижу дома,так как или за 40-45 ездить на другой конец Москвы/ области или искать лучшие условия,так как на 40/45 при оплате проезда,квартплаты и ежемесячных расходах остаётся только ВЫЖИВАТЬ,печально,что в нашей стране таких как я большинство.Слишком много вакансий с недостоверной информацией, что приводит к бесцельной трате времени и денег.

Ответить
0

У меня опыт в логистике с 1999 года, DHL, Маерск и другие известные и не очень компании. 49 лет. С декабря 2019 по настоящее время по логистике ни одного предложения. Предлагают оператор колл центра, агент по недвижимости, агент по страхованию и т.п.

Ответить
1

Если бы сервис hh не скрывал от работодателя контакты соискателей, срок поиска работы существенно уменьшился бы, не так ли?

Ответить
0

Не так. Поконтактный доступ вступит в силу с 1 августа. Анализ, по которому написан данный материал, сделан в период до 30 июня включительно.

Ответить
0

Сервис и сейчас тщательно убирает из резюме контактную информацию, чтобы не дай Бог, с соискателем не связались и работу не предложили.

Ответить
2

От незалогиненных пользователей, конечно, скрываем контакты. Вы приложили скрин как раз неавторизованной зоны hh.ru.

Ответить
0

Предлагаю вам, как представителю сервиса hh прекратить валять дурака и признаться, что сервис намеренно искажает загруженные резюме (удаляя контакты) и затрудняет доступ работодателя к контактам соискателей ради наживы. А потом идёте писать о том, как долго соискателям искать работу.

Ответить
3

Мы не можем сделать публичными контактные (=персональные) данные соискателей любому неавторизованному пользователю на сайте. Модель монетизации нашего бизнеса всегда была ориентирована на работодателя. Это общепринятая практика большинства джоб-сайтов в России и мире.

Ответить
0

Итак сервис продает данные работодателю. А позвольте поинтересоваться, каков источник этих данных, наверно их где-то покупают за деньги или сотрудники сервиса сами проводят собеседования и составляют резюме? В соглашении Соискателя сказано, что сервис не может быть агентом и перепродавать его данные, поэтому их не включил в список вариантов.

Ответить
0

Сервис продает услугу доступа к базе резюме, в которой с 1 августа будут ограничения на открытие контактов.

Источник данных в резюме:
Размещение Соискателем персональных данных на Сайте в виде Резюме может производиться как непосредственно самим Соискателем путем заполнения специальной формы на Сайте, так и автоматически — путем предоставления Соискателем согласия Сайту (а также другим сайтам) программно или иным способом получить (передать) персональные данные для составления Резюме с другого (других) сайтов, на которых расположены персональные данные Соискателя с его согласия. При передаче персональных данных с другого сайта Соискатель идентифицируется по электронной почте и телефону, указанным им при регистрации на Сайте.

Ответить
0

В приведенном вами фрагменте нет упоминания коммерческой заинтересованности Соискателя, поэтому будем считать это безвозмездной основой. Итак, что же получается, поправьте, если в чем не прав:
1. Соискатель на безвозмездной основе публикует на Сервисе своё резюме
2. Сервис перед публикацией модифицирует контент Резюме, удаляя из него контактную информацию
3. Сервис продаёт полную версию Резюме Соискателя Работодателю.
Возникают следующие вопросы:
а) сервис не выкупал права на контент резюме, но модифицировал его перед публикацией - по какому праву?
б) сервис не получал согласие на ограничение доступа к опубликованному резюме, но ограничил доступ (к полной версии) - на основании чего?
в) риторический вопрос этики: от Соискателя сервис просит полно и честно заполнить данные, якобы для ускорения встречи с Работодателем, но сервис тут же делает все возможное, чтобы Работодатель замучался искать контакт Соискателя. А потом статья на vc про несчастного Соискателя сервиса hh.ru.

Ответить
0

Ознакомтесь, пожалуйста, с соглашением об оказании услуг по содействию в трудоустройстве. Там есть ответы на все ваши вопросы.
https://hh.ru/account/agreement

Открытие контактов будет происходить одним кликом в резюме. Мы делаем все возможное, чтобы "работодатель НЕ замучался искать контакт соискателя", используя вашу терминологию.

Ответить
0

Да мы люди не гордые, прочитаем:
Обязательства Исполнителя
Исполнитель обязуется:
3.1.2 предоставлять доступ Клиентам Сайта и Анонимным пользователям Сайта к Резюме Соискателя;
- а мы ранее в ходе дискуссии выяснили, что вместо Резюме (содержащее ФИО и контакты как неотъемлимую часть) сервис предоставляет доступ к какому-то другому произведению, обрубку. А собственно к Резюме доступ не предоставляется ни Клиентам ни анонимным пользователям. Противоречие Соглашению получается.

Ответить
0

Да, именно поэтому анонимным пользователям видно все резюме, кроме фото и контактных данных.

Ответы на ваши вопросы есть в п.7.1. и 7.4.

Ответить
0

Не то, там речь про ПД, а я намеренно применяю термин Контактных данных. Почему-то ДР, период обучения и специальность ВУЗа, места и должности не удаляются (а по ним можно однозначно определить субъекта персональных данных), а емейлы или телефоны сами по себе не являются ПД. Если вы настаиваете на версии ПД, по 152-ФЗ я имею право поинтересоваться, кому конкретно и когда сервис их предоставлял третьим лицам, но это уход от темы, почему контакты вырезаны из резюме.

Ответить
0

Согласна полностью. Работодатели нас не находят в большинстве своём.

Ответить

Комментарии