Есть ли жизнь после HR?

Спешу разочаровать всех любителей позлорадствовать в комментариях под постами с историями о неудачных опытах взаимодействия с моими коллегами по цеху - нет, речь не пойдет о том, действительно ли существует дивный красочный мир адекватных работодателей за преградой этих непонимающих и не ценящих ваш уникальный опыт эйчаров, задающих заскриптованные вопросы с имитацией заинтересованности в ответах, нет.

В этот раз мне захотелось логически продолжить коммуникацию с вовлеченными в рынок труда сторонами и, после монологов в сторону соискателей и работодателей, молчаливо порассуждать с HR о долгосрочных перспективах нахождения в нашей профессии.

В самом начале, пожалуй, сразу стоит оговориться, что моё восприятие и мои размышления существенно зависят от сферы деятельности компаний, внутри которых я развиваюсь уже 8 из общих 10 лет своего опыта – сферы рекламных агентств. Безусловно, в других направлениях бизнеса у моих коллег может даже близко не возникает подобных философских вопросов, однако в моей реальности, где ребята могут дорастать до вполне приличных HRD (опять же – в рамках нашего рынка) в среднем в 26-28 лет, невольно задумываешься – а что там дальше, за порогом роли HRD? Что я должен делать, когда для этого моего мира я стану эйчаром, который в силу возраста уже не сможет столь же органично и эффективно быть эпицентром развития корпоративной культуры внутри молодой команды? При этом, под «возрастом» я подразумеваю рубеж всего лишь 38-40 лет примерно. Я никого не стремлюсь этим задеть или обидеть, но как-то вот успел у меня в голове закрепиться тезис, что в 40 лет я внутри рекламы стану никому не нужным HRD. А поскольку сам я успел получить руководительскую «лычку» еще в 25 (конечно же ни черта управленческого в моей голове на тот момент еще не было, даже на уровне «45 татуировок»), было достаточно времени порассуждать с самим собой на эту тему.

Собственно, этими рассуждениями мне и захотелось поделиться в надежде увидеть единомышленников или поучаствовать в любопытных аргументированных дискуссиях.

Итак, мне 31, я работаю в рекламе, до вымышленного мною же потолка осталось лет 6-7, что делать и куда бежать, какие есть варианты?

1. Переход в другое направление бизнеса.

Как будто бы логично, правда? Нужно просто плавно шагнуть в сторонку от рекламного мира и оказаться в индустрии, где самые ценные для бизнеса качества у эйчара развиваются до должного уровня как раз после ~35, а продолжительность профессиональной востребованности больше с существенным запасом. И жаловаться на переучивание неуместно – твоя профессия остается такой же, меняется лишь окружающая терминология и разнообразие психотипов твоего коллектива.

Но, во-первых, не могу отделаться от мысли, что жалко просто убирать на дальнюю полку все накопленные знания о профессиональной среде и конкурентах, весь нетворк и половину списка контактов в пока еще не запрещенном мессенджере. Ну а вдруг без этого ценного воображаемого «чемоданчика» сведений ты стоишь уже не так дорого?

А во-вторых, я убежден, что для специалистов бэк-офиса работа поистине интересна (а от этого и более продуктивна) только тогда, когда им искренне нравится или хотя бы любопытен продукт, создаваемый компанией, нравится быть его частью, пусть и зачастую невидимой. Думаю мало кто будет спорить, что рекламная индустрия, при всей её неоднозначности, для многих привлекательна именно по этому критерию, а значит, сложно найти для себя равноценную отрасль.

2. Рост в операционного директора.

Опять же, логика в целом прослеживается. В роли HRD ты зачастую выступаешь в качестве связующего звена во многих процессах, где задействованы сразу несколько отделов, при необходимости включаешь режим третейского судьи в конфликтных ситуациях, помогаешь командам найти общий язык. По прошествии времени работы в компании планомерно растет процент сотрудников, которые были наняты с твоей помощью, а значит, твоя возможность влиять на различные внутренние алгоритмы, помогая при этом бизнесу, тоже увеличивается. А чем еще, казалось бы, занимается операционный? Но опять-таки у меня 2 стоп-фактора:

1) Невозможно занимать эту позицию, просто зная кто есть кто и как добиться от коллег требуемой информации в срок. Необходимо практически на одном уровне с финансовым директором разбираться в P&L, разбираться в юридических аспектах документооборота и еще глубже вникать во многие процессы создания продукта. И, конечно же, быть готовым решать проблемы самого различного уровня. В целом, этот пункт не выглядит невозможным, вопрос желания, времени и подходящих наставников.

2) Роль эйчара подразумевает достаточно близкий контакт с людьми, эмпатичность, подвижность ума и готовность быстро переключаться между задачами, корректируя приоритет в зависимости от окружающих рыночных обстоятельств. В роли же операционного к этому списку добавляется усидчивость, скрупулезность, готовность настойчиво расписывать и внедрять доработки процессов, работа с отделами в том числе в обезличенном формате. Конечно же, существует большое количество коллег, способных добавить в свой арсенал все вышеперечисленное и успешно продолжить свое развитие в новой ипостаси. Но лично для меня это не соответствует моей комфортной органике существования в рабочей роли – привыкнув управлять этими незримыми нитями человеческих взаимоотношений, я просто заскучаю при переходе в административную функцию сопроводителя важных процессов. И я даже успел получить яркое подтверждение этому в рамках небольшого задания на стратсессии.

Полагаю, некоторые коллеги мысленно согласятся с мыслью «нам подавай разностороннюю работу с необъятными внутренними мирами людей, а не вот это все».

3. Перейти в самостоятельное путешествие в качестве коуча, карьерного консультанта или *любое другое популярное название*

И не надо с важным видом в очередной раз фыркать в эту сторону, коллеги. Я и сам прошел все стадии от недоумевания до сдержанного признания такого явления, как коучи разных форматов.

Поначалу и мне было непонятно, зачем кто-то платит за настолько очевидную для меня информацию? Почему на различных конференциях и мероприятиях, на которых я не услышал кардинально новой информации, такое большое количество людей жадно записывало в блокноты каждый тезис спикеров? А я вот бесплатно те же советы и рекомендации друзьям даю, зачем платить-то за такое?

Но по прошествии времени (с надеждой считаю, что помудрел) вопрос переформулировался – а почему кто-то умудряется упаковывать и продавать за хорошие деньги знания и опыт, которыми и я тоже обладаю? Из этих же размышлений сформировалось постоянное правило, которое я уже упоминал в одной из предыдущих публикаций – даже если для меня какая-то информация очевидна и банальна, для других она может быть довольно полезной и новой.

Однозначно, для такого перехода необходим невероятный вклад в развитие личного бренда и своих соцсетей (чем лично я похвастаться вообще не могу). Но это тоже не невыполнимо.

4. Сломить свой собственный стереотип.

Пункт как будто из письма себе будущему. Никто не запрещает отбросить в сторону все сомнения, самим же надуманные, доказать себе и рынку, что в любом возрасте я профессионал в самом расцвете сил и так далее. Но если бы была у меня такая готовность, не нужно было бы и все эти размышления раскладывать по полочкам и трать свое и ваше время.

5. Найти не самый очевидный, но потенциально самый комфортный путь.

В какой-то момент в моем агентстве в очередной раз встал вопрос найма PR-специалиста, который будет продвигать наш бренд к славе и величию. И в процессе собеседований неожиданно стало понятно, что для пришедшего к нам человека самым полезным на первых порах коллегой буду оказывается я.

За 2 года работы я собрал 90% нашей команды, хорошо понимаю, каким образом от различных коллег добиться информации, вовлеченности или помощи – кого просто попросить и потом уверенно «подопнуть», кого заставлять, кого шантажировать, а кого достаточно заинтересовать общим делом. Одним словом, стандартный набор манипулятивных знаний HRD. Сюда же относятся знания сильных сторон всех ребят для PR-составляющей, всех участников проектов с потенциальными кейсами для публикаций или премий, всех проектов в работе в целом. И, конечно же, прокачанный за 2 года скилл согласования необходимых затрат с CEO. Одним словом, все то, что я писал в пункте про операционного директора, только применение в другом направлении.

Добавив сюда очевидный факт, что коммуникация в инфополе продвижения бренда агентства в целом и HR-бренда в частности очень схожа между собой, зачастую пересекаясь, я получил для себя возможность расширить зону ответственности, присоединив столь же интересные задачи. Да, роль «менеджера по коммуникациям», отвечающего за примерно схожий симбиоз, не нова, но объединить это под собой уже на управленческом уровне мне до этого не придумалось.

Конечно же, я не заявляю себя экспертом в пиаре. Я скорее выступаю в качестве ценного координатора внутренних источников и ресурсов для максимально быстрой и эффективной реализации списка идей PR-активностей. И ответственность за этот блок позволяет мне мысленно продлить срок собственной востребованности внутри текущей компании как минимум.

У всего этого словоохотливого монолога не будет какой-то морали или призыва в конце. Я просто поделился своей историей и своим философским видением потенциального роста за рамки HR, отталкиваясь от той сферы, в которой нахожусь. Как и всегда, я надеюсь, что пару минут, потраченных на это чтиво, могут преобразоваться у вас в голове в собственные любопытные рассуждения. Да, может быть это все в целом очевидные вещи, но, возвращаясь к пункту №3, даже за такое иногда просят деньги)

33
Начать дискуссию