Как найти мотивацию для учёбы и профессионального роста

Мотивация — это сила, которая помогает нам заниматься всем, чем мы занимаемся: от карьеры до хобби. Иногда она пропадает — и это нормально. Можно ли обойтись без мотивации? Да, можно. Человек может работать и заниматься другими делами, руководствуясь исключительно силой воли, но долго он так не продержится. Мотивация поддерживает нас, даже когда возникают сложные внешние обстоятельства и препятствия, и помогает не опускать руки.

Как найти мотивацию для учёбы и профессионального роста

Как не терять мотивацию, рассказывает Юлия Аравина, наставник на курсах «Управление командой» и «Инструменты для начинающего руководителя» в Яндекс Практикуме и автор телеграм-канала «Жить наполненно».

Какой бывает мотивация и почему она пропадает

Мотивация бывает трёх видов:

  • Внешняя. Стимул — похвала и поощрение от окружающих, возможность получить желаемый статус. В долгосрочной перспективе может быть не очень устойчивой.
  • Внутренняя. Ощущение смысла и ценности для конкретного человека. Более устойчива, чем внешняя мотивация.
  • Комбинированная. Стимул — внешние атрибуты, однако также присутствует их ценность для самого человека. Как и внутренняя мотивация, комбинированная хорошо работает в долгосрочной перспективе.

Чаще всего мотивация сходит на нет, если человек:

  • Не организовывал поддерживающую среду. Это особенно важно для долгосрочного обучения. Занятия необходимо внести в расписание и систематически уделять им время — иначе всегда найдётся что-то более важное и срочное, а на учёбу времени не хватит.
  • Не готов к новым сложностям. Если подойти к обучению или карьере недостаточно осознанно, есть риск, что при первых сложностях руки опустятся. Завышенные ожидания к себе на старте также могут стать причиной того, что мотивация пропала.
  • Занимается не своим делом. А цели, которые он ставил перед собой, были ему навязаны. Например, сейчас многие переходят в сферу IT, потому что есть ошибочное мнение, что в IT можно ничего не делать и получать огромные деньги. И когда человек сталкивается с первыми трудностями, он понимает, что хотел не этого. Его мотивацией было повышение дохода, а не углубление в профессию и развитие как специалиста.

Мотивация во время учёбы: почему пропадает, как поддерживать

Есть несколько причин, по которым мотивация в начале обучения может пропасть.

Как найти мотивацию для учёбы и профессионального роста

А вот что можно делать, чтобы мотивация на время обучения не пропадала:

  • Напоминать себе о первоначальной цели. Для чего я решился на обучение, может ли оно изменить мою жизнь в лучшую сторону? Если ответ «да», сразу окажется, что усилия стоят того, чтобы их прикладывать. Следующим шагом будет — изменить инфраструктуру своей жизни, построить удобный график и интегрировать в него обучение.
  • Делегировать другие обязанности. Большинство студентов Практикума — взрослые люди, которые работают, занимаются семьёй, домашними делами, хобби и так далее. Чтобы интегрировать в график учёбу, иногда стоит делегировать какие-то другие дела. Например, попросить супруга забирать детей из садика, а освободившееся время уделить обучению.
  • Быть готовым отложить какие-то дела на короткое время. Иногда — например, во время сдачи учебного проекта — приходится уделять учёбе больше времени. Многие студенты делятся, что в такое время им приходится откладывать встречи с друзьями или отказываться от каких-то развлечений в пользу обучения. Чтобы такие периоды проходили без лишнего стресса, стоит напоминать себе о первоначальной цели обучения. Также очень помогает поддержка близких — они не будут обижаться на то, что вы отложите встречи с ними на какое-то время.
  • Отказаться от иллюзии, что учиться можно «между делом». Бывает, что мы откладываем выполнение домашнего задания, прохождение учебного тренажёра и т. д. на то время, когда будем ехать в метро на работу, на обеденный перерыв или какой-то другой небольшой промежуток времени. Микролёрнинг — вещь хорошая, но всегда есть риск, что человек не успеет достаточно погрузиться в материал и учёба не принесёт желаемых результатов. Выход — заносить учёбу в расписание и не относиться к ней с излишним перфекционизмом.
  • Использовать разные техники:
  • Техника «три простых дела». Наш мозг устроен таким образом, что он ищет удовольствия здесь и сейчас. Поэтому желание вместо учёбы отдохнуть и посмотреть фильм может быть сильнее, чем предвкушение успешной карьеры через три-четыре года. Об этом нужно помнить и, чтобы «обмануть» мозг, делать процесс обучения понятным и, по возможности, приятным.

Если вы понимаете, что начинаете прокрастинировать, попробуйте сделать так: запишите три маленьких дела — например, полить цветок, протереть пыль, заварить чай, — а затем запишите важное дело, до которого у вас не доходят руки, — так оно станет проще и понятнее. Сделайте простые дела — когда мы зачёркиваем пункты в списке дел, для мозга это сигнал, что целых три дела уже сделаны, и он запускает механизм поощрения в виде поступления соответствующих гормонов. Сил прибавляется, и по инерции вы сможете приступить к более сложной задаче — домашнему заданию.

  • Техника Pomodoro. Суть техники в том, что вы выделяете конкретный отрезок времени на конкретное занятие. Например, составить план выполнения большой задачи. Чтобы процесс был наиболее эффективным, стоит отключить уведомления и постараться не отвлекаться на гаджеты.

Карьера: как ставить цели и поддерживать профессиональную мотивацию

Мотивация к обучению обусловлена у нас биологически — с самого детства мы учимся ходить, говорить, читать, адаптироваться к социуму. В детстве мотивация к обучению — ведущая. Иногда мотивация к учёбе заменяется прокрастинацией, если человек фокусируется не на результате учёбы, а на процессе. Я знаю людей, которые просто не могут перестать проходить курсы — и тем самым бесконечно откладывают изменения в своей жизни.

Мотивация к работе другая: она становится ведущей во взрослом возрасте, с ней связаны «взрослые» сферы жизни — отношения, самореализация, самоценность и т. д. Мотивация к работе — более внешняя, поскольку связана с получением вознаграждения — зарплаты. Если учиться мы можем потому, что это важно именно нам, то работать часто приходится потому, что это необходимость. Самое идеальное сочетание — когда в мотивации к обучению и работе есть внутренний компонент.

Как ставить карьерные цели

Самый простой способ добиться цели — профессиональной в том числе, — поставить её по технике SMART. Такая цель должна быть:

  • S — Specific — конкретной;
  • M — Measurable — измеримой;
  • A — Achievable — достижимой;
  • R — Relevant — значимой;
  • T —Time bound — ограниченной во времени.

Очень важно понять, чего конкретно вы хотите достичь. Например, у двух людей может быть одна и та же карьерная цель — стать гендиректором. Но если один хочет этого, чтобы улучшить уровень жизни своей семьи, то другой — чтобы получить признание. От этого зависит путь, которым можно достигнуть цели. В первом случае не будет никакого смысла в том, чтобы жертвовать семьёй ради карьеры, а во втором — человек может отказаться, например, от частого общения с друзьями и близкими.

Кем стать: специалистом или руководителем?

Специалисты с большим стажем часто сталкиваются с проблемой — куда расти? Естественным кажется рост до руководителя, однако это подходит далеко не всем. На что обратить внимание при выборе карьерного пути:

  • Задайте себе вопрос — это лично ваша цель или она вам навязана? Внешняя мотивация, как мы уже выяснили, недолгосрочна. Как вариант, можно перейти в другую компанию с большим количеством задач и ростом зарплаты, можно стать архитектором ПО, заниматься продуктом и т. д.
  • Специфика работы руководителя в том, что большую часть времени он проводит на встречах. Если вам трудно много общаться с командой, скорее всего, вам будет трудно на должности руководителя — соответственно, мотивация будет падать.
  • Руководители выполняют масштабные задачи руками команды, и результат работы виден далеко не сразу — кого-то это может демотивировать.
  • Если вам интереснее техническая экспертиза, стоит глубже погружаться в профессию и продолжить расти как разработчик, не становясь тимлидом.
  • Один из способов проверить, подойдёт ли вам руководящая должность, — , понаблюдать за рабочим днём своего тимлида и примерить его на себя: интересно ли вам такое расписание и задачи? Если ответ «да», можно для начала попробовать менторство — например, вы можете обучать новичков внутри компании или на менторских платформах.

Также важно помнить, что если у вас меняются цели в процессе работы, это абсолютно нормально. Главное — не забывать регулярно спрашивать себя: чего я хочу сейчас?

Если цель меняется, значит, и курс должен поменяться. Занятие нелюбимым делом или обучение на неинтересном курсе по инерции не сделает никого счастливым, поэтому в первую очередь стоит быть честным с самим собой. Это не значит, что полученный уже опыт обесценится, — наоборот, именно благодаря ему вы понимаете, чем вам стоит заниматься в жизни.

Как учатся взрослые:

— только тому, что пригодится в будущем;

— по актуальной программе;

— на живых вебинарах и интерактивной платформе;

— с практикой на реальных задачах;

— с поддержкой экспертов и технологий;

— в кругу единомышленников.

Начните свою новую учебную жизнь в Яндекс Практикуме со скидкой 15%.

Для этого нужно:

— Выбрать курс и пройти первую учебную тему. Промокод появится в личном кабинете;

— Оплатить курс целиком или частями до конца сентября. Скидка применится автоматически.

44
Начать дискуссию