База для руководителя: управленческий цикл Файоля

Кому нужны навыки управления персоналом? Всем, у кого есть хоть один человек в прямом подчинении. Более того, тем, кто ставит задачи и отвечает за результат работы любого другого сотрудника. Поэтому если вы — не единственный сотрудник в компании, если у вас в спектре задач есть хоть одна типа «сделать так, чтобы этот Вася выполнил поручение», то вам нужны управленческие навыки.

База для руководителя: управленческий цикл Файоля

Меня зовут Оксана Ткаченко, я — сертифицированный бизнес-тренер и фасилитатор, бизнес-консультант и HR-эксперт. Помогаю компаниям малого бизнеса наладить систему в управлении. Сегодня расскажу о базовых навыках руководителя. Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезную информацию!

База для руководителя: управленческий цикл Файоля

Кто такой руководитель

«Руководитель» — «руками водит» – направляет к цели, указывает направление деятельности.

  • основная задача руководителя — добиваться результата «чужими» руками, то есть за счёт ресурса сотрудников.
  • следующая задача руководителя — уметь «выращивать» новых руководителей, передавать свои управленческие знания и опыт (только в этом случае у бизнеса есть шанс масштабироваться).
База для руководителя: управленческий цикл Файоля

Управленческий цикл А. Файоля

С первой задачей помогает справиться такой инструмент, как Управленческий Цикл (по А.Файолю), который состоит из четырёх этапов.

  • Планирование. Определение целей на отчетный период и составление плана работ.
  • Организация. Дробление цели на задачи и постановка задач сотрудникам; в том числе определение приоритетов среди всех их текущих задач.
  • Контроль. Проверка соответствия промежуточного результата составленному плану работы.
  • Мотивация. Поддержание у сотрудников желания достигнуть поставленных результатов.

Управленческий цикл — не разовый инструмент, а основа постоянной деятельности руководителя. Он позволяет сформировать наиболее эффективную рабочую среду — сотрудник всегда знает, к каким результатам должна привести его деятельность.

На сегодняшний день есть много технических возможностей сократить временные затраты на 1) и 2) этапы цикла: за счёт внедрения таск-менеджеров, чтобы сотрудник видел в своём аккаунте задачи на отчётный период и приоритеты по ним.

Этапы цикла 3) и 4) руководитель должен выполнять самостоятельно, их нельзя делегировать ни программному обеспечению, ни своему заместителю.

Именно управленческий цикл Файоля в первую очередь включается в базовые тренинги для руководителей. Это инструмент и для топ-менеджера, и для любого линейного руководителя; для управления и одним сотрудником, и целой командой.

И только после его внедрения в повседневную деятельность есть смысл изучать и внедрять в свою управленческую деятельность другие инструменты.

Планирование

Любое планирование начинается с постановки цели. В зависимости от уровня должности, руководитель определяет цели:

  • стратегические — высший уровень целей, которые определяют поведение бизнеса в своей нише и/или реализацию миссии компании; горизонт планирования здесь в среднем до 3-х лет.
  • тактические — средний уровень целей, которые определяют промежуточные результаты на пути достижения целей стратегических; тактические цели обычно формируются на полгода/год.
  • оперативные — нижний уровень целей, которые определяют повседневную краткосрочную практику/работу персонала организации; самая распространённая практика — это постановка оперативных целей сроком на месяц.

Принципы эффективного планирования:

  • Комплексность. Необходимо учесть все события, ситуации, ресурсы, имеющие значение для организации/подразделения.

Антипример: линейный руководитель при планировании на месяц забывает, что один из его сотрудников уйдёт в отпуск, и неверно формирует планы для своей команды. В итоге совместно с коммерческим директором они тратят время, чтобы скорректировать месячные планы в CRM.

  • Точность. Использование современных методик и инструментов для подробного планирования деятельности организации или отдела. Например, с помощью диаграммы Ганта либо канбан-доски по технологии Scrum (если это планирование проекта), либо другим способом.

Антипример: когда планирование работы подразделения происходит в голове руководителя и не отражено на физическом/электронном носителе. Точно будет забыто множество важных деталей.

  • Непрерывность. Бизнес нуждается в постоянстве в виде наличия плана работ для всей команды. Каждый рабочий день — это шаг к намеченным целям, а значит, выполнение соответствующих задач каждым сотрудником/отделом/компанией в целом.

Антипример: владелец бизнеса, довольный результатами предыдущего месяца, не планирует следующий, ожидая, что сотрудники и так отлично знают свою работу и свои задачи на период.

  • Гибкость. Планирование и его отражение в физическом /электронном носителе важно и необходимо корректировать! Ведь условия бизнеса (внешние и внутренние) могут изменяться.

Антипример: исполнительный директор запланировал проект по внедрению нового продукта, но в первый месяц проведения работ выясняется, что конкуренты запустили такой же. Вопреки здравому смыслу, проект продолжили (ведь столько ресурсов уже затрачено! Не бросать же!), выпустив в итоге заведомо неокупаемый продукт.

  • Экономичность. Расходы на запланированную работу организации/подразделения должны быть соизмеримы ожидаемому доходу/отдаче/выигрышу.

Антипример: в планирование продаж включены затраты на новый вид рекламы, которые вдвое больше предполагаемой выручки.

Организация

Руководитель определил цели и составил план работ на отчётный период. Что дальше? Необходимо, чтобы план превратился в реальные действия. На этом этапе нужно верно определить исполнителей, своевременно донести до них поставленные задачи и мобилизовать их на исполнение.

Задачи можно ставить по-разному: в зависимости от неё самой и от компетентности сотрудника:

  • По алгоритму

Если сотрудник — низкоквалифицированный или задача выполняется в первый раз, важно подробно сформулировать задачу: описать проблему, точный образ результата, а также чёткий план действий.

Руководителю будет удобно контролировать процесс выполнения, это плюс. При этом это самый длительный по времени вариант постановки задачи. Также у сотрудника здесь нет возможности проявить креатив и свою самостоятельность.

Есть удобная напоминалка для такого способа постановки задачи под названием РИС .

• Р — результат — подробно и в деталях, чего ждёте по итогу выполнения.

• И — инструменты — за счёт каких ресурсов, каким образом и с помощью каких знаний/навыков сотрудник должен достичь этого результата.

• С — сроки — обязательно!) когда ждёте выполнения задачи.

  • По результату

В этом случае руководитель формулирует подчиненному ситуацию/проблему и озвучивает в подробностях, какой ожидается результат. Сотрудник сам решает, каким образом он его добьётся , а значит у него будет возможность проявить самостоятельность. Для руководителя очевидный плюс — экономия времени на постановку задачи. А также возможность развить у сотрудника дополнительные навыки-способности. Такой способ постановки задачи подойдёт опытному сотруднику.

  • По проблеме

Здесь еще проще и экономичнее по времени для руководителя. Сотруднику формулируется проблема, которую нужно решить. Образ результата — отсутствует либо размытый, неточный. Таким образом удобно ставить задачи сотрудникам, которым руководитель:

— доверяет,

— считает высококвалифицированным,

— планирует повысить статус в коллективе/должность в структуре компании, и это позволит проверить, достоин ли этого сотрудник.

Контроль

Самое важное правило — контроль должен быть. Его отсутствие влечёт снижение мотивации сотрудника, внимательности к выполнению задачи, а значит, и снижению эффективности в целом.

Виды контроля

  • Контроль процессов

Работа сотрудника сама по себе есть применение его профессиональных знаний и навыков. Например, продавец знает технику продаж и умеет использовать ее при общении с клиентом.

Задача руководителя — контролировать, что продавец хорошо помнит способы установления контакта/отработки возражений/презентации услуги или товара... и использует на практике.

Для такого контроля есть множество проверенных способов: от тайного покупателя и прослушки звонков до старого дедовского — постоять рядом с сотрудником и оценить, как он работает.

  • Контроль результатов

И промежуточных, и итоговых — в цифрах/денежных знаках/граммах и т.д. Установили продавцу план по продажам на месяц? Не забудьте несколько раз в течение этого периода свериться с тем, успеет ли он текущим темпом его выполнить. Частота промежуточного контроля обратно пропорциональна компетентности вашего подчинённого.

И при контроле процесса, и при контроле результата — дайте сотруднику обратную связь.

4. Мотивация

Работа руководителя сама по себе подразумевает, что необходимо поддерживать стремление сотрудника достичь поставленной перед ним цели. Деньги, конечно, мотивируют сотрудников, но только в определённых ситуациях, на некоторых задачах, на коротких дистанциях. Рассчитывать на то, что сам факт выплаты оклада и/или премии обеспечит вам высокоэффективный персонал, неоправданно. Далее разберём, почему — на примере мотивационной теории Ф.Герцберга. Она одна из самых удобных для понимания процесса микроменеджмента, то есть управления конкретным сотрудником.

Важно разделять:

  • факторы, которые в принципе удерживают сотрудника на конкретной должности конкретной организации, которые обеспечивают его среднюю работоспособность, дисциплину (пришёл-ушёл вовремя) и собственно всё. Без звёзд с неба. Это факторы, связанные с окружающей его — сотрудника — действительностью на работе: рабочее место, понятный оклад, комфортные отношения с коллегами, административная политика компании, и пр.
  • и те факторы, которые мотивируют сотрудника делать работу лучше! быстрее! качественнее! Ориентируют его на достижение результатов, на совершение прорывов в работе. И это факторы, связанные непосредственно с самой сутью деятельности сотрудника в рамках его должности.
База для руководителя: управленческий цикл Файоля

А точнее:

  • признание и одобрение результатов (со стороны начальства или коллег),
  • продвижение по карьерной лестнице (вертикальный рост),
  • приобретение новых профессиональных компетенций (горизонтальный рост),
  • сильный интерес и удовольствие от процесса выполнения работы,
  • понимание собственной результативности и успешности,
  • понимание важности/ответственности за выполнение поставленных задач.

Вот за возможность реализации этих потребностей человек готов на многое. В том числе работать сверхурочно, выполнять больше заданий, брать на себя новые незнакомые задачи и функции, даже без материальной компенсации за это.

Для реализации внутренней потребности мы можем пренебречь финансовым вопросом. То есть, потратить больше своего ресурса на выполнение работы без денежного поощрения.

Важно сообщать сотруднику об итогах его работы, при необходимости обсуждать изменения в его действиях/поведении, дополнительно обучать, чтобы при выполнении следующей задачи сотрудник был более эффективен.


Если постоянно использовать управленческий цикл, можно добиться эффективного решения задач и хорошей коммуникации с сотрудниками.

Применяете ли вы этот цикл в работе?

Регулярно публикую полезный контент про системное управление в своем Телеграм канале. Подписывайтесь!

22
4 комментария

Нет конечно не применяем. Кто будет в современно мире использовать фреймворк который был актуален 150 лет назад? Мир за это время немного изменился.

Ответить

Аргументируйте - чем именно не актуален сейчас Упр.цикл?))))) что такого произошло за (ну не 150, не утрируйте)) недавнее время? и чем вы пользуетесь? в каком бизнесе?

Ответить

Мир хоть и изменился, но это базовые знания руководителя, а как руководить своим персоналом это уже дело каждого.

Ответить

Спасибо, соглашусь с вами - Управленческий цикл = база и основа управленческой рутины; и да, как любой "шаблон" требует настройки в конкретном бизнес-процессе

Ответить