Почему ваши вакансии теряют 30% откликов

Привет, меня зовут Даша, и я занимаюсь IT-рекрутингом 3 года, нашла match 60 инженерам и 20 стартапам (включая эстонского единорога Bolt). Сейчас я тот самый /human в g-mate. Если вы амбициозный растущий проект — инженеры в команду требуются постоянно. А если молодой стартап — ресурсов на эйчара может не быть.

Отправляю вам на помощь свой чек-лист, с которым вы по пунктам проверите описание для ИТ-вакансии и увеличите количество откликов как минимум на 30%.

О чём писать?

Как говорит Ильяхов, «пользу — вперёд». Это главная задача джоб дескрипшена: чётко и ясно рассказать, что ждёт кандидата. Мы все 24/7 плаваем в информационном бульоне, а тут нужно заинтересовать человека с первых секунд.

Что разработчику будет полезно узнать о будущем месте работы? Мы предлагаем структуру: «технологии-команда-условия». Она покажет проект с лучшей стороны и замотивирует людей дочитать текст. «Мы классные, потому что у нас интересные задачи, вас ждут вот такие челленджи» — вдохновляет.

Почему не «требования-условия-обязанности»? Потому что тогда мы вручаем линейку, которой читателю придётся себя мерить. «Вы должны умет…, вас ждёт…» Это как писать в Тиндере: «свайпайте влево, если вы не…»

Поэтому — маним самыми аппетитными кусками пирога.

✅ Подробно написать о технологиях

  • стек
  • цели-задачи проекта
  • отличия от конкурентов, соответствие трендам в отрасли

Stackoverflow исследовал рынок труда в IT. И выяснил, что возможность развиваться в IT, работая с любимым языком или фреймворком — один из аргументов в выборе компании. Поэтому мы поставили стек технологий первым пунктом, стек — самое важное. 50% инженеров называет этот фактор ключевым при смене работы. Если его описать подробно — будет понятно, как устроен процесс разработки и подходит ли кандидату позиция.

Нет: «Помимо навыков реверсинга, вы должны уметь писать качественный код»

Да: «Stack: Mobile (Android/iOS), Backend (Java/Kotlin. Golang), Docker/Kubernetes, Redis, Postgresql, Kafka, AWS (Istio, Helm)»

Ещё классно рассказать, какой потенциал у проекта, к каким целям стремится компания, какие есть задачи. Чтобы дать понять, какая глобально проблема стоит перед разработкой, вдохновить.

Нет: «писать код на swift»

Да: «планируем добавить новых фич или создать новое направление, провести рефакторинг, создать внутреннюю библиотеку»

Писать код ради кода неинтересно. Поэтому давайте попробуем «продать» идею! Здесь вообще можно упомянуть всё, чем стартап восхищает вас лично, как вы рвёте конкурентов, как строите новый SpaceX. Утверждения без аргументов доверия не внушают, поэтому можно пустить в ход метрики: «Аудитория растёт на 1000 пользователей ежедневно!»

Нет: «Динамично развивающаяся компания»

Да: «один из быстрорастущих интернет-проектов в России (ежегодный рост x4,500,000 поездок в день)»

✅ Рассказать о работе в команде

  • методика разработки
  • процесс разработки
  • «звёзды» в команде

Сразу предлагаю вычеркнуть: «молодую амбициозную команду», «дружный коллектив, «ниндзя», «джедаев» и прочих покемонов.

Просто это штампы, а они забивают восприятие. О чём говорить вместо избитых фраз? О методике (Agile, Waterfall, Scrum…), о процессе разработки: от кого приходят задачи, как они распределяются среди инженеров.

Нет: «Умение работать в команде»

Да: «Работать с большим количеством смежных команд: принимать запросы от соседних подразделений или стейкхолдеров и аргументированно говорить «нет» примерно на 90% таких идей. А для остальных находить оптимальное продуктовое решение, приоритизировать его и воплощать в жизнь»

По исследованиям, атмосфера и культура компании важна для 44,5% инженеров. Так что этим пунктом мы приманиваем людей, которые смогут вписаться в команду. Это выгодно и самим разработчикам, и всему проекту.

Ещё вдохновляет возможность поработать с известным специалистом, поэтому такой человек точно стоит упоминания в тексте. Можно даже попросить его дать небольшой комментарий.

Да: «Выступление NN, Lead Product Designer, ссылка»

✅ Перечислить конкретные, не расплывчатые, условия

Пользуемся тем, что частая причина сменить место работы — недовольство компенсацией. По внутренней статистике g-mate, у вакансий с зарплатной вилкой отклик выше на 30%. Поэтому — цифры, господа, цифры!

Нет: «зарплата по итогам собеседования»

Да: «от 200 000 до 300 000 ₽, после вычета налогов»

Гибкий график, удалёнка, релокейт — сильные преимущества. По нашей статистике, релокейт вообще первый по популярности среди возможных локаций. Но и тем, у кого позиция не удалённая, есть чем заманить в офис: плейстейшн, диваны, еда и любые бонусы, которые помогут чувствовать себя как дома: )

Нет: «работа в красивом, уютном офисе в современном бизнес-центре»

Да: «Бесплатная парковка. Дополнительные оплачиваемые дни к отпуску. Чай, кофе, снеки и фрукты в течение дня. В офисе регулярно проходят семинары, тренинги, мероприятия»

Что мотивировало существующую команду принять оффер? Упомянув эти драйверы в описании, можно зацепить людей с похожими ценностями.

Нет: «плюшки на кухне»

Да: «помогаем фермерам со всего мира использовать свою землю эффективнее с помощью технологий»

Last but not least

✅ Рассказать об этапах пути отбора

Напомните, что нужно сделать кандидату.

Если путь сложный, надо позаботиться о чужом времени.

Да: «У вас будет тестовое задание и 2 этапа интервью (CPO и HR, команда и смежники)»

✅ Добавить call-to-action

Да: «Советы при подготовке: прислать резюме. Посмотреть выступления ребят по ссылкам ниже, продумать вопросы, которые вы хотите задать на интервью»

✅ Оставить прямой контакт рекрутера

Корпоративный личный имейл или телеграм.

Финишная прямая — оформление

  • У людей нет времени читать лонгриды, поэтому расставленные акценты — добро. Три самых главных пункта в описании вакансии: вилка з/п, стек технологий, формат работы. Остальное можно обсудить лично.
  • Есть разница между вдохновляющим текстом и «магазином на диване». Тут главное — честность. Говорить о проекте, технологиях и команде без кликбейта и не обещать того, что нельзя выполнить.
  • На всякий случай: сервисы проверки текста. Орфограммка, Главред и Grammarly (для тех, кто пишет на английском).
  • Есть интересная идея сделать обращение к читателю более личным. Например, уже на этапе отбора проецировать его внутрь компании: «здесь ты получишь…», «наша с вами цель…».
  • Как выделиться среди скучных объявлений? Варианты: писать с юмором, использовать инфографику вместо текста, добавить обращение тимлида в виде цитаты или записать видео.

Если надумаете разместить позицию на g-mate — сделать это можно бесплатно до 15 августа: оставьте заявку на gms.tech и в поле «Компания» укажите название в виде% company name% + VC.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Денис Пешехонов

Пожалуйста, научите эйчаров и владельцев стартапов писать вилку всегда. Вакансия без вилки это как надпись "звоните" вместо цены на сайте с товаром. Просто неуважение к кандидатам.

Ответить
Развернуть ветку
danil nik
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Волков

Во многих компаниях закреплен принцип, что заработная плата строго конфиденциальна и даже на собеседовании предупреждается, что кандидат ее узнает при его одобрении и получении предложения о работе.

Мне лично это не нравится, но это действительно во многих компаниях отраслевой стандарт.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

"джоб дескрипшен" это "описание вакансии"?

Ответить
Развернуть ветку
Алишер Исмоилов

Это бедный словарный запас))

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Это дигитал головного мозга

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Курочкин

Это HR кейворд

Ответить
Развернуть ветку
Ildarik

Вы, главное не просите ее ещё что-нибудь сказать по hr-юшински)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nadir Khabdulin

Вот кстати дудки, что это «очевидные вещи» для всех! Для стартапов - небольших компаний - возможно. Но не для корпораций. Я когда в Bayer работал, там был обязательный стандартный шаблон  на, условно, 10к знаков с ковром по брендбуку. Так вот, этот шаблон согласовывали 6 месяцев, а потом обязали использовать баннер на всех платформах - даже если он там не предполагается. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Пеленев

Так пишите им в комменты рекламу своих ресурсов и продуктов. Кровь за кровь.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Капица

Готов репостить любую инфодичь,  если это исправит  "заработную плату после собеседования" и отсутствие прозрачности в этапах интервью.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

вот буквально двумя темами выше кто-то умный сказал, что, скорее всего, такие тексты пишет робот ебо... простите, специальный скрипт.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mark Borisov

Я просто оставлю этот эпик здесь
https://spb.hh.ru/vacancy/38235336

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
Условия:
Каждый вздох в трекер. Пришел на работу? Напиши об этом в трекер. Испытал 30-минутную паническую атаку, увидев новую задачу в статусе "еще вчера нужно было сделать"? Зафиксируй в трекере соответствующий расход времени, вытри сопли, замени разбитый в гневе монитор, меняй статус тикета, приступай.

Знаю одного мужского психолога, как раз для этой вакансии

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Teriberka

Не, ну вообще неплохо. Жалко только, что вп и битрикс, а то было бы красиво. 

Ответить
Развернуть ветку
К X

Сначала думаешь что ад а в конце понимаешь что адекватно. Вход в профессию

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Давайте я более важную тему подниму. IT превратилось из инженерной специальности в тусовочку.

Всмысле что людей которые мимикрируют под разрабов, заучив модные кейворды в индустрии стало больше, чем собственно разрабов.

Не важно умеешь ты разрабатывать или нет, важно знать что моднее Agile или Kanban, Docker или Kubernetes, VIPER или MVP. Важно был ли ты на модном митапе и подписан ли ты на модного подкастера.

Беда в том, что индустрия теперь ориентируется на тусовочку, HRы завлекают представителей тусовочки, и именно такой представитель тусовочки вероятно будет вас собеседовать или окажется вашим следующим тимлидом.

И это пока еще вайтишники не подросли 

Ответить
Развернуть ветку
danil nik

Фил, ты ли? Или статью Фила на хабре читал сегодня?)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Илитный Иксперт

Кек в том, что человек выучивший кейворды для стороннего наблюдателя ничем от специалиста не отличается.

А для представителя тусовочки, любой другой чел который выучил теже самые кейворды куда ближе чем реальный специалист

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Пешехонов

Ну, для этого есть собеседование, домашнее задание и просмотр профиля в гитхабе.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Superior VÆdim

Лучше бы кто-то научил эйчаров отвечать на все отклики. Даже если отказом.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

В наш век космических скоростей это роскошь. Если вам не ответили - значит отказ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Пеленев

HR-смарт-контракты. Если HR не ответил, он становится безработным в электронной трудовой.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шуруева
Автор

Да, это боль рынка. 

Писала в одном из комментариев ниже, что это проблема масс-маркет ресурсов с вакансиями – много нерелевантных откликов. “Много” в данном случае — сотни, если в названии есть “директор, менеджер” и заработная плата выше 200,000 рублей, может перевалить и за тысячу. Рекрутеры не успевают их разбирать, даже если хотят. А некоторые — ленятся. 

В g-mate ответ на отклик за 72 часа — это наша ответственность и главный фокус, бывает, мы "отстаиваем" кандидатов, которые получили несправедливый отказ. Ну и работаем над тем, чтобы компаниям было удобно и выгодно давать ответы ASAP. Сейчас мы активно анализируем, почему случается основная масса отказов и что с этим делать. Возможно, вернусь с материалом на основе исследования.

Ответить
Развернуть ветку
Teriberka

Инфоцыганщина класс. Короче, у меня от ваших джоб дескрипшинов смузи прокис, прекратите так делать. Я, конечно, понимаю, что профессиональная деформация и вы пуп земли с золотым снеком за щекой, но хватит. Реально. Особенно вот этот пункт:

Есть интересная идея сделать обращение к читателю более личным.

За него нужно бить розовым молоточком до тех пор пока вы не поймёте, что мы с тобой не друзья. 

Ответить
Развернуть ветку
Maria Konova

Как быть тем, кто не может открывать вилку для открытого поиска? 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

вы как-то слишком сильно завуалировали вопрос "Как быть тем, кто хочет найти специалиста за 300, но платить ему 150?".

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дарья Шуруева
Автор

По нашим данным, если в вакансии не указана зарплата, в среднем это снижает количество просмотров и откликов на 30%. Поэтому лучше найти возможности для ее публикации. Причины, по которым ее не размещают - часто стереотипы:)
Например:
мы потеряем много интересных кандидатов.
Но на деле это не так, т.к. наличие вилки а) увеличит количество откликов б) мы видим, что часто кандидаты откликаются на вакансии, где вилка ниже их ожиданий, так как работа в этой компании очень интересна.

мы никогда не публиковали вилку ранее и как-то не хотим - попробуйте 1 раз и уверяю, что дальше вам будет сложно остановиться ;)

Ответить
Развернуть ветку
Профессор Фортран
Как говорит Ильяхов

Почему мы должны знать его?

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Батог: ренессанс идей

Отличный список, спасибо! Жаль, что многие забывают, что человеческий потенциал – самый главный капитал, который сложнее всего привлечь и сохранить. Не деньги решают, а люди.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов
Корпоративный личный имейл или телеграм.
Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Автор статьи прошелся и заминусил неугодных. Я такого не видел уже пару лет ))) Автор, тут так не принято, это несдержанность, резиденты цп вовсе не обязаны прославлять ваше величие и восхищаться, особенно когда продукт такой сырой и незрелый )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexandra Nikitchenko

Здравствуйте! А после пятнадцатого размещение сколько будет стоить?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шуруева
Автор

Здравствуйте!
Размещать вакансии после бесплатного пробного периода можно будет за 29,900/месяц, а если вы ищите специалистов с редким стеком, которых нет на открытом рынке, можно воспользоваться дополнительной услугой подписки на кандидатов — это будет стоить 200,000 за найм, если вы уже размещаете вакансии в g-mate или 350,000 — если нет.
Напишите мне в ЛС или сразу заявку на gms.tech, найдем вариант, который вам подойдет. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anatoly

Без гифок текст читается намного проще. Вы учите как писать вакансии, я вам даю совет как писать тексты )))

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шуруева
Автор

Готово) Но не смогла отказаться от Доктора Индианы Джонса

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nadir Khabdulin

cv должно быть на страницу. Есть ли рекомендации по длине описания вакансии? 

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шуруева
Автор

Мы стараемся уложить в описание, которое получает кандидат по подписке в 60-70 слов. По нашему опыту этого хватает, чтобы он принял решение, интересна ему позиция или нет. Более подробное описание тоже доступно если кандидат проявит интерес и перейдет по ссылке.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Вы лучше скажите, почему 99% откликов остается без ответа.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шуруева
Автор

Первым делом — я осуждаю эту практику.
Если конструктивно о причинах, то ключевая — количество нерелевантных откликов. Это проблема крупных неспециализированных ресурсов с вакансиями: значительный процент соискателей читает только название позиции— в итоге на middle+ позицию откликается 300 junior-специалистов. Есть ещё одна категория кандидатов: они откликаются на все предложения с заработной платой от [подставь цифру]. В итоге мы получаем, что получаем: компании стараются не опуститься ниже “30% вежливости” по обработке откликов. 
Решить это можно превалидацией резюме и заменой первого этапа сопоставления кандидата и вакансии алгоритмом.
К сожалению, ещё есть и лень конкретного рекрутера — так тоже бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

Половина "Да" не соответствуют определению хорошей продуктовой команды.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Шуруева
Автор

Полагаю, вы про пункты со стеком и командой.
Не берусь оценивать уровень продуктовой команды по приведённым примерам, но с точки зрения описания вакансии — это как раз попадание в цель:
Если не хочешь работать в кросс-функциональной команде — не откликаешься;
Если стек выглядит так, будто в проекте много “костылей” — не откликаешься;
Или откликаешься, если готов всех научить работать.

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда