Растить нельзя нанимать: развитие сотрудников в поддержке Яндекс 360

Руководитель команды поддержки делится подробностями.

Растить нельзя нанимать: развитие сотрудников в поддержке Яндекс 360

Александр Волков руководит поддержкой Яндекс 360. За 10 лет своей карьеры в IT-компаниях он прошел путь в клиентском сервисе от самой низкой позиции — премодератора пользовательского контента — до руководителя с несколькими сотнями подчиненных.

Команда Саши отвечает на ваши письма, поддерживает в чатах и помогает в соцсетях, когда вы сталкиваетесь с техническими проблемами при работе с Почтой, Календарем, Диском и другими сервисами Яндекс 360. А ещё эти люди под руководством Саши быстро растут внутри компании. Мы поговорили о том, как этого удаётся достичь и какую пользу бизнесу приносит рост сотрудников.

Александр Волков
Руководитель группы клиентского сервиса Яндекс 360

Поддержка Яндекс 360: как это устроено

В Яндексе всегда была техническая поддержка, но в январе 2024 года в Яндекс 360 поняли, что сервисы меняются очень быстро, это требует от поддержки большей гибкости, а внутренний подрядчик с таким запросом уже не справляется. Тогда в команду пригласили меня, и я с радостью согласился.

Мы начали собирать команды для коммуникации с клиентами в Почте, потом подключили чаты, SMM-поддержку, инженеров, которые справляются с самыми сложными техническими вопросами.

Сейчас структура поддержки выглядит следующим образом:

Растить нельзя нанимать: развитие сотрудников в поддержке Яндекс 360

Мы работаем по двум каналам: Почта и чаты. Внутри каждого направления выделяем три линии поддержки — на консультационные вопросы (например, «Как скачать фотографии из безлимита?», «Как сменить тариф для организации?») отвечает команда первой линии. На второй линии специалисты сталкиваются с ситуациями, требующими большей диагностики и поиска нестандартных решений. С техническими проблемами и вопросами от клиентов b2b-сегмента разбираются инженеры на третьей линии. У каналов есть разница в специфике коммуникаций — если в чате мы отвечаем быстро и короткими сообщениями, то в Почте решаем отдельный сегмент вопросов, требующий более фундаментальных ответов, и это увеличивает срок решения.

Собственно с работы с b2c-клиентами в почтовом канале на первой линии и начинается карьерный путь в нашей поддержке. До выхода на линию мы проводим нашим ребятам обучение, знакомим с продуктами, учим небольшому кусочку работы, но основная база знаний о продукте формируется во время общения с клиентами.

Следующий этап — работа на второй линии. Сюда попадают уже более сложные вопросы, которые включают в себя историю обращений клиента, требуют от сотрудника большей проницательности или определённых действий, например, замены учетных записей пользователей в организации.

На третьей линии у нас работают саппорт-инженеры. Эти ребята понимают стек веб-технологий IMAP, SMTP, SSO, WebDAV, CalDAV, разбираются в протоколах HTTP и HTTP/2, имеют навыки работы с API, могут написать и отправить клиенту готовый скрипт, найти ошибку в логах.

Поддержка Яндекс 360: а куда расти?

Самый простой карьерный трек для сотрудника поддержки выглядит так: работа на первой линии в почтовом канале, а позже с чатами, дальше — вторая линия и постепенный рост до работы на третьей линии.

На самом деле, ребята у нас редко остаются на одних и тех же задачах. Как только сотрудник показывает стабильные результаты на первом этапе (как правило, после первых трёх месяцев), мы понимаем, что можно продвигать его дальше. Я обозначаю, что хороший результат во время адаптации — 80% от целевых показателей. За этим следит непосредственный руководитель, который проводит регулярные встречи и помогает двигаться к хорошим метрикам. Здесь важно не переусердствовать в стремлении достичь 80%, а общаться с сотрудником, наблюдать за его работой в динамике. У нас были кейсы, когда ребята показывали во время адаптации 60-65%, но при этом отлично справлялись с задачами более высокого уровня — таких мы переводим туда, где они более эффективны.

Ещё у нас есть вспомогательные команды, на работу в которых сотрудники поддержки тоже могут претендовать. Например, координаторы пользовательских проблем понимают алгоритмы разработки каждого продукта, умеют работать с инцидентами, способны оценить критичность ошибок. Они выступают некими «переводчиками» и буфером между продуктовой командой и саппортом. Также можно развивать софтовые навыки и пойти в SMM-поддержку — у нас эти ребята не работают по шаблонам, а умеют правильно реагировать на комментарии в сторах, снимать негатив в социальных сетях и других площадках присутствия. Они работают в тесной связке с маркетингом и PR командой.

Войти в IT из саппорта: реальные истории

Я стараюсь быть таким руководителем, у которого команда растет и развивается, при этом изо всех сил избегаю признаков «чайка-менеджмента», поэтому учу подчиненных уделять внимание своим сотрудникам. Мы строим ИПР (индивидуальные планы развития) и регулярно к ним возвращаемся, чтобы ребята понимали, куда можно двигаться дальше, каких навыков им не хватает и что можно сделать, чтобы их получить. Также формируем кадровый резерв из тех сотрудников, которые стремятся расти.

Мы поощряем обучение и развитие: даем возможность проходить курсы Яндекс Практикума, которые можно проходить в свободное время, руководители разных команд берут джунов из кадрового резерва на свои задачи и выращивают их внутри. Такая работа с командой подкупает — многие остаются у нас надолго, ведь можно вырасти в любую из перечисленных ролей в нашей структуре, а можно сменить род деятельности в комфортном режиме, оставаясь в рамках одной компании. А благодарный и вовлечённый сотрудник болеет за продукт и приносит результаты :)

Меньше чем за год работы поддержки Яндекс 360 у нас уже появились кейсы роста сотрудников и успешных переводов их в другие команды. Ребята сами переобучились и успешно прошли несколько этапов внутреннего конкурса: один сотрудник поддержки стал бизнес-аналитиком, другая «выросла» в отличного проджекта.

Конечно, такие внутренние переводы положительно влияют на бизнес: мы экономим бюджет на адаптацию и быстрее получаем прибыль. У меня были случаи, когда в поддержку приходили работать сотрудники с опытом в офлайне, у них уходил год на то, чтобы разобраться в клиентском сервисе. Сотрудники, которые работают несколько лет, знают терминологию, историчность изменения продукта, быстрее погружаются в процессы. Мы не тратим много времени на собеседования кандидатов с рынка, а получаем рекомендации от руководителей из смежных команд. На самом деле мы посчитали, во сколько обходится привлечение ребят из других компаний, хочу сказать, что выращивать своих намного выгоднее — экономия на рекрутменте у нас составляет 20%.

Не будь крокодилом, будь слоном: мой «рецепт», как растить людей

Несколько лет назад бывший CEO одной из известных компаний на вопрос «Какой совет можно дать сотруднику на его карьерном пути?» ответил: «Не будьте крокодилом, будьте слоном». Он очень долго не пояснял эту фразу, а потом рассказал, что подразумевал: у крокодила большой рот, а у слона большие уши, поэтому если вы хотите расти, постарайтесь больше слушать и меньше говорить. Сейчас я даю этот совет и своим подчинённым, при этом поясняя, что имею в виду. Мне кажется, что это удачный образ для описания роста в компании.

За 10 лет карьеры в клиентском сервисе я вырастил десятки сотрудников и могу поделиться своим «рецептом» — нужно дать людям возможность раскрыться. Я искренне считаю, что роль руководителя здесь очень важна: нужно дать возможность подчиненному самому прийти к тому или иному выводу. Я задаю некие рамки, вектор развития, а дальше применяю коучинговые техники, поощряю результаты. Поскольку я сам менеджер, я выращиваю таких же хороших менеджеров. Я честно говорю сотрудникам: «Если вы хотите стать бизнес-аналитиком, идите к хорошему бизнес-аналитику и учитесь у него».

При работе с командой нужно понимать, что не каждый дорастет до руководителя или директора, это нормально. Но если руководитель уделяет внимание своим подчинённым, это положительно сказывается не только на непосредственных результатах сотрудников, но и на HR-бренде компании.

1313
11
2 комментария

Поддержка в Яндексе очень плохая. Агенты отправляют копи-пасту не по теме постоянно, и такое ощущение, что это фича, а не баг: раздувать как можно больше бестолковых контактов (чем больше не помогаешь клиенту, тем больше он будет писать), чтобы менеджменту потом отчитаться какой дешевый один контакт выходит. Очевидно, что никакой оценки ни эффективности нет агентов, ни контроля качества. У агентов нет мотивации реально решать проблемы, и делать это качественно.

Ответить