Как подчиненному выйти из состояния "ребёнка" и стать "взрослым" в профессиональных отношениях. Часть 3.

Как подчиненному выйти из состояния "ребёнка" и стать "взрослым" в профессиональных отношениях. Часть 3.

Практические шаги для развития осознанности, уверенности и ответственности, чтобы преодолеть негативные транзакции и укрепить рабочие отношения с руководителем.

Чтобы выйти из негативных транзакций в состоянии «ребёнка» и перейти в более зрелую позицию «взрослого» в профессиональных отношениях, сотруднику нужно развивать осознанность, брать на себя ответственность за своё поведение и активно работать над изменением своего восприятия и взаимодействий с руководителем.

Вот основные шаги, которые помогут выйти из состояния «ребёнка» в негативных транзакциях

Осознание ситуации.

Понимание роли в транзакции. Первым шагом является осознание того, что сотрудник находится в состоянии «ребёнка» в отношениях с руководителем, и идентификация конкретных негативных транзакций (например, чрезмерная зависимость от указаний руководителя, боязнь критики или чувство несправедливости).

Анализ эмоций и реакций. Важно понять, какие эмоции вызывают действия руководителя (страх, гнев, обида) и как они влияют на поведение сотрудника. Осознание собственных реакций — ключевой этап для выхода из позиции «ребёнка».

Переход в состояние «взрослого».

Отделение эмоций от фактов. Важно научиться разделять эмоциональные реакции и фактические обстоятельства. Это позволит реагировать на поведение руководителя более рационально и избегать чрезмерных эмоциональных всплесков.

Объективная оценка ситуации. В состоянии «взрослого» человек действует на основе анализа и объективных данных, а не на основе эмоциональных переживаний. Это поможет сотруднику более трезво оценивать действия руководства и собственные реакции на них.

Развитие уверенности и самостоятельности.

Укрепление личной ответственности. Сотруднику важно осознать, что, несмотря на влияние руководителя, он сам несёт ответственность за своё поведение и решения. Нужно развивать чувство контроля над своей работой, что помогает выйти из роли зависимого «ребёнка».

Активная инициатива. Чтобы выйти из состояния «ребёнка», сотруднику нужно проявлять больше самостоятельности и инициативы в своей работе. Это может включать предложения по улучшению процессов, предложения решений, а не просто выполнение указаний.

Установление границ.

Навыки ассертивности. Ассертивное поведение помогает сотруднику защищать свои интересы без агрессии. Это включает способность говорить «нет» в ответ на чрезмерные или несправедливые требования, уважительно обозначая свои границы и права.

Чёткая коммуникация. Сотрудник должен учиться выражать свои мысли, идеи и чувства чётко и конструктивно. Это позволит избежать пассивного согласия и недовольства, которые типичны для состояния «ребёнка».

Работа с критикой.

Приём конструктивной критики. Важно научиться воспринимать критику без личных обид и самоуничижения. Сотрудник должен рассматривать её как способ улучшения, а не как атаку на свою личность. Это помогает избавиться от ощущения «наказанного ребёнка».

Запрос на обратную связь. Важно научиться не только принимать критику, но и проактивно её запрашивать. Это показывает зрелость и желание улучшать свою работу, а не уходить от ответственности или страха критики.

Улучшение отношений с руководителем.

Прямое обсуждение проблем. Если сотрудник чувствует, что он попал в паттерн негативных транзакций с руководителем, стоит попытаться обсудить это. Например, можно конструктивно обозначить, что стиль управления слишком контролирующий, и предложить способы для более эффективного взаимодействия.

Установление профессионального диалога. Работая в состоянии «взрослого», сотрудник должен стремиться к конструктивному диалогу с руководителем, где обе стороны уважают друг друга и обсуждают проблемы на основе фактов, а не эмоций.

Саморазвитие и обучение.

Постоянное развитие навыков. Чем более компетентен сотрудник в своей области, тем увереннее он себя чувствует. Уверенность в своей компетенции помогает сотруднику стать менее зависимым от указаний руководителя и более самостоятельным в принятии решений.

Развитие эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект помогает лучше понимать свои чувства и управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с другими. Это особенно важно для выхода из негативных эмоциональных транзакций.

Развитие внутренней мотивации.

Смещение фокуса на внутренние цели. Сотрудник должен развивать свою внутреннюю мотивацию и определять личные цели в работе. Это помогает сосредоточиться на собственном развитии и достижении результатов, а не только на внешних оценках со стороны руководителя.

Устойчивость к внешней оценке. Чтобы не оставаться в позиции «ребёнка», важно уменьшить зависимость от внешней оценки, включая похвалу или критику. Укрепление внутреннего стержня помогает сохранить спокойствие и уверенность в любых ситуациях.

Противостояние манипуляциям.

Распознавание манипуляций. Сотрудник должен научиться различать ситуации, когда руководитель манипулирует его поведением (например, вызывает чувство вины или страха). Осознание этого помогает разорвать цикл негативных транзакций.

Отказ от участия в игре «родитель — ребёнок». Чтобы избежать вовлечения в такие манипуляции, сотрудник должен сознательно выбрать позицию «взрослого», предлагая рациональные решения и не поддаваясь эмоциональным манипуляциям.

Работа с внутренними установками.

Изменение личных убеждений. Сотрудник должен проанализировать свои внутренние установки, которые могут удерживать его в состоянии «ребёнка» (например, «я не могу возражать начальнику» или «всегда нужно слушаться руководителя»). Осознание и изменение таких убеждений помогает вести себя более уверенно и автономно.

Смещение фокуса с одобрения на развитие. Сотрудник должен перестать стремиться исключительно к одобрению и научиться ценить процесс профессионального роста, даже если он связан с ошибками и временными неудачами.

Заключение.

Для выхода из состояния «ребёнка» в негативных транзакциях сотруднику важно развивать осознанность, личную ответственность, уверенность в себе и свои способности. Это требует перехода к позиции «взрослого», где решения и взаимодействия строятся на рациональности, объективности и взаимоуважении. Развитие навыков общения, ассертивности и управления эмоциями помогает сотрудникам более эффективно взаимодействовать с руководителями, создавая условия для более продуктивных и здоровых рабочих отношений.

Какие установки бывают у "Сотрудника-ребенка ", рассмотрим в следующей статье.

Предлагаю компаниям решение, которое позволяет использовать весь мыслительный ресурс сотрудников для достижения максимальной эффективности.

11
Начать дискуссию