Что отличает ТОП-менеджеров от линейных сотрудников?

Что отличает ТОП-менеджеров от линейных сотрудников?

В ходе консультаций и тренингов я работаю, как с линейными специалистами, так и ТОПами из разных отраслей. И, в целом, в сфере развития руководителей, уже больше 10 лет. Да, условный ТОП-менеджер из финтеха будет отличаться от ТОПа производственной компании, прежде всего, отпечатком корпоративной культуры.

Но кроме того, что они доросли до этого уровня, их объединяют ещё некоторые компетенции и особенности мышления. Их достаточно много, но мне, чаще всего, “в глаза бросаются” 4 фактора, о них сегодня и поговорим.

  • Прогнозировать на несколько шагов вперед и видеть не проблемы, а их решения

ТОПы мыслят не категориями “здесь проблема, я не знаю, как её решать”, они мыслят категориями рисков, последствий этих рисков и мероприятиями по управлению этими рисками. Они доверяют аналитике, а не ощущениям и мнениям. Здесь вообще неважно, о чем именно речь - о рабочем процессе, об установлении контактов, решении конфликтов или просто покупке товаров / услуг.

Ситуация, как компетенция проявляется на линейном уровне:

производственная компания должна выпустить продукт, но один из поставщиков задержал поставку материалов из-за проблем на границе. Специалист без этой компетенции впадает в ступор, идет к руководителю, сообщает о проблеме и ждет, пока тот предложит какие-либо решения на этот счет. И ситуация может повторяться из раза в раз.

Специалист с этой компетенцией проанализирует проблему, оценит влияние рисков, продумает альтернативный план действий (а лучше несколько) и, когда ситуация разрешится, разработает процесс, в котором подобная ситуация больше не возникнет.

Например, поддерживать определенный запас на складе, который в зависимости от объемов производства, будет автоматически корректироваться.

Любая компетенция формирует в нас паттерны поведения, которые отражаются во всех сферах жизни и даже в бытовых вопросах.

  • Способность критически смотреть на процессы и на себя

ТОПы часто (даже неосознанно) задают вопросы “почему это работает именно так?” и “как это изменить, чтобы стало эффективнее / проще / легче / оптимальнее?”

Ситуация, как компетенция проявляется на линейном уровне:

Табличка. В ней работают 3 сотрудника. Каждый месяц вносят в неё данные. Первый сотрудник следит, чтобы все данные строго вносились в определенный день. Второй - каждый месяц её корректирует, чтобы она выглядела красиво. А третий задает вопрос “а зачем мы её заполняем? что это дает? нужны ли данные действительно в таком объеме? а как можно автоматизировать получение этих данных?” Ищет стейкхолдеров процесса, разбирается в нём. Оказывается, что табличка эта давно уже никому не нужна, а данные можно подавать раз в квартал, выгружая их из системы за 2 минуты.

  • Вовлеченность, отношение к бизнесу, как к собственному

Это когда есть понимание, что бюджет - это не просто циферки в табличке, а реальные деньги, которыми нужно управлять эффективно и с умом. Оценивать, а действительно ли эти услуги столько стоят или нам накидывают к смете +50%, потому что мы крупный бизнес.

Бытовой пример. Вы делаете ремонт “для себя” и для “других, например” при одинаковом бюджете. В первом случае, вы внимательно и тщательно относитесь к выбору материалов, поставщиков, ведете переговоры о цене, беспокоитесь, если подрядчики что-то испортили, а во втором – всё будет зависеть от вашей заинтересованности в результате и личном уровне ответственности. Так и на работе :)

Любая компетенция формирует в нас паттерны поведения, которые отражаются во всех сферах жизни и даже в бытовых вопросах.

  • Открытость и готовность к постоянному развитию

Здесь не о том, что это всегда высокоэффективные люди, которые читают по 150 книг в год (хотя и такие тоже находятся).

Один мой клиент-ТОП (кстати, он и ТОП-клиент тоже), в подчинении у которого порядка 600 fte, организовал “открытый диалоге”, где руководители меньших эшелонов могли обмениваться опытом, кейсами и задавать вопросы ему.

Меня восхитила его фраза “я и сам очень многому у них учусь”.

Эта история о том, что у каждого человека можно чему-то научиться, даже у тех, кто менее опытен. Важно только быть для этого открытым.

Делитесь в комментариях, какие ситуации оказались знакомыми, может где-то узнали себя?

___________

Кстати, в телеграмм-канале о карьере, пару дней назад, я опубликовала разбор резюме с аудио-комментариями. Если тема актуальна для вас, оставлю ссылку на пост с разбором (аудио чуть ниже)

Начать дискуссию