IT c большим сердцем | Мария Артамонова, генеральный директор консалтинговой компании «ИТВОРКС»

На канале “Сделано круто” новый гость, который поможет нам разгадать код эффективного IT — за плечами Марии Артамоновой более 20 лет работы в этой сфере. Она начала свою карьеру в Samsung Electronics, работала по всему миру (Luxoft professional, KENWOOD). Российский опыт также включает в себя большой послужной список: IT-директор «Утконос», технический директор «МТС, Сбербанк. Сейчас Мария — предприниматель, основатель и генеральный директор консалтинговой компании «ИТВОРКС».

IT c большим сердцем | Мария Артамонова, генеральный директор консалтинговой компании «ИТВОРКС»

— Давай поговорим о роли IT в бизнесе. Как ты видишь, сейчас поменялось коммуникация между бизнесом и IT?

Я вижу, что собственники, генеральные директора осознают, что её надо менять, и это становится чуть ли не повсеместно. У меня такая профессиональная самоцель — очень хочу отойти максимально далеко от тезиса “IT не для всех”. Это порочащее всё утверждение является порождающим корневым фактором, который разграничивает бизнес и IT, делает из айтишников какую-то когорту, максимально изолированную от социума, с непонятным внутренним языком и нежеланием общаться снаружи. Если все мои телодвижения приведут к успеху, то IT будет для всех.

Я работаю с компаниями, и моя цель именно в том, чтобы бизнес не боялся зайти в IT и о чём-то договориться. Они не теряются, когда айтишники начинают в уши лить традиционно “как страшно жить” и говорить на иностранном языке. Те вслушиваются, пытаются вытащить какую-то суть из того, что айтишник транслирует. Реакция айтишников какая? Они видят, что нет испуга с той стороны, и начинают с ними разговаривать как с людьми. И вот это вот диалог на равных приводит к тому, что обе стороны начинают договариваться. И бизнес получает свой результат, IT в какой-то степени получает восхищение. Часто же говорят, что IT во всём виноват и айтишники от этого сильно страдают. Когда не получается — виноват IT, когда получается — все счастливы.

Ни для кого не секрет, что профессия IT закормленная. Те зарплаты, которые мы получаем — просто страшные суммы для других игроков рынка. Но если айтишник получает удовлетворение от проделанной работы, они готовы понижаться. Это лучший стимул.

Когда я работала в Корее, потом в Германии (с 2003г. по 2012г.), активно говорили, что лучшие умы утекают и нечем задержать на российском рынке. Это неправда. Просто мы неправильно позиционируем свои проекты. У нас очень много всего интересного. Надо просто разворачивать красиво для них. И если будут интересные проекты, они будут оставаться и сидеть на адекватной зарплате.

— Есть разница между опытом иностранным, международным и тем опытом, который ты получила в России?

Сложно сравнивать. Понимаешь, это получается начало моей карьеры, соответственно, были разные функции.

Разница большая в менталитете. Это факт. Например, корейцы усидчивые. Они пятой точкой берут всё — напором, усидчивостью, системностью. Не получается, они будут пробовать, пробовать, пробовать и оп! Получилось. И ты удивляешься, как это вообще, как случилось-то? Ты видел продукт, который был абсолютно сырой, а через полгода он рабочий, ты его сам пробуешь и удивляешься, как можно было такого качества достичь. Магия какая-то.

У немцев всё чётко. Жизнь и работа отдельно. И если работы становится слишком много, то такая работа не нужна. Они очень четко следят за своей загрузкой.

Русские — это сумасшедшие инженеры. Если нам нравится, мы можем спать на работе и поэтому получаем офигенный результат. Мы очень изворотливые, у нас настолько живой ум, креативность, что это делает нас максимально востребованным везде.

IT c большим сердцем | Мария Артамонова, генеральный директор консалтинговой компании «ИТВОРКС»

— Есть какой-то проект, которым ты вот прям гордишься? Можешь сказать, что “вот я это сделала круто”.

Тут я не буду все заслуги себе забирать, но действительно есть такой проект. И он случился очень-очень рано на заре моей карьеры. Корейцы хотели повторить японское решение, у них был домашний кинотеатр, который покупали у японцев и шильдик свой клеили. Очень нерентабельный проект, но Samsung очень хотел выйти в этот сегмент и получить свою линейку домашних кинотеатров. Нам дали устройство и говорят: “Сделайте что-нибудь, повторите”. Мы просто хакнули, и всё повторили. Сделали это за 8 месяцев.

— То есть со старта проекта до уже готового образа прошло 8 месяцев?

Да. Мой вклад был минимален. Со мной работали просто гениальные инженеры.

— То есть это вопрос команды?

Да. Русской команды.

— Как ты формируешь команду?

Я формирую команды по комбинаторности, стараюсь выбирать специалистов сильнее, чем я. Так, чтобы прям вот поджигало меня внутри чувство неудовлетворённости собой, что человек знает гораздо больше. Фиг с ним, с моим внутренним состоянием, я у него быстрее научусь.

— То есть ты не боишься конкуренции?

Я осознаю, что есть кто-то круче, сильнее, умнее, более погруженный, чем я. Меня это стимулирует для роста. Я прям изведу себя, но точно разберусь в теме, если есть время. Я буду догоняться и расти через человека. Это гораздо проще, чем классическим методом, по учебникам, по теории. Через него я получу знания уже адаптированные к реальности. Ни одна книга не рассказывает, какая разнообразная жизнь. Можно бесконечное количество раз рассказать офигенную теорию, красивую, она точно запомнится, но жизнь гораздо сложнее.

Смотрите полную версию интервью, много важных тем успели затронуть:

— как работается девушкам в IT?

— чем женщина-руководитель отличается от мужчины?

— как относиться к факапам в проектах?

— что такое “суперстимул”?

Будьте в курсе новостей и трендов рынка. Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Сделано круто!»

11
Начать дискуссию